СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ




 

Требования к компетентности по теме

Ø знать и уметь раскрывать сущность понятий «средства обучения», «технические средства обучения», «учеб­ник», «мультимедиа», «рационализация деятельности», «самоорганизация»;

Ø знать назначение и уметь раскрывать функции различных дидактических средств, уметь осуществлять их классификацию;

Ø знать и уметь обосновать требования к учебникам и учебным пособиям, уметь анализировать учебники и учебные пособия (по специальности) с точки зрения этих требований;

Ø знать, уметь характеризовать и применять современные технические, в том числе компьютерные средства обучения; I □ понимать и уметь раскрывать сущность рациональной организации учебной деятельности учащихся;

Ø знать и уметь характеризовать методы самоорганизации учебной деятельности, уметь применять их в своей учебной деятельности.

 

Основные вопросы

1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика.

2. Требования к учебникам и учебным пособиям.

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства.

4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельно­сти школьников.

5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

Понятия темы _

Средства обучения, технические средства обучения, учебник, учебное пособие, компьютеризированное обуче­ние, мультимедиа, учебная деятельность, рационализация учебной деятельности, самоорганизация учебной деятельности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рациона­лизация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности».

2. Осуществите классификацию различных видов дидактических средств.

3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения.

4. Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям.

5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе.

6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников.

7. Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.


Глоссарий

Средства обучения — материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Технические средства обучения — различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

Мультимедиа — компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе.

Рационализация учебной деятельности — введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание познавательной деятельности более совершенного харак­тера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов.

Самоорганизация учебной деятельности — деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, тонировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

 

Выполнить задание:

Практическое занятие № 5 стр. 112 в рабочей тетради по основам общей педагогики и дидактики

 

Рекомендуемая литература

1. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

2. 4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Ту­манит, изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 128—159.

3. 5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 87—102.

4. 6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 68—80.

5. 7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 48—64.

 

КСР 5

 

ТЕМА

СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ

Требования к компетентности по теме _

― знать и уметь раскрывать сущность понятий «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении»; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания, пред­ставленные в истории педагогики;

― знать и уметь формулировать цели, задачи гуманистического воспитания; знагь и уметь раскрывать содержа­ние закономерностей и принципов гуманистического воспитания;

― знать и уметь характеризовать воспитание как процесс формирования отношений личности к себе и окружаю­щему миру, а также как процесс интериоризации социокультурных ценностей;

― знать и уметь характеризовать воспитательную работу и деятельность учащихся как основные составляю­щие воспитательного процесса; знать принципы воспитательной работы и организации деятельности учащихся, уметь применять их в процессе анализа реальных педагогических взаимодействий (воспитательных дел);

― понимать и уметь устанавливать взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;

― уметь дать общую характеристику основным директивным документам в области воспитания.

Основные вопросы

1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

2. Психологические и аксиологические основы воспитания.

3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

4. Воспитывающая деятельность, требования к ее организации.

5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направ­лениях и содержании воспитания.

Понятия темы _

Воспитание в широком и узком педагогическом значении, теория воспитания, методика воспитательной ра­боты, воспитательный процесс, закономерности воспитания, принципы воспитания, отношение личности, качество личности, воспитательная работа, воспитывающая деятельность, самовоспитание, концепция вос­питания, программа воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значе­нии». Какие трактовки процесса воспитания существуют в истории педагогики?

2. Охарактеризуйте закономерности и принципы воспитания?

3. Докажите, что содержанием воспитания личности являются ее отношения к себе и окружающему миру.

4. Раскройте аксиологические основы воспитания.

5. Определите понятие «воспитательная работа». Сформулируйте принципы воспитательной работы как вида педаго­гической деятельности.

6. Каковы требования к организации воспитывающей деятельности?

7. Укажите основные направления педагогического руководства самовоспитанием школьников и раскройте содержание его этапов.

8. Дайте краткую характеристику содержания «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респу­блике Беларусь» (2006).

Глоссарий

Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания.

Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, средства, формы, технологические подходы к организации воспитательного процесса в различных педагогических системах.

Воспитательный процесс — процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении.

Закономерность воспитания — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво по­вторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.

Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, орга­низации и осуществлению процесса воспитания.

Отношение личности — система индивидуальных, избирательных, сознательных, оценочных связей личности с различ­ными сторонами действительности.

Способность к самоопределению — способность вырабатывать собственные ценности, определять цели, содержание, средства, условия своей деятельности, анализировать ее результаты, корректировать свою деятельность и поведение.

Культура жизненного самоопределения — важнейший компонент базовой культуры личности, характеризующий ее умение определять смысл и стратегию жизни на основе освоенных ценностей культуры.

Воспитательная работа — целенаправленная профессиональная деятельность педагогов школы или внешкольного образовательного учреждения, направленная на решение задач воспитания в процессе организации совместной деятельности педагогов и учащихся.

Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитания — нормативный документ, в котором кратко изложено содержание воспитания, деятель­ности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач, распределенное в соответствии с возрастными периодами.

 

Выполнить задание:

Практическое занятие № 2 стр. 18 в рабочей тетради по теории воспитания и основам школоведения

 

Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. — С. 130—159.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 367—440.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 5—58; 137—187.

5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — С. 154—174.

6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 282—299; 450—457.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 89—ПО; 317—326. 8. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — С. 15—31; 38—41; 144—215; 218—230.

 


 

КСР 6

 

ТЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫЛИЧНОСТИ

 

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность мировоззрения личности, его внутреннюю структуру; знать и уметь обос- j новать педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся;

□ знать и уметь раскрывать сущность и структуру нравственной культуры личности; знать и уметь определить цель, задачи, содержание воспитания нравственной культуры учащихся разного возраста;

□ знать и уметь раскрывать сущность и структуру эстетической культуры личности; знать и уметь охарактери­зовать средства формирования эстетической культуры учащихся; знать и уметь определять задачи и содержание этого направления воспитательной работы с учетом возрастных особенностей школьников;

□ знать и уметь раскрывать содержание понятий «гражданская культура», «гражданственность», «политическая культура», «правовая культура» личности; уметь обосновать критерии (показатели) сформированности граж­данских качеств личности;

□ знать и уметь охарактеризовать цель, задачи, содержание, педагогические условия, возрастную специфику воспитания гражданской культуры и ее компонентов.

Основные вопросы |

1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного миро­воззрения учащихся.

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания.

3. Воспитание эстетической культуры личности школьников.

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

Понятия темы

Мировоззрение, научное мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, нравственная культура, эстетическая культура, гражданская культура, гражданственность личности, политическая культура, правовая культура.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «мировоззрение». Раскройте его внутреннюю структуру.

2. Какие функции выполняет мировоззрение в развитии личности?

3. Сформулируйте педагогические условия и охарактеризуйте возрастные возможности формирования научного миро­воззрения учащихся.

4. Раскройте сущность и структуру нравственной культуры личности.

5. Сформулируйте основные педагогические задачи в области воспитания нравственной культуры учащихся. Какова возрастная специфика этого направления воспитания?

6. Установите взаимосвязь между структурой эстетической культуры личности и содержанием воспитательной работы по формированию эстетической культуры.

7. Каковы пути, средства, возрастная специфика воспитания эстетической культуры учащихся?

8. Раскройте сущность и критерии сформированности гражданской культуры личности. Назовите условия воспитания у школьников гражданской культуры и патриотизма.

9. Каким образом учитываются возрастные особенности школьников в процессе воспитания их правовой и политиче­ской культуры? Приведите примеры.

Глоссарий

Ø Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества, понимание места человека в мире и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в раз­личных сферах жизни.

Ø Нравственная культура личности — компонент культуры личности, степень (мера) освоения морального опыта обще­ства, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

Ø Культура поведения — совокупность форм поведения человека в повседневной жизни, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения.

Ø Эстетическая культура личности — компонент культуры личности, включающий эстетические (художественные) знания, чувства, потребности, идеалы, интересы, эстетический вкус, эстетическое отношение к природе и искусству, а так­же опыт эстетической (художественной) деятельности.

Ø Гражданская культура личности — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеоло­гией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга.

Ø Гражданственность — характеристика человека как сознательного и активного гражданина; интегративное ка­чество, проявляющееся в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, в выполнении гражданского долга, умении сочетать личные интересы с общественными.

 

Патриотизм — качество личности, выражающееся в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.

Правовая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения лич­ностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности.

Политическая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень овладе­ния личностью политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности умения ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.

 

Выполнить задание:

Практическое занятие № 5 стр. 56 в рабочей тетради по теории воспитания и основам школоведения

 

Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей; Юрайт, 1999. — С. 274—283; 292—297; 321—354.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 163—172.

4. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 300—314; 320—325.

6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 231—284; 317—329.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 368—399; 418—444; 454―474.

 

КСР 7

 

ТЕМА

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни

 

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризо­вать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними;

□ знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические усло­вия и пути осуществления;

□ знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь рас­крывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы;

□ знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая куль­тура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни;

знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников.

Основные вопросы

1. Экологическая культура личности: сущность, структура.

2. Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников.

3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности.

4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

Понятия темы _

Экология, экологическая культура личности, здоровье, здоровый образ жизни, валеология, валеологическая куль­тура личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что экологическое образование и воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной рабо­ты с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?

2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.

3. Назовите формы (технологии) формирования экологической культуры учащихся, которые применяются в педагоги­ческой практике.

4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.

5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия фор­мирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?

6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

 

Глоссарий

Экологическая культура личности — компонент культуры личности, уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нрав­ственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

Культура безопасной жизнедеятельности — степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обще­стве, уровень сформироваиности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприя­тия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.

Здоровье детей — состояние их организма, характеризуюгцееся уравновешенностью с окружающей средой и от­сутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровый образ жизни — такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человекам профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и опре­деляет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Валеологическая культура личности—компонент культуры личности, уровень сформироваиности здорового образа жизни, выражающткя в ценностном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, в знании средств поддержания и совершен-ствовалия физической формы, потребности в разумной физической активности как основы умственного, нравственного, эстетиче­ского развития, в сформироваиности уметш и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.

 

Выполнить задание:

Практическое занятие № 11 стр. 124―135 в рабочей тетради по теории воспитания и основам школоведения

 

Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) / Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей; Юрайт, 1999. — С. 287—291; 355—362; 367—371.

3. Маленкова. Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 246—269.

1. 4. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

2. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 314—315; 322—323; 325—328.

4. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. —С. 329—360.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Ушверсггэцкае, 2000. — С. 445—453.

 

КСР8

 

ТЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. КОНФЛИКТЫВ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.

В. А. Сухомлинский

Требования к компетентности по теме

Ø знать и уметь раскрывать сущность понятия «педагогическое общение», структуру и функции педагогическо­го общения;

Ø знать и уметь охарактеризовать закономерности педагогического общения; знать и уметь раскрывать содержа­ние его бессловесного и словесного компонентов;

Ø понимать сущность готовности учи геля к педагогическому общению, его коммуникативной культуры; уметь диа­гностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя коммуникативных способностей и умений;

Ø знать и уметь охарактеризовать возможные стили педагогического общения и педагогического руководства, уметь обосновать целесообразность их применения в педагогическом процессе;

Ø знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический конфликт», «конфликтоген педагогического общения»; знать этапы развития «педагогического конфликта», возможные стили поведения в нем, уметь обо­сновать их целесообразность;

Ø знать и уметь раскрывать типы конфликтогенов педагогического общения, их возрастную специфику; знать и уметь применять методы преодоления педагогических конфликтов.

Основные вопросы __

1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения.

2. Культура педагогического общения.

3. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления.

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика.

 

Понятия темы

Общение, коммуникщия, педагогическое общение, культура педагогического общения, педагогический такт, стиль педагогического общения, стиль педагогического руководства, конфликт в педагогическом общении, кон­фликтогены педагогического общения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

2. Раскройте структуру и функции педагогического общения.

3. Назовите и охарактеризуйте закономерности педагогического общения.

4. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профес­сионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

5. Дайте характеристику' возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

6. Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определи­те понятие «педагогический конфликт».

7. Назовите этапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.

8. Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.

Общение — одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материаль­ных вещей и культурных ценностей.

Коммуникация — обмен информацией посредством языка или других знаковых средств.


Глоссарий

Из народной мудрости

Худой мир лучше доброй ссоры (рус).

Педагогическое общение — целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Культура педагогического общения — совокупность знаний, коммуникативных способностей и умений, а также личностных качеств, позволяющих педагогу осуществлять педагогическое общение на высоком профессиональном уровне.

Педагогический такт — соблюдение педагогом принципа меры, избежание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности, сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним.

Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.

Стиль педагогического руководства — характерная манера и способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников.

Конфликт — ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт).

Педагогический конфликт — взаимодействие учителя с ученикам или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — С. 151—169.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 3.

3. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. — С. 209—218.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 207—229.

5. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. — Минск: Бел. навука, 1998. — С. 134—179.

7. 6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — Гл. 2.

7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 458—472.

 


КСР 9

 

ТЕМА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

 

Становление творческой индивидуальности педагога невозможно без развития его творческого мышления, творческих способностей.

П. Е. Решетников

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «индивидуальный стиль педагогической деятельности», «инди­видуальный стиль учебной деятельности», «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образова­тельная траектория», «"Я-концепция" творческого саморазвития»;

□ понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогической и учебной деятельности; знать и уметь раскрывать функции стилей деятельности педагога и учащихся;

□ знать и уметь анализировать нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учащихся;

□ знать и уметь обосновать возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.

Основные вопросы

1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся.

2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности.

3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству.

4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, со­держания и программ учебной деятельности.

Понятия темы

Индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальный стиль учебной деятельности, индивидуальное портфолио учителя, индивидуальная образовательная траектория, «Я-концепция» творческого саморазвития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Какова структура ИСПД?

2. Дайте определение индивидуальному стилю учебной деятельности.

3. Охарактеризуйте возможные стили педагогической и учебной деятельности.

4. Раскройте понятия «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «"Я-концеп­ция" творческого саморазвития».

5. Какие функции выполняют стили деятельности педагога и учащихся?

6. Назовите нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учеников.

7. Обоснуйте возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсифи­кации целей, содержания и программ учебной деятельности.

Глоссарий

□ Индивидуальный стиль педагогической деятельности — единство объективных требований к деятельности педагога и его индивидуальных свойств различных уровней; важная предпосылка становления педагогического мастерства учителя и удовлетворенности его профессией.

□ Индивидуальный стиль учебной деятельности — индивидуально освоенные ученикам способы выполнения учебной деятельности, содействующие максимальному саморазвитию и самореализации его личности.

□ Индивидуальное портфолиоучителя — одно из средств профессионального саморазвития педагога, представляю­щее собой систематизацию опыта и знаний, накашиваемых учителем путем сбора профессионально значимой инфор­мации и материалов, отражающих результаты его деятельности.

□ Индивидуальная образовательная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

□ «Я-концепция» творческого саморазвития стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компо­нентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности.

 

Рекомендуемая литература

1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

2. Краско, П. П. От индивидуальной траектории развития — к профессиональному самоопределению / П. П. Краско // Народная асвета. — 2007. — № 11. — С. 43—45.

3. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.

8. 4. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов.― Минск: Экоперспектива, 2009.

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сласте-нина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 51—57.

5. Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоре­тический аспект: монография / А. В. Торхова. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2004. — 143 с.

 

 

КСР 10

 

ТЕМА

НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

В. А. Сластенин

 

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «нововведение», «идеальная педагогическая инновация», «инно­вационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор»;

□ знать и уметь характеризовать формы инновирования в образовании, этапы инновационной педагогической деятельности;

□ понимать и уметь характеризовать виды педагогических инноваций, раскрывать прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования;

знать и уметь обосновывать основные компоненты акмеограммы педагога-инноватора.

Основные вопро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: