Основы комплексного лечебно-педагогического преодоления заикания в ДОУ




Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания для самостоятельной работы строятся с учетом успехов ребенка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочнения. Важно предусмотреть посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовым и учебно-воспитательными условиями. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее задание в определенное время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценированной сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, и многое другое. Для стимуляции ребенка к самостоятельной работе и для контроля за ее выполнением необходимо родителям вести специальный дневник. Несмотря на тесную связь между логопедической, общеобразовательной и воспитательной работой с заикающимися детьми, необходимо обратить внимание на соотношение основных задач работы логопеда и педаго-воспитателя. Основной задачей логопеда является прежде всего исправление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей, ориентируясь на общеобразовательную программу обучения и воспитания и расширять, углублять, совершенствовать знания, навыки, умения. Целесообразно и некоторое опережение программного обучения. Педагог-воспитатель дает прежде всего знания и навыки, предусмотренные программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребенка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определенные моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление все делать самому, понимание товарищества, дружбы и др..

Иными словами помощь разных специалистов дополняет и укрепляет средства логопедического воздействия на заикающегося. А совокупность разных лечебно-педагогических средств составляет основу комплексного метода преодоления заикания. Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторная карта, речевая карта).

Обязательной формой логопедической работы является консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. В детском саду это реализуется в виде цикла бесед:

ü о сущности причин заикания

ü о методах устранения

ü о значении и направленности речевых занятий

ü о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе

ü об особенностях домашнего режима

ü об отношении окружающих к заикающимся.

В рассматриваемом детском саду присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог. Такая консультативно- методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия в закреплении правильной речи и поведения детей в повседневных и учебных условиях.

Многие сведения в доступной форме доводятся до родителей на собрании. Очень важно разъяснить родителям, что во время летнего отдыха смена климатических условий, отдых в обстановке, связанной с эмоциональным напряжением, долгая разлука с родителями(особенно с матерью) нежелательны. Они могут повлечь за собой усиление заикания.

Консультативно-методическая работа с родителями педагогами является частью той большой работы логопеда, которая называется пропагандой логопедических занятий. Формы ее разнообразны: лекции, беседы, выступления на родительских собраниях и педсоветах в школах и детских садах, по радио и телевидению, на страницах газет и журналов и т.д. Консультативно-методическая работа также должна планироваться и учитываться в специальной документации.

Одним из направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой, на его эмоционально-волевую сферу.

Осуществляется на протяжении всего коррекционно-воспитательной работы. Окружающие люди должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и и убеждение, что в конце концов успех будет полным. Большое значение в преодолении заикания имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить. Отношения к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться. Серьезное влияние на эффективность преодоления заикания является постоянное самообразование логопеда, повышение его деловой квалификации через изучение специальной литературы, путем обмена опытом работы, через участие в работе методических объединений, специальных семинарах, занятий на курсах повышения квалификации.

Итак, понимая механизм возникновения заикания и зная многообразные особенности его проявления определена необходимость комплексного лечебно-педагогического воздействия на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

При коррекции заикания с общим недоразвитием речи у старших дошкольников используется система, разработанная Н.А. Чевелевой. В процессе логопедических занятий, осуществляемых в контексте этой системы, удается в течение 8-9 месяцев воспитать у заикающихся детей свободную от запинок самостоятельную речь. Формирование свободной от заикания речи осуществляется в такой последовательности:

  • 1 период – пропедевтический;
  • 2 период – сопровождающая речь;
  • 3 период – завершающая речь;
  • 4 период – предваряющая речь;
  • 5 период – закрепление навыков самостоятельной речи.

Более подробное содержание задач, решаемых на каждом этапе представлено в приложении№2.

В системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий, которые успешно применяются в рассматриваемом нами детском саду.[5, С.62]

Мелотерапия - воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, тем музыки с темпом движения.

  1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, С.Прокофьеваи др.).
  2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.
  3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов («Зверобика» Б.Савельева, «Улыбка» В.Шаинского, «Хитрая лиса и волк»С.Бодренкова и др.).
  4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус («Маятник», «Часики»-преностяжести тела с одной стороны на другую, «Шалтай-Болтай», «Тряпичные куклы» (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).
  5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками, протопать ногами ритмический рисунок песни).
  6. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (потешки).
  7. Пропевание песен с усложнением темпо-ритмических характеристик.
  8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную.
  9. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит» - «УУУ»(низкий тон), «Маленький паровозик гудит» - «ууу»(высокий тон).
  10. Пропевание гласных с разной интонацией - вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление (приложение№4).
  11. Использование методики «Пошаговое рисование». Ведущим является фразовая речь, затем предложение и составление рассказа. Использование ребусов, загадок, вопрос-ответ, четвертый лишний и т.д..

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без нее, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А.Волковой, В.И.Селиверстова, Е.В.Оганесяна, Н.А.Рычковой.

В рассматриваемом нами детском саду используются разнообразные средства логотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового развития, внимания и памяти; ориентировки, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации (приложение№5).

В условиях детского сада также большую роль играет коррекционная направленность деятельности воспитателя. В случае поступления в массовый детский сад заикающегося ребенка воспитатель стремится:

ü сблизить ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми;

ü говорить с ним четко, плавно – не по слогам и не нараспев;

ü не вовлекать его в шумные, возбуждающие игры;

ü не спрашивать первым на занятиях.

Поведение воспитателя остается во всех ситуациях ровным и требовательным.

Общеизвестно, что чем раньше начата работа по коррекции, тем выше ее результативность. Легче всего избавиться от заикания в первый период его появления. Важно, прежде всего позаботиться, чтобы прерывистая форма речи не закрепилась и не стала устойчивой. Для этого в группе детского сада временно создаются условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими. Временно надо убрать книги, перестать читать вслух. Не следует задавать вопросы, требующие ответа, что не создавать повода к появлению заикания.

Очень полезны в этот период спокойные, «молчаливые» игры с кубиками, строительными материалами, пластилином. Надо добиться, чтобы ребенок побольше играл сам и поменьше говорил. Необходимо незаметно подсказывать ребенку то, что он намеривался выразить, так как заикающемуся легче повторять слова вслед за кем-нибудь. В этот период основная задача состоит в том, чтобы не закреплять у ребенка навыков неправильной речи. В присутствии ребенка и при обращении к нему необходим спокойный, ровный тон разговора, чтобы он мог этому подражать и таким образом освободиться от сбивчивой, прерывистой речи.

Ни в коем случае не следует говорить при ребенке о недостатках его речи, одергивать его, упрекать в том, что он «балуется». Он не должен догадываться о том, что с ним происходит что-то необычно, что он говорит не так, как все.

 

Выводы по второй главе.

Неуклонно выполняя данные требования в начале заикания ребенка, можно рассчитывать на скорую нормализацию его речи (при правильном режиме сна, питания, прогулок, согласованных действий родителей).

Таким образом, комплексная работа по работе с заикающимися детьми, осложненным общим недоразвитием речи третьего уровня представлена систематической и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны многих специалистов. Так, в детском саду основное местом в коррекционно-воспитательной работе отводится логопеду. В то же время, в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий (мелотерапия, логоритмотерапия и мн.др.). обязательной также является консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка, обеспечивающая создание благоприятных условий для лечебно- педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении и в коллективе сверстников.

 

Заключение

 

Заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) проявляется в речевой коммуникации. Но не только судороги затрудняют ее: для заикающихся характерна – выраженная в разной степени - болезненная фиксация на дефекте. Неудачные попытки избавится от него порождают у детей с такой речевой патологией и психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость. У них, как правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики, миклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают, чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и пр..

В детском саду в группе старшего дошкольного возраста (в возрасте от 5 до 7 лет) – дети имеют проблемы с речью, проявляющиеся в заикании. В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонетические и лексико-грамматические нарушения, а также нарушена фразовая речь. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся.

Логопедическая работа с такими детьми начинается с психолого-педагогического изучения заикающегося ребенка. Оно определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

В рассматриваемом детском саду при работе с заикающимися детьми используется система, разработанная Н.А. Чевелевой. В процессе логопедических занятий, осуществляемых в контексте этой системы, удается в течение 8-9 месяцев воспитать у заикающихся детей свободную от запинок самостоятельную речь.

В детском саду основное место в коррекционно- воспитательной работе отводится логопеду. В то же время, в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий (мелотерапия, логоритмотерапия и др.).

Одним из направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой, на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно – воспитательной работы окружающие люди должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что в конце концов успех будет полным, большое значение в преодолении заикания имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить.

Обязательной формой логопедической работы является консультативно – методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно- педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. В детском саду №27 это реализуется в виде цикла бесед:

ü о сущности причин заикания,

ü о методах устранения,

ü о значении и направленности речевых занятий,

ü о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе,

ü об особенностях домашнего режима,

ü об отношении окружающих к заикающимся.

 

В рассматриваемом детском саду предусмотрено присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог. Такая консультативно- методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия в закреплении правильной речи и поведения детей в повседневных и учебных условиях.

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно – педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательной скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны как специалистов, так и родителей заикающихся детей. И результат совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: ВЛАДОС, 2005. – 441с.

2. Арушанова А., Дурова Н, Истоки диалога: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание, 2006, №11 – С.68-72

3. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых.

4. Власова Н.А., Э.Н. Герценштейн. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста – М., 1991.

5. Волкова Л.С., Селиверстов В.И.. Хрестоматия по логопедии. М.,1997 Ч.1

6. Горелик Я.М. Родителям о заикании, Москва, ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002

7. Досушков Ф.Н. Невроз болезненной застенчивости, Невропатология и психиатрия, Москва, т. 63, №1,1963

8. Жинкин Н.И. Заикание – М, 1985.

9. Жукова Н.С. преодоление недоразвития речи у детей.М.,1994

10. Заикание у подростков. Кн. для логопеда. Из опыта работы / Е.В. Богданова, М.И. Буянов, Т.В. Калошина и др. М.: П. 1989

11. Зееман М.. Заикающиеся дети – М., 1989.

12. Карпухина Г.Р. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология №1, 1980. с. 66–70

13. Лагузен Х.. Способ излечения заикания – М., 1990.

14. Лалаева Р.Е. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб., 1999

15. Левина Р.Е.К проблеме заикания у детей – М., 1989.

16. Логопедия. Учебник для ВУЗов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос. 1999.

17. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание, Москва, Эксмо-пресс, 2002.

18. Неткачев Г.Д. Новый психологический способ лечения заикания, Москва, 1988

19. Расстройства речи у детей и подростков / Под общей редакцией С.С. Ляпидевского М: Медицина. 1969.

20. Рау У.Ф. и Синяк В.А.. Логопедия. М.: П. 1969.

21. Селиверстов В.И. Заикание – М., 1979.

22. Сикорский И.А. О заикании, С.-Петербург, 1989

23. Тартаковский И.И. Психология и психотерапия заикания, Москва, 1934

24. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. Основы логопедии. М.: П. 1989.

25. Флоренская Ю.А, И.С. Авербух, О.Г. Архипова. Повторные больные и трудные случаи заикания – М., 1982.

26. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия – М., 1987.

27. Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1959

28. Шуберт М.Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания.

29. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980

 

 

Приложение

Приложении 1

Упражнения по логоритмотерапии

  1. Упражнения для развития мимики лица

«Съешь кислый лимон» (морщат нос).

«Увидели драчуна» (нахмурили брови).

«Увидели красивый цветок» (улыбнулись).

 

  1. Упражнения для развития зрительногг, слухового внимания, а также памяти.

«Я движенья покажу, а что значит-нескажу. Вы их точно повторите, и,что они значат, расскажите» (имитируют действия: умывание, игра в мяч, еда и т.д)

 

  1. Упражнения для чувсва ритма.

«Конь меня в дороге ждет, бьет копытом у ворот. На ветру качает гривой пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскачу, не поеду- полечу! Цок – цок – цок, цок-цок-цок, там, за дельнею рекой, помашу тебе рукой» (дети бьют ногой по полу, кувают головой, подскакивают, пружинят ногами, машут рукой).

 

  1. Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

«Колечко-цепочка-щеточка» (делают пальцами).

«Кулак-ладно-ребро».

«Козочки-зайчики» (козочки бодаются, зайчики ушками шевелят; показывают «рожки» большим пальцем и мизинцем, «ушки» - указательным и средним пальцем).

 

  1. Игры с пением.

«Мы веселые сестрички,

Мы веселые странички.

Дружно за руки взялись

И все в книгу собрались.

Ты читай, читай, читай,

Ты листай, листай, листай.

И о том, что книга – друг,

Никогда не забывай.

Вдруг пришел читатель злой

И порвал странички: «Ой!».

Наша Катенька пришла,

Все странички собрала,

Закрепила в переплет,

Снова книга оживет.

Ты читай, читай, читай,

Ты листай, листай, листай.

И о том, что книга – друг,

Никогда не забывай» (дети сначала идут в хороводе, потом бегут в хороводе; приседают и разъединяют руки, потом вновь берутся за руки и бегут по кругу).

 

 

Приложение 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: