Примеры информационных внедрения технологий в производственный процесс




2.1 Информационные технологии и новый тип взаи­моотношений между производителями, поставщиками и потребите­лями

 

Рассмотрим более подробно информационные технологии, которые используются для экономического анализа.

Экономические информационные системы классифицируются по многим аспектам. Например, по функциональному признаку, по ре­жимам работы и по способу распределения вычислительных ресур­сов.

Среди систем административно-организационного типа для об­служивания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием можно выделить системы обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС). Основными функциями подобных про­граммных продуктов являются сбор, передача, хранение информа­ции и такие операции обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.

Для операций преобразования входной информации необходи­мо создание прикладных программ. Экономическая информацион­ная система, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. В качест­ве примера можно назвать программы расчета заработной платы со­трудников предприятия, формирования статистической отчетности и т.п.

СОД производит информационное обслуживание специалис­тов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информа­ции, передается на управляемый объект. С помощью системы обработки данных преобразуется любая входящая информация. Нормативно-справочная информация, выходящая информация (от органа управления), промежуточная информация, т.е. часть выходящей ин­формации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в пос­ледующие периоды времени [19].

При решении любых задач с использованием информационных технологий требуется наличие ряда компонентов:

- исходной и справочной информации для расчета,

- метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде програм­мы,

- компьютера,

- пользователей, которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной деятельности.

Компоненты информационной системы — это база данных, кон­цептуальная схема и информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования данными [19].

Сообщение может быть выражено на естественном языке, одна­ко часто применяют форматированные сообщения, когда выделяют­ся опорные свойства (параметры) происходящего события и в сооб­щении приводятся названия свойств и их значения.

Рассмотрим более подробно интерес пользователей к различным программам. Исследование, проводимое в Москве дважды — на вы­ставках «Бухучет и аудит 2001» и «Бухучет и аудит 2003».

Среди правовых информационно-справочных систем на россий­ском рынке самой распространенной является «Консультант Плюс». Однако в настоящее время широкое распространение получила про­грамма «Гарант». Данная компания предприняла большое количес­тво шагов, направленных на распространение информационного продукта. К ним относятся: увеличение числа консультационных ма­териалов, расширение электронной версии оператора «Практическая энциклопедия бухгалтера», создание системы бесплатных семина­ров для пользователей «Гаранта», активная работа с вузами по под­готовке пользователей.

Пользователи отмечают, что предпочитают в практической рабо­те использовать обе системы — «Консультант Плюс» и «Гарант» — что обеспечивает полноту необходимых функциональных возмож­ностей и надежность программы.

Система «Кодекс» среди правовых информационно-справочных систем занимает третье место, ее рейтинг среди потребителей значительно ниже по сравнению с «Консультант Плюс» и «Гарант».

Наиболее известной программой среди продуктов для бизнеса-планирования является «1С:Консалтинг» компании «1С», затем про­дукты фирмы «ИНЭК» и далее «Галактика-Zoom» — поисково-ана­литическая система для руководителей, разработанная компанией «Галактика».

В системах автоматизации складского учета специалисты выде­ляют «1С: Торговля и склад», которая является одним из компонен­тов системы «1С:Предприятие 7.7». Это закономерно, так как боль­шинство потребителей ведет бухгалтерский учет в программе «1С: Бухгалтерии 7.7», и следовательно, используют продукты той же компании и для складского учета. Эти продукты находятся в рам­ках единой системы. На втором месте по популярности — програм­ма «Фолио WinCклад» фирмы «Фолио», на третьем — программы собственной разработки.

Системы автоматизации документооборота: на первом месте Lo­tus Notes, на втором — Documentum, третье место — у системы «Ев­фрат-Документооборот» фирмы Cognitive Technologies. Эти про­дукты наиболее известны на отечественном рынке программного обеспечения. Однако потребители отмечают, что для практической работы с документами достаточно стандартных средств MS Office

В литературе приведены следующие, касающиеся использования информационных продуктов на российском рынке (см. Приложение 3).

В таблице №2 показаны ответы на следующий вопрос: удовлетворены ли пользователи программами [8, С. 93-94].

Таблица 2 [8]

Критерии Да Неполностью Нет
Возможностями программы      
Качеством документации      
Качеством сервисного обслуживания      
Всего      

В российской литературе активно рассматривается вопрос, каки­ми программными продуктами пользоваться: своими или зарубеж­ными. Высказываются следующие точки зрения.

Несколько проектов по внедрению зарубежных управленческих систем потерпели неудачу. Ряд специалистов высказывали мнение о непригодности зарубежного информационного продукта на россий­ском рынке программного обеспечения. Большинство аналитиков утверждает, что подобное мнение является заблуждением, так как модели управления бизнесом и основные принципы планирования хозяйственной деятельности практически одинаковы во всем мире. Благодаря западным технологиям и опыту значительно сократилось время информатизации производственных процессов в России.

Существует мнение о том, что российским компаниям предпоч­тительнее работать с отечественным программным обеспечением, так как зарубежный продукт строится на четких, строго формализо­ванных хозяйственных связях. В России же бизнес-среда нестабиль­на, поэтому хозяйственные процессы на российских предприятиях должны подстраиваться под требования рыночной конъюнктуры.

Существующие на сегодняшний день российские системы пока могут считаться только учетными и не справляются с планирование производства [67].

Развитие информационных технологий все более направлено в об­ласть интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позво­ляет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.

Автоматизированные технологии формирования управленческих решений, системы формирования решений так же, как и информационные системы, существовали всегда. Это — советники и советы (чрезвычайные, военные, экономические, экологические и пр.), совещания и коллегии, аналитические центры и т.д. Назывались они по-разному, но создавались с целью формирования и принятия решений.

По мере создания и развития автоматизированных информаци­онных технологий появилась возможность автоматизации процедур, характерных для процесса принятия решения. Постепенно стали развиваться новые системы, получившие название систем подде­ржки принятия решений (СППР). В результате их применения повы­силась скорость формирования решений, улучшилось их качество за счет оценки многих факторов.

Характерная черта СППР заключается в том, что произошел от­каз от фундаментального принципа в поиске объективного опти­мального решения, характерного для полностью формализованных задач. Теперь наравне с формальными решениями стала применять­ся субъективная информация, поступающая от лица принимаемого решение (ЛПР). Сугубо оптимальные (формальные) методы в рам­ках СППР используются лишь на нижних уровнях иерархии управ­ления.

Автоматизация ряда процедур формирования решений с помо­щью СППР позволила возложить на компьютер следующие функ­ции:

· генерацию возможных вариантов решений:

· оценку вариантов, выбор и предоставление ЛПР лучшего из них:

· анализ последствий принятого решения;

· обеспечение работы системы исходными данными, поступаю­щими из других систем (подсистем), ЛПР и окружающей среды. Под системой поддержки принятия решений будем понимать человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимаю­щим решение, использовать данные и знания объективного и cyбъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо формализованных) проблем.

Однако в процессе исследования закономерностей становления и функ­ционирования глобальной информационно-сетевой экономики вы­деляется целый ряд новых недостаточно разработанных макроэко­номических проблем, которые составляют предметную область макро-мониторинга интернет-экономики. Следует выделить следующие макро-проблемы:

· Формирование новых зависимостей и пропорций между основ­ными секторами и макроэкономическими параметрами в интернет-экономике.

· Конвергенция интернет-бизнеса и новые принципы конкурент­ной борьбы.

· Создание новых институциональных органов регулирования ин тернст-экономики.

· развитие электронных платежных систем и рост скорости обра­щения электронных денег.

· Влияние инфляции на номинальные и реальные показатели ин­тернет-экономики.

· Возникновение интегральных (нелинейных мультипликацион­ных) эффектов.

· Новые критерии оценки стоимости, результативности электрон­ного бизнеса и эффективности инвестиций в проекты электрон­ной коммерции.

· Экспорт программного обеспечения, оффшорное программиро­вание и потери ВВП в результате виртуальной «утечки мозгов».

· Нелинейное ценообразование и модификация функций спроса и предложения на электронные услуги.

· Изменение условий оптимальности и устойчивости краткосроч­ного и долгосрочного равновесия отдельных рынков и общего макроэкономического равновесия в интернет-экономике и др.

В новой экономике нарушаются присущие индустриальной ры­ночной экономике традиционные соответствия, зависимости и про­порции между основными макроэкономическими параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и тради­ционными факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфля­цией (динамикой денежной массы), между номинальными и реаль­ными макроэкономическими показателями. Традиционные методы регулирования в новой экономике перестают быть действенными. Примером этого может служить то, что предпринимаемое правитель­ством в соответствии с неоклассическими постулатами повышение процентной ставки применительно к сфере Интернет-экономики не ведет к снижению потребления населения и не компенсирует «пере­грев» экономики и рынка акций высокотехнологичных компаний.

Использование новых информационных технологий, Интерне­та в бизнесе изменил отношение к оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из критерия прибыль­ности компании, то теперь — из критериев потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В современных усло­виях стоимость Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущей, но и будущей прибыльностью. При этом ориентируются, прежде всего, на такие показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу пользова­телей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рын­ке» и др.

Сегодня в информационном Интернет пространстве разворачи­вается острая конкурентная борьба как между традиционными ком­паниями и новыми Интернет компаниями, так и среди новых Ин­тернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как мож­но большую долю на глобальном сетевом рынке или захватить с по­мощью конвергенции как можно больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, погло­щают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и подразделениями экономики.

Нелинейное, «неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты ут­верждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традицион­ный принцип определения цены и объема производства путем вы­равнивания предельного дохода с предельными издержками в ин­формационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключе­ние к которому все большего числа пользователей не ведет к повы­шению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.

Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из важнейших направлений дальней­ших исследований.

В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенство­вании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для приня­тия решений об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя от­дача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и элект­ронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности кли­ента; есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.

Дистанционное распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через ко­торые специалисты в области найма посредством компьютерной об­работки предоставленных в сети Интернет кандидатами электрон­ных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Ин­тернет-технологий возникают новые формы занятости, более гиб­кие распределенные во времени и пространстве графики и режи­мы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов за­нятости в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.

Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг, когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с этим ра­ботают над выполнением заданий, присланных им через компью­терные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а стра­ны исполнители проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защи­тить национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая страна, использующая с помощью электрон­ных дистанционных технологий «мозги» и интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной эф­фект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников ин­теллектуального труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и эффект, который приводит к рос­ту ВВП страны импортера за счет использования интеллектуально­го труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.

Итак, практика показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности с каждым годом получает все большее и большее распространение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: