2.1 Информационные технологии и новый тип взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями
Рассмотрим более подробно информационные технологии, которые используются для экономического анализа.
Экономические информационные системы классифицируются по многим аспектам. Например, по функциональному признаку, по режимам работы и по способу распределения вычислительных ресурсов.
Среди систем административно-организационного типа для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием можно выделить системы обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС). Основными функциями подобных программных продуктов являются сбор, передача, хранение информации и такие операции обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.
Для операций преобразования входной информации необходимо создание прикладных программ. Экономическая информационная система, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. В качестве примера можно назвать программы расчета заработной платы сотрудников предприятия, формирования статистической отчетности и т.п.
СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект. С помощью системы обработки данных преобразуется любая входящая информация. Нормативно-справочная информация, выходящая информация (от органа управления), промежуточная информация, т.е. часть выходящей информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени [19].
При решении любых задач с использованием информационных технологий требуется наличие ряда компонентов:
- исходной и справочной информации для расчета,
- метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы,
- компьютера,
- пользователей, которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной деятельности.
Компоненты информационной системы — это база данных, концептуальная схема и информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования данными [19].
Сообщение может быть выражено на естественном языке, однако часто применяют форматированные сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры) происходящего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения.
Рассмотрим более подробно интерес пользователей к различным программам. Исследование, проводимое в Москве дважды — на выставках «Бухучет и аудит 2001» и «Бухучет и аудит 2003».
Среди правовых информационно-справочных систем на российском рынке самой распространенной является «Консультант Плюс». Однако в настоящее время широкое распространение получила программа «Гарант». Данная компания предприняла большое количество шагов, направленных на распространение информационного продукта. К ним относятся: увеличение числа консультационных материалов, расширение электронной версии оператора «Практическая энциклопедия бухгалтера», создание системы бесплатных семинаров для пользователей «Гаранта», активная работа с вузами по подготовке пользователей.
Пользователи отмечают, что предпочитают в практической работе использовать обе системы — «Консультант Плюс» и «Гарант» — что обеспечивает полноту необходимых функциональных возможностей и надежность программы.
Система «Кодекс» среди правовых информационно-справочных систем занимает третье место, ее рейтинг среди потребителей значительно ниже по сравнению с «Консультант Плюс» и «Гарант».
Наиболее известной программой среди продуктов для бизнеса-планирования является «1С:Консалтинг» компании «1С», затем продукты фирмы «ИНЭК» и далее «Галактика-Zoom» — поисково-аналитическая система для руководителей, разработанная компанией «Галактика».
В системах автоматизации складского учета специалисты выделяют «1С: Торговля и склад», которая является одним из компонентов системы «1С:Предприятие 7.7». Это закономерно, так как большинство потребителей ведет бухгалтерский учет в программе «1С: Бухгалтерии 7.7», и следовательно, используют продукты той же компании и для складского учета. Эти продукты находятся в рамках единой системы. На втором месте по популярности — программа «Фолио WinCклад» фирмы «Фолио», на третьем — программы собственной разработки.
Системы автоматизации документооборота: на первом месте Lotus Notes, на втором — Documentum, третье место — у системы «Евфрат-Документооборот» фирмы Cognitive Technologies. Эти продукты наиболее известны на отечественном рынке программного обеспечения. Однако потребители отмечают, что для практической работы с документами достаточно стандартных средств MS Office
В литературе приведены следующие, касающиеся использования информационных продуктов на российском рынке (см. Приложение 3).
В таблице №2 показаны ответы на следующий вопрос: удовлетворены ли пользователи программами [8, С. 93-94].
Таблица 2 [8]
Критерии | Да | Неполностью | Нет |
Возможностями программы | |||
Качеством документации | |||
Качеством сервисного обслуживания | |||
Всего |
В российской литературе активно рассматривается вопрос, какими программными продуктами пользоваться: своими или зарубежными. Высказываются следующие точки зрения.
Несколько проектов по внедрению зарубежных управленческих систем потерпели неудачу. Ряд специалистов высказывали мнение о непригодности зарубежного информационного продукта на российском рынке программного обеспечения. Большинство аналитиков утверждает, что подобное мнение является заблуждением, так как модели управления бизнесом и основные принципы планирования хозяйственной деятельности практически одинаковы во всем мире. Благодаря западным технологиям и опыту значительно сократилось время информатизации производственных процессов в России.
Существует мнение о том, что российским компаниям предпочтительнее работать с отечественным программным обеспечением, так как зарубежный продукт строится на четких, строго формализованных хозяйственных связях. В России же бизнес-среда нестабильна, поэтому хозяйственные процессы на российских предприятиях должны подстраиваться под требования рыночной конъюнктуры.
Существующие на сегодняшний день российские системы пока могут считаться только учетными и не справляются с планирование производства [67].
Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.
Автоматизированные технологии формирования управленческих решений, системы формирования решений так же, как и информационные системы, существовали всегда. Это — советники и советы (чрезвычайные, военные, экономические, экологические и пр.), совещания и коллегии, аналитические центры и т.д. Назывались они по-разному, но создавались с целью формирования и принятия решений.
По мере создания и развития автоматизированных информационных технологий появилась возможность автоматизации процедур, характерных для процесса принятия решения. Постепенно стали развиваться новые системы, получившие название систем поддержки принятия решений (СППР). В результате их применения повысилась скорость формирования решений, улучшилось их качество за счет оценки многих факторов.
Характерная черта СППР заключается в том, что произошел отказ от фундаментального принципа в поиске объективного оптимального решения, характерного для полностью формализованных задач. Теперь наравне с формальными решениями стала применяться субъективная информация, поступающая от лица принимаемого решение (ЛПР). Сугубо оптимальные (формальные) методы в рамках СППР используются лишь на нижних уровнях иерархии управления.
Автоматизация ряда процедур формирования решений с помощью СППР позволила возложить на компьютер следующие функции:
· генерацию возможных вариантов решений:
· оценку вариантов, выбор и предоставление ЛПР лучшего из них:
· анализ последствий принятого решения;
· обеспечение работы системы исходными данными, поступающими из других систем (подсистем), ЛПР и окружающей среды. Под системой поддержки принятия решений будем понимать человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решение, использовать данные и знания объективного и cyбъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо формализованных) проблем.
Однако в процессе исследования закономерностей становления и функционирования глобальной информационно-сетевой экономики выделяется целый ряд новых недостаточно разработанных макроэкономических проблем, которые составляют предметную область макро-мониторинга интернет-экономики. Следует выделить следующие макро-проблемы:
· Формирование новых зависимостей и пропорций между основными секторами и макроэкономическими параметрами в интернет-экономике.
· Конвергенция интернет-бизнеса и новые принципы конкурентной борьбы.
· Создание новых институциональных органов регулирования ин тернст-экономики.
· развитие электронных платежных систем и рост скорости обращения электронных денег.
· Влияние инфляции на номинальные и реальные показатели интернет-экономики.
· Возникновение интегральных (нелинейных мультипликационных) эффектов.
· Новые критерии оценки стоимости, результативности электронного бизнеса и эффективности инвестиций в проекты электронной коммерции.
· Экспорт программного обеспечения, оффшорное программирование и потери ВВП в результате виртуальной «утечки мозгов».
· Нелинейное ценообразование и модификация функций спроса и предложения на электронные услуги.
· Изменение условий оптимальности и устойчивости краткосрочного и долгосрочного равновесия отдельных рынков и общего макроэкономического равновесия в интернет-экономике и др.
В новой экономике нарушаются присущие индустриальной рыночной экономике традиционные соответствия, зависимости и пропорции между основными макроэкономическими параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и традиционными факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфляцией (динамикой денежной массы), между номинальными и реальными макроэкономическими показателями. Традиционные методы регулирования в новой экономике перестают быть действенными. Примером этого может служить то, что предпринимаемое правительством в соответствии с неоклассическими постулатами повышение процентной ставки применительно к сфере Интернет-экономики не ведет к снижению потребления населения и не компенсирует «перегрев» экономики и рынка акций высокотехнологичных компаний.
Использование новых информационных технологий, Интернета в бизнесе изменил отношение к оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из критерия прибыльности компании, то теперь — из критериев потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В современных условиях стоимость Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущей, но и будущей прибыльностью. При этом ориентируются, прежде всего, на такие показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу пользователей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке» и др.
Сегодня в информационном Интернет пространстве разворачивается острая конкурентная борьба как между традиционными компаниями и новыми Интернет компаниями, так и среди новых Интернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как можно большую долю на глобальном сетевом рынке или захватить с помощью конвергенции как можно больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и подразделениями экономики.
Нелинейное, «неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты утверждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традиционный принцип определения цены и объема производства путем выравнивания предельного дохода с предельными издержками в информационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключение к которому все большего числа пользователей не ведет к повышению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.
Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из важнейших направлений дальнейших исследований.
В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенствовании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для принятия решений об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя отдача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и электронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности клиента; есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.
Дистанционное распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через которые специалисты в области найма посредством компьютерной обработки предоставленных в сети Интернет кандидатами электронных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Интернет-технологий возникают новые формы занятости, более гибкие распределенные во времени и пространстве графики и режимы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов занятости в виду большей гибкости, оперативности, производительности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.
Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг, когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с этим работают над выполнением заданий, присланных им через компьютерные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а страны исполнители проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защитить национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая страна, использующая с помощью электронных дистанционных технологий «мозги» и интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной эффект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников интеллектуального труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и эффект, который приводит к росту ВВП страны импортера за счет использования интеллектуального труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.
Итак, практика показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий в виду большей гибкости, оперативности, производительности с каждым годом получает все большее и большее распространение.