Глава 4. Введение в систему типов языка




Турбо Паскаль является языком с сильной системой типизации. Это означает, что все данные, обрабатываемые программой, должны принадлежать к какому-либо заранее известному типу. В языке предопределено достаточное количество типов данных (например, целые и вещественные числа, символы, строки и т.п.) и имеются большие возможности для объявления новых типов, более подходящих для конкретных практических приложений.

Объявление новых типов в программе на Паскале происходит в блоке описания типов TYPE. Алгоритм объявления нового типа прост: ставится ключевое слово TYPE, и за ним следует перечисление новых имен типов, которые будут введены, и конструкций из уже известных или ранее введенных типов, непосредственно определяющих новый тип. Схематично это выглядит так:

TYPE

НовыйТип1 = Массив целых чисел;

НовыйТип2 = Множество символов;

...

НовыйТип101 = Целое число;

НовыйТип102 = Перечисленные здесь значения;

В реальной программе, конечно, слева должны стоять имена — названия новых типов (идентификаторы введенных типов), а справа — определяющие тип зарезервированные слова и имена образующих типов. Между именем и его определением обязателен знак равенства «=» (не путать со знаком присваивания «:=»). Также обязательна точка с запятой «;» после завершения определения каждого нового типа. Концом блока описания типов считается начало любого другого блока (например, VAR, CONST, BEGIN) или описание заголовков процедур и (или) функций.

Какие же возможные типы данных и способы их развития предоставляет Турбо Паскаль? Система типов Турбо Паскаля значительно шире, чем в стандартном Паскале. В первую очередь, это обусловливается большим количеством базовых (простых) типов языка. Так, одних только целочисленных типов вводится пять (с математическим сопроцессором — все шесть)!

Основной (стандартный) набор простых, т.е. определяющих тип только одного отдельного значения, типов таков: {60}

1. Числовые типы:

короткое целое без знака — Byte (0..255);

короткое целое со знаком — ShortInt (-128..127);

целое без знака — Word (0..65535);

целое со знаком — Integer (-32768..32767);

длинное целое со знаком — LongInt

(-2147483648..2147483647);

вещественное — Real (точность 11-12 знаков после запятой).

2. Логический тип — Boolean.

3. Символьный тип — Char.

4. Строковый тип — String, String[n].

5. Адресный тип (указатель) — Pointer.

6. Перечислимый тип.

7. Ограниченный тип (диапазон).

Все эти типы могут участвовать в определении сложных типов. Обращаем внимание на отсутствие типа ALPHA, встречающегося во многих реализациях Паскаля. Здесь его заменяет более универсальный и гибкий тип String. Список числовых типов может быть расширен за счет использования математического сопроцессора. Подробно они будут рассмотрены в гл. 9 «Математические возможности Турбо Паскаля».

Набор сложных типов, определяющих структуры из простых типов весьма широк:

1) массив — Array... of...;

2) множество — Set of...;

3) файлы (3 вида) — Text, File, File of...;

4) запись — RECORD;

5) объект — OBJECT;

6) ссылка — ^БазовыйТип.

Кроме того, Турбо Паскаль вводит особый тип, называемый процедурным. Он не имеет отношения к данным и используется для организации работы процедур и функций. Файлы в системе типов Турбо Паскаля могут быть трех различных типов: текстовые (Text), обобщенные или бестиповые (File), и компонентные или типизированные (File of...). Из них только последний является действительно сложным, т.е. составным из прочих типов. Типы Text и File предопределены в языке и включены в этот список больше для наглядности. Некоторой натяжкой является включение ссылок в список сложных типов. Вводится принципиально новый тип — объекты. С их включением язык Турбо Паскаль обрел возможности, присущие до этого только объектно-ориентированным языкам (C++, Smalltalk). {61}

Сложные типы достаточно сложны, чтобы их можно было кратко рассмотреть по ходу введения в систему типов. Подробно мы их обсудим в разд. 4.2 и гл. 7, 11, 12, 13.

Простые типы языка

Без обсуждения простых стандартных типов невозможно переходить к подробному рассмотрению всех прочих элементов языка. Поэтому дадим им достаточно полные характеристики вместе с правилами записи значений разных типов. Кроме того, детально рассмотрим вводимые простые типы, с тем чтобы в дальнейшем уже лишь ссылаться на них.

Целочисленные типы

Обилие целочисленных типов позволяет эффективно использовать память ПЭВМ и более гибко вводить целочисленные переменные в программу. Целочисленные типы отличаются размером при хранении в памяти (Byte и ShortInt — 1 байт, Word и Integer — 2 байта, LongInt — 4 байта) и способом кодировки значений (с представлением знака или без него). Типы без знака переводят допустимый диапазон значений целиком в неотрицательную область.

Целочисленные значения записываются в программе привычным способом:

123 4 -5 -63333 +10000

Число должно быть записано без всяких преобразований. Будет ошибкой задать целое число следующим образом:

1Е+2 (в смысле 100), или 123.0

Знак «+» перед числом может опускаться. Турбо Паскаль разрешает записывать целые значения в шестнадцатеричном формате, используя префикс $:

$FF $9 $FFFFAB0D

Регистр букв A, B,..., F значения не имеет. Разрешается непосредственно приписывать знак числа, если значения (со знаком или без) не превышают допустимый для данного типа диапазон: от -$80 до +$7F для типа ShortInt, и от -$8000 до +$7FFF для типа Integer. Отрицательные значения для переменных типа LongInt могут быть записаны аналогичным способом. Но здесь есть особенность. Для этого типа отрицательные значения могут записываться и как целые величины без знака. При этом запись отрицательных значений в {62} шестнадцатеричном формате должна соответствовать обратному отсчету от максимального для размера LongInt положительного числа. Например, число $FFFFFFFF (условное максимальное положительное значение, размещающееся в четырех байтах) трактуется как значение типа LongInt, равное -1. Число $FFFFFFFE (это $FFFFFFFF-l) будет соответствовать уже -2 и т.д. Следуя этой схеме, значение, например -65, в шестнадцатеричном формате для типа LongInt вычислится так: от числа $FFFFFFFF, соответствующего значению -1, нужно «вычесть» еще 64:

$FFFFFFFF - 64 = $FFFFFFFF - $40 = $FFFFFFBF.

Мы специально рассмотрели запись отрицательных чисел в шестнадцатеричном формате, потому что встроенный отладчик Турбо Паскаля при выводе отрицательных целых значений в формате H приводит их к длине LongInt и выводит в обратном отсчете. Здесь необходимо сделать небольшое техническое замечание. Целые значения типов Word, Integer и LongInt хранятся в памяти в «перевернутом» виде: первым идет наименее значащий байт, а последним — наиболее значащий. Так, если мы запишем в переменную W типа Word значение $0102, то оно будет храниться как два байта $02 и $01. Аналогично, если переменной L типа LongInt присвоить значение $01020304, то оно расположится в памяти как четыре байта: $04, $03, $02, $01. Эта машинная «кухня» не важна при работе с переменными — они позволяют вообще не знать механизмов хранения данных. Но при прямом доступе в память или преобразовании данных (что разрешается языком Турбо Паскаль) эти технические подробности становятся необходимыми.

Вещественные числа

Вещественные значения (значения типа Real) могут записываться несколькими способами:

-1.456 0.00239 -120.00.09

66777 0 -10 +123

123Е+2 -1.4Е-19 5Е4 0.1234Е+31

Как видно, они могут быть представлены: обычным способом с десятичной точкой; как целые, если дробная часть равна 0; в экспоненциальном формате. Экспоненциальный формат соответствует умножению на заданную степень 10. Так,

-1.4Е-19 = -1.4 * (10 в степени -19).

Написание буквы Е может быть как прописным, так и строчным. Без {63} использования типов повышенной точности, работающих с математическим сопроцессором 80X87, степень может иметь не более двух цифр (в диапазоне -38...+38), но при использовании этих типов — уже до четырех цифр:

1.23456789Е+0120

Знак числа + может опускаться, в том числе и в экспоненте. В вещественную переменную можно записать шестнадцатеричную константу. При этом она преобразуется в вещественную форму.

Логический тип

Логический тип Boolean состоит из двух значений: False (ложно) и True (истинно). Слова False и True определены в языке и являются, по сути, логическими константами. Регистр букв в их написании несущественен: FALSE=false. Значения этого типа участвуют во всевозможных условных операторах языка. С логическим типом связан ряд операций языка, реализующий Булеву алгебру (логические НЕ, И, ИЛИ и др.)

Символьный тип

Символьный тип Char — это тип данных, состоящих из одного символа (знака, буквы, кода). Традиционная запись символьного значения представляет собой собственно символ, заключенный в одиночные кавычки: 'ж' 'z' '.' ' '(пробел) и т.п. В Турбо Паскале имеются альтернативные способы представления символов. Все они будут рассмотрены в гл. 8 «Обработка символов и строк». Значением типа Char может быть любой символ из набора ASCII — однако не каждый из них можно «написать» на клавиатуре.

Строковый тип

Очень важным и полезным является тип динамических строк String. (Здесь «динамические» означает переменной длины). Можно задать, например, тип String [126] — и переменные такого типа смогут иметь в себе строки длиной от 0 до 126 символов. В Турбо Паскале строки — это больше, чем просто массив символов. К ним прилагается библиотека средств, позволяющих делать со строками буквально все, что угодно. Значения типа «строка» в простейшем случае записываются как обычные текстовые строчки, заключенные в одиночные кавычки: {64}

'строчка'

'строка из цифр 12345'

'В кавычках может стоять любой символ, кроме кода 13'

‘s’

‘’ (пустая строка)

'Это - " – одинарная кавычка в строке'

Адресный тип

Язык Турбо Паскаль объявляет специальный адресный тип — Pointer. Значением этого типа является адрес ячейки памяти, представленный по правилам MS-DOS. Тип Pointer — сугубо внутренний. Его значения нельзя вывести на печать или записать в переменную, как мы записываем числовые значения. Вместо этого всегда приходится использовать специальные функции для преобразования условной общепринятой записи адресов памяти в формат типа Pointer и наоборот.

Мы рассмотрели типы, вводимые языком. Кроме них, есть категории типов данных, вводимых программистом, которые мы далее рассмотрим подробно. К ним относятся в первую очередь перечислимые типы.

Перечислимые типы

Перечислимый тип — это такой тип данных, при котором количество всех возможных значений ограничено (конечно). Например, тип Word соответствует этому определению. В нем 65536 значений — от 0 до 65535. И уж точно перечислимыми являются типы: Byte — 256 значений от 0 до 255 и Char — в нем 256 символов с кодами от 0 до 255. Можно перечислить и все значения типов ShortInt, Integer и даже LongInt. Только перечисление начнется не с нуля, а с отрицательного целого значения.

Есть и еще один предопределенный перечислимый тип — Boolean. У него всего два значения — False и True. Принято, что номер False внутри языка равен 0, а номер True равен 1. Перечислимый тип можно расписать в ряд по значениям. Тип Char можно было расписать в синтаксисе Паскаля как

TYPE

Char = (симв0, симв1..., симв64, 'A', 'B', 'C',...симв255);

тип Byte выглядел бы так:

Byte = (0, 1, 2,...,254, 255);

{65}

а логический тип — как

Boolean = (False, True);

Но такие определения проделаны еще во время написания самого компилятора языка, осталось только пользоваться ими. Зато мы можем вводить новые перечислимые типы, придумывая им имена и перечисляя через запятую в круглых скобках названия элементов-значений этого типа:

TYPE

Personages = (NifNif, NufNuf, NafNaf);

Test = (Level0, Level1, Level2, Level4, Level5);

MusicCard = (IBM, Yamaha, ATARI, other, None);

Boolean3 = (false_, Nolnfo_, true_);

Значения в скобках — это значения новых типов. Можно теперь объявлять переменные этих типов, а их значениями можно индексировать массивы или организовывать по ним циклы. Но всегда переменная такого типа сможет содержать только те значения, которые указаны в его перечислении.

Перечислимые данные (их можно называть атомами) должны иметь синтаксис идентификаторов, и поэтому не могут перечисляться цифры, символы, строки.

Идентификаторы не могут повторяться в одной программе. Заметьте, как введен тип Boolean3 для моделирования трехзначной логики: чтобы избежать использования уже задействованных имен True и False, они чуть-чуть видоизменены. Регистр написания идентификаторов по-прежнему не играет роли. Максимальное число элементов в одном вводимом перечислении равно 65535.

Применение вводимых перечислимых типов имеет ряд преимуществ:

1) улучшается смысловая читаемость программы;

2) более четко проводится контроль значений;

3) перечислимые типы имеют очень компактное машинное представление.

Недостатком применения перечислимых типов является то, что значения из перечислимого типа (атомы) не могут быть выведены на экран или принтер и не могут быть явно введены с клавиатуры. Бороться с этим недостатком можно, но посредством не очень красивых приемов. Обычно, чтобы все-таки иметь возможность вывода на экран, вводят массивы, проиндексированные атомами. Каждый их элемент есть строковое написание соответствующего атома (например, для атома NoInfo_ — строка 'Nolnfo_'). {66}

Для работы с перечислимыми типами в Турбо Паскале используются общепринятые функции Ord, Pred и Succ. Рассмотрим их действие.

Любой перечислимый тип имеет внутреннюю нумерацию. Первый элемент всегда имеет номер 0; второй — номер 1 и т.д. Порядок нумерации соответствует порядку перечисления. Номер каждого элемента можно получить функцией Ord(X): LongInt, возвращающей целое число в формате длинного целого, где X — значение перечислимого типа или содержащая его переменная. Так, для введенного выше типа Test:

Ord(Level0) даст 0,

Ord(Level1) даст 1,

...

Ord(Level5) даст 5.

Применительно к целым типам функция Ord не имеет особого смысла и возвращает значение аргумента:

Ord(0) = 0

Ord(-100) =-100

но для значений Char она вернет их код:

Ord('0') = 48,

Ord(' ') = 32,

Ord('Б') = 129.

Для логических значений

Ord(False) = 0 и Ord(True) = 1.

Обратной функции для извлечения значения по его порядковому номеру в языке нет, хотя выражение вида

X: = ИмяПеречислимогоТипа(ПорядковыйНомер)

запишет в X значение, соответствующее заданному порядковому номеру элемента перечисления. Кроме этого, имеются две функции последовательного перебора значений перечислимого типа:

Succ(X) — возвращает следующее за X значение в перечислимом типе;

Pred(X) — возвращает предыдущее значение в перечислимом типе.

Так, для нашего типа Boolеаn3

Succ(false_) = noinfo_ = Pred(true_).

Функции Succ и Pred применимы и к значениям целочисленных типов: {67}

Succ(15) = 16, Succ(-15) = -14,

Pred(15) = 14, Pred(-15) = -16.

и очень эффективно работают в выражениях вида (N-1)*N*(N+1), которые могут быть переписаны как Pred(N)*N*Succ(N).

Не определены (запрещены) значения:

Succ(последний элемент перечисления)

и

Pred(первый элемент перечисления).

Поскольку перечислимые значения упорядочены, их можно сравнивать. Из двух значений большим является то, у которого больше порядковый номер (но это сравнение должно быть в пределах одного и того же типа!), т.е. выполняется:

True > False

в типе Boolean,

NoInfo_ < true_

в типе Boolean3,

'z' > 'a'

в типе Char.

Знаки сравнения могут быть и нестрогими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: