Переменные со стартовым значением или типизированные константы




Когда программа начинает работать, места под значения переменных уже отведены, но не очищены. Это означает, что в ячейках памяти может быть что угодно (остатки предыдущей программы или ее следы). Поэтому в Паскале очень важно, чтобы каждая переменная перед использованием была бы заполнена имеющим смысл или хотя бы пустым (нулевым) значением.

Выполнить это требование можно, начиная программу со «скучной» переписи переменных

х:= 0; у:= 10;

ch:= 'z';

Особенно неприятно задавать значения массивов и записей, так как это надо делать поэлементно.

Турбо Паскаль предлагает решение этой проблемы, позволяя объявлять переменные и тут же записывать в них стартовые значения. Единственное условие: из раздела описания VAR они должны переместиться в раздел (блок) CONST. Рассмотрим объявление сложных или типизированных констант (они же переменные со стартовым значением).

Важно запомнить, что сложные константы — это обычные переменные, которые могут изменять свое значение наравне с другими. Просто они получают значение до начала выполнения программы. Но их же можно рассматривать как константы сложных типов (массивов, записей).

Простые значения задаются переменным обычным приравниванием после описания типа: {82}

CONST

R: Real = 1.1523;

i: Integer = -10;

S: String[10] = 'Привет!';

P1: Pointer = nil;

P2: Pointer = Ptr($A000:$1000);

Done: Boolean = True;

Отличие от простых констант внешне небольшое: просто вклинилось описание типа. Но суть изменилась в корне. Можно использовать выражения, содержащие операции, ряд функций и простые константы (как и ранее). Но типизированные константы уже не могут принимать участие в выражениях для других констант; они ведь не столько константы, сколько переменные.

Стартовые значения сложных переменных задаются по-разному для различных типов. Массивы задаются перечислением их элементов в круглых скобках. Если массив многомерный (массив массивов), то перечисляются элементы-массивы, состоящие из элементов-скаляров. Выглядит это следующим образом:

TYPE

Dim1x10: Array [1..10] of Real;

Dim4x3x2: Array [1..4, 1..3, 1..2] of Word;

{** это то же самое, что и задание: **}

{**Array [1..4] of Array [1..3] of Array [1..2] of Word **}

CONST

D1x10: Dim1x10 =

(0, 2.1, 3, 4.5, 6, 7.70, 8., 9.0, 10, 3456.6);

D4x3x2: Dim4x3x2 = (((1,2), (11,22), (111,222)),

((3,4), (33,44), (333,444)),

((5,6), (55,66), (555,666)),

((7,8), (77,88), (777,888)));

Здесь самым глубоким по уровню вложенности в задании переменной D4x3x2 (многомерного массива) оказывается самый дальний в описании типа массив — двухэлементный массив значений Word. Более высокий уровень — это уже массив из трех двухэлементных массивов, а вся структура переменной D4x3x2 состоит из четырех наборов по три массива из двух чисел.

Тот же способ использования скобок применяется и при задании значений типа «запись». Только надо явно указывать имя поля перед его значением: {83}

TYPE

RecType = RECORD { тип "запись" }

x, y: LongInt;

ch: Char;

dim: Array [1..3] of Byte

END;

CONST

Rec: RecType = (x: 123654; у: -898; ch: 'A';

dim: (10, 20, 30));

Поле от своего значения должно отделяться знаком «:». Порядок следования полей в задании значения обязан соответствовать порядку их описания в типе, и поля должны разделяться не запятой, а точкой с запятой «;», как это делается в описании типа «запись».

В принципе, можно конструировать тип прямо в описании переменной, например:

CONST

XSet: Set Of Char = [ 'а', 'б', 'в' ];

но предпочтительнее использовать введенное ранее имя этого типа.

При задании структур типа Array of Char, базирующихся на символах, можно не перечислять символы, а слить их в одну строку соответствующей длины:

CONST

CharArray: Array [1..5] of Char='abcde'; {пять символов}

Типизированные константы (переменные со стартовым значением) могут быть и глобальными, и локальными, как любые другие переменные. Но даже если объявляется переменная со значением внутри процедуры, т.е. заведомо локальная, то ее значение будет размещено не в стеке, а в сегменте данных. (Об этом подробнее см. разд. 6.9.6.2 «Статические локальные переменные».)

Особенностью компилятора Турбо Паскаль (точнее, его редактора связей — компоновщика) является то, что в выполнимый код программы не входят те переменные, которые объявлены, но не используются. То же самое имеет место и для типизированных констант. Но минимальным «отсекаемым» компоновщиком куском текста программы может быть лишь блок описания CONST или VAR. Поэтому, если заведомо известно, что не все объявляемые переменные будут использоваться одновременно, лучше разбивать их на различные блоки объявлений: {84}

VAR

x1, х2, хЗ: Real;

VAR

y1, y2, y3: Integer;

CONST

Dim1: Array [4..8] of Char = '4567';

CONST

Dim10tladka: Array [1..10] of Char = '0123456789';

и т.д.

Смысл программы это не изменит, а компоновщик сможет доказать свою эффективность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: