Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации




Тема №21 Сертификация как процедура подтверждения

Соответствия продукции

Лабораторно – практическое занятие №17

Сертификация как процедура подтверждения соответствия

Продукции

Вопросы:

Цели и принципы подтверждения соответствия

Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации

Участники обязательной сертификации

Участники и организация добровольной сертификации

Правила и документы по проведению работ в области сертификации

Цели и принципы подтверждения соответствия

Раннее было обращено внимание на сосуществова­ние двух механизмов подтверждения соответствия: «ста­рый» — для продукции, на которую TP еще не приняты, и «новый» — для продукции, на которую приняты ТР. Раз­личие механизмов касается только систем обязательного подтверждения соответствия.

В ФЗ о техническом регулировании (ст. 21) не внесены принципиальные изменения в организацию добровольной сертификации.

Цели подтверждения соответствия. Подтверждение на­правлено на достижение следующих целей:

— удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническим рег­ламентам, стандартам, условиям договоров;

— повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

— содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

— создание условий для обеспечения свободного пере­мещения товаров по территории РФ, а также осуществле­ния международной торговли.

О высоком социально-экономическом эффекте подтверж­дения соответствия свидетельствует следующий пример: отказ в обязательной сертификации и запрет реализации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого от­равления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

Принципы подтверждения соответствия. При под­тверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

2) установление в соответствующем TP перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объек­там, определенным видам продукции;

3) ориентация на уменьшение срока проведения процеду­ры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.

Эту норму следует понимать как принцип минимизации затрат и средств. Обязательное подтверждение соответ­ствия не должно быть тяжелым бременем для заявителя. Например, из нескольких обязательных схем подтвержде­ния соответствия, которые для данной продукции обеспе­чивают доказательную базу соответствия, можно выбрать наименее затратную с точки зрения заявителя;

4) недопустимость принуждения к осуществлению доб­ровольного подтверждения соответствия;

5) недопустимость подмены обязательного подтвержде­ния соответствия добровольной сертификацией.

Игнорирование прин­ципов 4 и 5, относящихся непосредственно к добровольному подтвержде­нию соответствия, приводит к превращению добровольной сертификации в принудительную. Речь идет, например, о практике проведения конкур­сов и тендеров, организаторы которых в качестве условия участия в них включают прохождение процедуры добровольной сертификации.

6) защита имущественных интересов заявителей, соб­людение коммерческой тайны в отношении сведений, по­лученных при проведении подтверждения соответствия;

7) недопустимость применения обязательного под­тверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования TP (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки TP на соответствующие объекты);

8) презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.

Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано противное, изгото­витель заявляет в декларации соответствия, что его продук­ция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существенным требованиям директивы ЕС.

Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации

Как уже отмечалось выше, подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной фор­мах. Ниже рассматривается подтверждение соответствия в обязательной форме — обязательная сертификация и под­тверждение соответствия в добровольной форме — добро­вольная сертификация.

Обязательная сертификация является формой государ­ственного контроля за безопасностью продукции. Ее осу­ществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в слу­чаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ (см. рис. 1). Отсюда второе наименование обязательной серти­фикации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона о защите прав потребителей переч­ни товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разра­батывается и вводится в действие постановлением Ростехрегулирования Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых зако­нодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обяза­тельное подтверждение соответствия.

Со вступлением в силу TP на ту или иную продукцию вводятся из­менения в Номенклатуру продукции, подлежащей обязательной серти­фикации. Например, в связи с вступлением в силу ФЗ от 12.06.2008 г. № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» ру­ководитель Ростехрегулирования подписал приказ от 29.09.2008 № 3098, согласно которому введены в действие с 12 декабря 2008 г. изменения в Номенклатуру на молоко и молочную продукцию, в частности исклю­чены восемь видов продуктов (начиная со спредов и кончая молочными консервами).

При обязательной сертификации подтверждаются толь­ко те обязательные требования, которые установлены за­коном, вводящим обязательную сертификацию.

При обязательной сертификации действие сертифика­та соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Добровольная сертификация проводится в соответ­ствии с ФЗ о техническом регулировании по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) нацио­нальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

В определении термина «сертификация», данном в ст. 2 ФЗ о тех­ническом регулировании, не упомянуты в качестве носителя требований правила системы сертификации. Но в ст. 21 ФЗ о техническом регули­ровании это упущение исправлено, так как указывается, что при добро­вольном подтверждении соответствия может устанавливаться соответ­ствие как положениям стандартов и условий договоров, так и системам добровольной сертификации.

Например, при сертификации экспертов как лиц, аттестуемых на право проведения работ в области сертификации услуг, руководствуются требованиями к их компетентности, которые установлены именно в сис­теме добровольной сертификации персонала.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Создать систему добровольной сертификации (СДС) мо­жет не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Данное положение отражает предпринимательский характер этой формы сертификации.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязатель­ную сертификацию такой продукции.

Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров не­которых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

В системе Ростехрегулирования зарегестрировано по со­стоянию на 1 января 2009 г. около 600 систем добровольной сертификации. Они ил­люстрируют разнообразие объектов добровольной серти­фикации: характеристики товаров (кроме безопасности), услуги по оценке имущества, услуги торговли, системы ме­неджмента, экспертиза качества товаров, средства измере­ний, персонал и пр.

Согласно ФЗ о техническом регулировании в системе добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Отсюда следует, что знак соответствия не является обязательным атрибутом систе­мы добровольной сертификации.

Поскольку ФЗ о техническом регулировании услуги (работы) выведены из сферы обязательной сертификации, выданный в СДС сертификат в настоящее время является единственным документом, который обеспечивает уверен­ность потребителя (клиента) в надлежащем качестве услу­ги. Не случайно более половины СДС имеют своим объек­том услуги.

Сравнительная характеристика обязательной и добро­вольной сертификации представлена в табл. 1.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Наиболее эффективна система, которая предназначе­на для подтверждения соответствия отечественной и им­портируемой продукции всем требованиям националь­ных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заяви­телем. В выданном сертификате дается вся информация не только о безопасности продукции, но и обо всех ее потреби­тельских свойствах. И поэтому для покупателя именно эта добровольная система оказывается более информативной и привлекательной.

Таким образом, в отличие от обязательной сертифика­ции, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:

1) подтверждение соответствия всем требованиям стан­дартов;

2) подтверждение соответствия отдельных показателей качества (дополняющих безопасность) требованиям стан­дартов;

3) подтверждение подлинности продукции;

4) проверка адекватности цены качеству товара;

5) подтверждение соответствия системы менеджмента качества организации требованиям ИСО 9000;

6) подтверждение соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;

7) подтверждение соответствия компетентности персо­нала, претендующего на работу в качестве эксперта, уста­новленным требованиям;

8) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла продукции (производство, ремонт, перевозки и пр.) установленным требованиям;

9) подтверждение соответствия лабораторного оборудо­вания и средств контроля метрологическим требованиям.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, спо­собствует расширению добровольной сертификации.

Об этом свидетельствуют повышенные темпы увеличе­ния численности систем. В Едином реестре СДС было заре­гистрировано: в 2003 г. — 25 систем; в 2004 г. — 62; в 2005 г. — 119; в 2006 г. - 417; в 2009 г. - 593.

Добровольная сертификация является рыночным ин­струментом борьбы с фальсифицированной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, вы­ступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситу­ации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.

Своеобразной формой добровольной сертификации такой книжной продукции, как учебная литература, является получение грифа Министер­ства образования и науки РФ — рекомендации об использовании книги в качестве учебника или учебного пособия для определенной категории сту­дентов (учащихся).

В роли заявителя выступают авторы и вуз, представляющий рукопись учебника, а в роли третьей стороны — Департамент образовательных про­грамм и стандартов профессионального образования Министерства обра­зования и науки РФ. Основными нормативными документами являются Государственный общеобразовательный стандарт по конкретной специ­альности и программа по учебной дисциплине. «Схема сертификации» (этот термин отсутствует в Положении о порядке получения грифа Минобрнауки России) предусматривает оценку научно-методического уровня книги экспертами. Экспертами последовательно выступают: 1) рецензенты книги; 2) кафедра и вуз, представляющие книгу в министерство; 3) учебно-методическое объединение по соответствующей специальности (УМО); 4) специалисты Федерального экспертного совета при министерстве.

 

Таблица 1

 

 

Согласно ФЗ о техническом регулировании система доб­ровольной сертификации может быть зарегистрирована фе­деральным органом исполнительной власти по техническо­му регулированию. Отсюда следует, что ФЗ о техническом регулировании допускает возможность создания системы без регистрации.

В научных работах справедливо критикуют эту норму, так как не­обязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, сопутствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспер­тизы предусматривает проверку только по двум параметрам: патентной чистоте знака соответствия и названию системы. Поскольку даже при воз­можной регистрации Закон не предусматривает проведения экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10—20 одно­типных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблуждение.

Следует учесть, что заявитель, решивший зарегистрировать систему, получает преимущества: сведения о зарегистрирован­ных системах публикуются в официальных изданиях, поме­щаются на web-сайте Ростехрегулирования. Это способствует информированию потенциальных заявителей и пользовате­лей о действующих системах добровольной сертификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: