Для формирования вторичной языковой личности необходимо создать единую национальную систему иноязычного образования. Уровневая модель овладения иностранными языками как наиболее отвечающая современным требованиям общества представляет эту систему. Структурными компонентами выступают взаимосвязанные и взаимозависимые уровни общенациональной образовательной системы: начальное образование, основное, среднее, средне - специальное, вузовское, послевузовское. Все компоненты системы функционально едины и направлены на обеспечение определенного уровня иноязычной обученности.
Целостность иноязычной подсистемы обеспечивается единой методологической платформой, единой нормативно-управляющей и содержательной базой, а также введением единого контрольно-оценочного механизма иноязычной компетенции.
В основу этих требований положены программа и стандарты «Общеевропейских компетенций уровней владения иностранным языком», унифицирующие требования к уровню обученности языкам для всех стран Европы. В данной модели выделяются 6 уровней обученности с набором образовательных программ и соответствующих каждому уровню сертификатов. Эти уровни обозначаются литерами А1, А2, В1, В2, С1, С2.
Обозначенные уровни гармонизируются с особенностями национальной образовательной системы и в соответствии с принятой в Концепции образовательной структурой реализуются следующим образом:
· для начальных классов средней школы рекомендуется стартовая программа обучения;
· для основной ступени (5-10 классы) – уровни А1, А2;
· для профильных классов 12-летки (11-12 кл.) – уровень В1 и профильно-ориентированные обучающие программы;
· для специализированных школ – программы и стандарты 4-го уровня В2;
Одна из важных отличительных черт новой системы иноязычного образования, концептуально базируемой на уровневом подходе, состоит в ее направленности на конечный результат обучения, т.е. на определенный уровень обученности.
Уровни и содержание иноязычного среднего образования:
а) начальное иноязычное образование (2-4 кл.)
Начальное иноязычное образование является первой ступенью новой 12-летней школы,
перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.
Изучение ИЯ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· развить личность ребенка, а именно его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение;
· создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании ИЯ для общения;
· заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социо-культурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на ИЯ; элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, а также формировать способность и готовность к общению на иностранном языке;
· познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к своим зарубежным сверстникам и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. Приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формировать исходные представления о нравах и обычаях стран изучаемого языка;
· формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные и специальные учебные умения.
Изучение ИЯ на начальном этапе даёт возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно: понимать на слух речь учителя, смысл содержание облегченных текстов,, с опорой на зрительную наглядность; участвовать в элементарном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая прямые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания объекта, картинки; читать вслух текст, соблюдая правила произношения; писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.
Первая ступень начального иноязычного образования - это база для развития преемственного и непрерывного иноязычного образования.