Требования к отчету по работе




Отчет, представленный в тетради для лабораторных работ или напечатанный на листах бумаги формата А4, должен быть оформлен по следующей схеме:

· Цель исследования: выявить значимость различий по уровню исследуемого признака между выборками испытуемых с помощью подходящего к условиям эксперимента статистического критерия.

· Объект исследования: 2 или более группы участников эксперимента.

· Предмет исследования: различия по уровню исследуемого признака в группах участников эксперимента.

· Процедура эксперимента: тест, анкета, проверочная работа или др.

· Библиографический источник: источник литературы, в котором описаны процедуры эксперимента.

· Единица измерения значений признака: согласно выбранным процедурам эксперимента.

· Метод исследования: критерий U Манна-Уитни или критерий H Крускала-Уоллиса.

· Задачи исследования: в соответствии с планом проведения лабораторной работы и алгоритмом выбранного статистического критерия.

· Собранные данные: данные проведенного экспериментального психологического или педагогического исследования.

· Обработка данных эксперимента: в соответствии с реализацией задач исследования.

· Результаты исследования: описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

Контрольные вопросы для защиты работы

1. Как формулируются нулевая и альтернативная гипотезы для указанной цели исследования?

2. Что такое уровень значимости?

3. Что такое статистический критерий?

4. Какие вы знаете статистические критерии проверки гипотез для выявления значимости различий по уровню исследуемого признака между несколькими выборками испытуемых?

5. При каких условиях данных эксперимента для проверки статистических гипотез производится выбор критерия U Манна-Уитни, критерия H Крускала-Уоллиса?

6. В чем заключается алгоритм критерия U Манна-Уитни?

7. В чем заключается алгоритм критерия H Крускала-Уоллиса?

8. Что является результатом применения метода проверки статистической гипотезы?


Лабораторная работа №6

Название: « Выявление значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака в нескольких замерах испытуемых одной выборки ».

Цель работы: Научиться выбирать статистический критерий, подходящий для условий эксперимента, и позволяющий выявлять значимость сдвига (тенденции) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых.

 

Краткая теория

Статистические гипотезы соответствующие цели данной лабораторной работы формулируются следующим образом:

Нулевая гипотеза Н 0 = {не наблюдается значимый сдвиг (тенденция) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых}.

Альтернативная гипотеза Н 1 = {наблюдается значимый сдвиг (тенденция) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых}.

Выбор статистического критерия проверки гипотез зависит от задач и условия исследования. При обработке данных психологических и педагогических исследований для задачи проверки значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака в нескольких замерах испытуемых на одной выборке из критериев часто используются алгоритмы следующих:

1) критерий Т Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых (чаще всего замеры производятся до и после некоторого эксперимента);

2) критерий L Пейджа, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Алгоритм применения критерия Т Вилкоксона

1. Составить список испытуемых.

2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во 2-м и 1-м замерах («после» – «до»). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом, и сформулировать гипотезу.

3. Найти абсолютные величины разностей индивидуальных значений признака.

4. Проранжировать полученные абсолютные величины разностей, начиная с меньшей.

5. Отметить ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении, подсчитать сумму этих рангов .

6. Определить критические значения для данного n (по таблице приложения 4).

7. Если , то H 0 принимается. Если , то H 0 отвергается, принимается Н 1, следовательно, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности значимо преобладает.

Алгоритм применения критерия тенденций L Пейджа

1. Проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого, полученные ими в 1-м, 2-м, 3-м и т.д. замерах.

2. Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.

3. Расположить все условия в порядке возрастания их ранговых сумм в таблицах.

4. Определить эмпирическое значение L эмп по формуле , где Тj – сумма рангов по данному условию; j – порядковый номер, приписанный в упорядоченной последовательности условий.

5. По таблице приложения 5 определить критические значения L кр для данного количества испытуемых n и данного количества условий с.

6. Если , то H 0 принимается. Если L эмп L кр, то H 0 отвергается, принимается Н 1, следовательно, тенденция принимается значимой.

 

Результатом применения метода проверки статистической гипотезы в соответствии с выбранным статистическим критерием является описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

Вывод: описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1. Если принята гипотеза Н 0, то вывод выглядит так: не наблюдается значимый сдвиг (тенденция) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых. Если принята гипотеза H1, то вывод следующий: наблюдается значимый сдвиг (тенденция) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых.

План проведения лабораторной работы

Проведение лабораторной работы «Выявление значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака в нескольких замерах испытуемых одной выборки» может быть разделено на 3 этапа.

1 этап. Подготовка и сбор данных экспериментального психологического или педагогического исследования.

1. Выбрать 1 группу испытуемых.

2. Сформулировать признак, по которому планируется обследование группы испытуемых.

3. Выбрать 1 процедуру проведения эксперимента (тест, анкета, проверочная работа или др.), обозначить единицу измерения признака.

4. С помощью выбранной процедуры на группе испытуемых произвести несколько замеров по исследуемому признаку.

2 этап. Обработка данных методом описательной статистики.

5. Сформулировать задачи исследования.

6. Сформулировать статистические гипотезы в соответствии с условиями эксперимента.

7. Выбрать статистический критерий в соответствии с условиями эксперимента.

8. Применить алгоритм выбранного статистического критерия к данным эксперимента.

9. Найти эмпирическое и критическое значения критерия, сравнить их, и соответственно результату принять статистическую гипотезу.

10. Интерпретировать полученные результаты и сделать вывод в виде описания принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

3 этап. Подготовка отчета по лабораторной работе и его защита.

11. Оформить текст отчета по схеме, указанной в требованиях к отчету по лабораторной работе.

12. Защита лабораторной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: