Развитие экспрессивной речи




 

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.

 

Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

 

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

 

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

 

«Сделай, как я»

Взрослый говорит: Взрослый показывает:

Подними ладошки выше Поднимает ладони.

И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.

Что же вышло?

Крыша вышла, а под крышей

Мы с тобой.

Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше, Поднимает ладони.

Поскорее помаши. Машет кистями рук.

Что же вышло?

Птички вышли,

Птички очень хороши.

Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси;

Вот один, а вот другой.

Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.

 

 

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.

 

Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

 

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:

 

§ «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.

 

§ «У»: плавное движение обеих рук вперед.

 

§ «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

 

§ «И»: плавное движение обеих рук в стороны.

 

§ «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

 

§ «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

 

Звук Н в слияниях

 

§ НА-НА-НА - хлопки перед собой.

 

§ НО-НО-НО - хлопки над головой.

 

§ НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками.

 

Звук Н'

 

§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).

 

§ НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется.

 

§ НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик.

 

§ НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой.

 

Звуки М—М'

 

Отрабатываются в слияниях по той же схеме..

 

Звук П.

 

§ ПА-ПА-ПА - движения кистями вниз (руки перед собой).

 

§ ПО-ПО-ПО - то же движение кистями (руки приподнять).

 

§ ПУ-ПУ-ПУ - то же движение, руки вытянуть (без напряжения).

 

Звук П'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук Б.

 

§ БА-БА-БА - хлопки перед собой.

 

§ БО-БО-БО - хлопки над головой.

 

§ БУ-БУ-БУ - хлопки вытянутыми вперед руками.

 

Звук Б'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация П—Б

 

§ ПА-ПА-ПА - БА: движения кистями - хлопок.

 

§ ПО-ПО-ПО - БО: движения кистями - хлопок.

 

§ ПУ-ПУ-ПУ - БУ: движения кистями - хлопок.

 

Звук Т

 

§ ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой.

 

§ ТО-ТО-ТО - движения кистями вверх, руки наверху.

 

§ ТУ-ТУ-ТУ - движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.

 

Звук Т'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация Т—Д

 

§ ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.

 

§ ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.

 

§ ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок.

 

Звук К.

 

§ КА-КА-КА - постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).

 

§ КО-КО-КО - постукивание кулачками (руки приподнять).

 

§ КУ-КУ-КУ - постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).

 

Звук К'

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Дифференциация К—К'

 

§ Твердые слияния - руки в кулачках.

 

§ Мягкие слияния - ладони раздвигаются от рта в разные стороны.

 

Звук Х

 

Резко загнуть кисти вниз.

 

§ ХА - руки перед собой.

 

§ ХО - руки приподнять.

 

§ ХУ - руки вытянуть вперед.

 

Звук Х'

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук Ф.

 

§ ФА - вытянуть руки вперед (ладони вниз).

 

§ ФУ - вытянуть кисти вперед (ладони ребром).

 

§ ФО - поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).

 

Звук Ф'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук В.

 

§ ВА - сцепить руки в замок.

 

§ ВО - поднять сцепленные руки вверх.

 

§ ВУ - вытянуть сцепленные руки вперед.

 

Звук В'.

 

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

 

Звук С.

 

§ СЯ - нажимать на ладонь.

 

 

§ СЕ - поставленную ребром.

 

§ СЁ - пальцами другой руки.

 

§ СЮ.

 

Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза:

 

§ - гласные: А, О, У, И;

 

§ - согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

 

Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

 

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.

 

Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

 

§ ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;

 

§ СГ: «НА»;

 

§ СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;

 

§ СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

 

Следующий этап работы - использование детьми форм появившихся слов: панама - панамы.

 

Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!

 

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

 

В Приложении (табл. 2) вы можете ознакомиться с планированием работы по формированию навыков экспрессивной речи у детей раннего возраста.

 

Развитие общей моторики

 

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

 

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

 

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

 

В Приложении (табл. 3) предлагается план игр, направленных на развитие моторных функций ребенка, соответствующих лексическим темам предложенных системой работы. В таблице даны названия игр или слова, с которых они начинаются. В скобках указаны конкретные двигательные навыки, над которыми осуществляется работа в процессе проведения игры. После понедельного планирования раскрывается содержание каждой игры.

 

 

Игры

 

1. Ах, как Ванечку, да хорошего, люблю. Ах, как Ванечку, да хорошего, Взрослый гладит малыша

Я люблю, (ручки, ножки)

Я на Ванечку, на пригожего,

Посмотрю,

Какие у Ванечки глазки! Малыш показывает глазки.

Какие у Ванечки ручки! Малыш показывает ручки.

Какие у Ванечки ножки! Малыш показывает ножки.

Побежали по дорожке. Ребенок и взрослый бегут, взявшись за руки.

 

 

2. Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки, Спрятать кисти рук за спину.

Где же наши ручки? Показать кисти рук, поиграть с ними.

Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Где же, где же наши ножки, Присесть и спрятать ступни ног руками.

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки, Открыть ножки, потопать ими.

Вот где наши ножки.

Где же, где же наши детки, Воспитатель и дети закрывают лицо руками.

Где же наши детки?

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки. Хлопают в ладоши.

 

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Мамочка хорошая,

Мамочка пригожая. Ребенок гладит маму.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Папочка хороший,

Папочка пригожий. Ребенок обнимает папу.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий. Ребенка ласкает мама.

 

 

4. Ладушки.Ладушки, ладушки! Ритмичные хлопки.

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала.

Диме - два, Протянуть Диме две руки.

Паше - два, Протянуть Паше две руки.

Ване - два, Протянуть Ване две руки.

Тане - два, Протянуть Тане две руки.

Всем дала!

 

 

5. ДождикДождик капал понемножку. Дети протягивают ладошки.

Протянули мы ладошку.

Дождь пошел сильней, сильней,

Убегайте в дом скорей. Дети убегают на стульчики.

 

 

Огуречик - мышка

Огуречик, огуречик, Один ребенок огуречик, другой мышка.

Не ходи на тот конечик. Воспитатель грозит пальчиком.

Там мышка живет, Пальчик движется в сторону,

Тебе хвостик оторвет. изображая мышкин хвостик

После слова «отгрызет» дети постукивают

зубками, огуречик убегает, мышка догоняет его.

 

 

Веточка с яблоком

 

К палке привязывается леска. На конце лески - муляж яблока.

 

Воспитатель со словами «Дети, достаньте яблоко» наклоняет палочку так, чтобы дети дотянулись до муляжа в прыжке. Дети прыгают, чтобы сорвать яблочко.

 

8. Натягиваем сапожки Мокрые дорожки,

Лужи на дворе.

Достаем сапожки

Нашей детворе,

Натянули крошки Имитационные движения «натягивания сапожек».

Сапожки на ножки. Уф! Напряжение мышц рук,

Побежали, побежали расслабление.

Прямо по дорожке.

 

 

Солдатики - куклы

 

Воспитатель: «Играем в солдатиков и кукол».Солдатики из дерева Дети стоят, прижав руки

Как столбики стоят. к туловищу, напрягая все мышцы.

А куколки из тряпочек Полное расслабление

На гвоздике висят. с наклоном вперед.

 

 

Ну-ка, ну-ли

Ну-ка, ну-ли, Круговые движения

Ну-ка, ну-ли, с напряжением мышц.

Будем чистить мы кастрюли,

Мы почистим их песочком,

Обольем их кипяточком.

Посмотрели на кастрюлю,

В ней увидели чистюлю. Дети строят рожицы.

Дети строят рожицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: