Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общественных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- Имитационные – имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит события или осуществляется деятельность. Сценарий содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
- Операционные – помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических ситуаций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях. имитирующих реальные.
- Ролевые – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с использованием роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Лекция Приоритетное положение лекции в просветительном процессе обусловлено лёгкостью её восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличие так называемой «обратной связи» с аудиторией, позволяющей чувствовать её реакцию, точность адресата, так как аудиторию собирает общность интереса к теме лекции.
Непременным условием эффективности публичной лекции является то, что она произносится, а не читается. Публичная лекция – разговор с аудиторией. Создание проблемной ситуации – один из наиболее эффективных способов заинтересовать аудиторию, возбудить и стабилизировать интерес слушателей.
Сущность этого способа в том, что человеку предлагается явное противоречие, выявленное тут же, перед ним, что заставляет его задуматься. Особенно велика роль сравнения в лекциях. Сравнить – это уже наполовину понять.
Активному восприятию лекций и поддержанию интереса к ней способствует использование наглядных средств. Отрицательно сказывается на восприятие перегруженность наглядными средствами.
Лекция не только средство распространения знаний, а и средство формирования социально значимых установок, научного взгляда на мир, общество, человеческие отношения, что предъявляет к изложению популярной лекции целый ряд требований:
1. Учёт отношения аудитории к излагаемой позиции.
2. Несовпадение позиций лектора с существующей у аудитории установкой часто порождает эффект, прямо противоположный тому, к которому он стремился.
3. При отрицательном отношении аудитории к излагаемой позиции рассматриваются как содержащаяся в ней точка зрения, так и противоположная ей.
4. Немаловажна роль эмоционального сектора. Эмоциональная форма изложения положительно влияет на восприятие и позволяет удерживать интерес к лекции.
(Педагогика Досуга, 1998, с. 144-150)
Практикум – курс практических занятий по какому – либо учебному предмету. (1, с.499)
Форма, представляющая собой комплекс упражнений, игр, тренингов, способствующих развитию практических умений и навыков.
Практикум как форма представляет собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику нравственного развития учащихся и решение ситуаций нравственного выбора.
Технологическая цепочка проведения практикума включает ряд необходимых звеньев:
*Вводная беседа о проблеме;
*Блок информации, необходимой для анализа ситуаций нравственного выбора;
*Описание ситуации нравственного выбора;
*Анализ ситуации в микрогруппах или индивидуально;
*Рефлексивная деятельность учащихся.
Примеры политических форм воспитательной работы:
1. «Живая газета» - форма подачи политической информации с использованием плакатов, политических карикатур и лаконичных поэтических текстов.
2. «Дом политпросвещения». Форма представляет собой сюжетно – ролевую игру – ребята выступают в роли пропагандистов, организаторов, консультантов, посетителей Дома политпросвещения.
3. Политтурнир в группе ребят или между группами является активной формой проверки политических знаний ребят, побуждающей их к чтению политический литературы.
4. Политобзор – краткое, сжатое сообщение о политических событиях или проблемах, объединённых едино темой, позволяет глубоко и в развитии изучать происходящие в мире политические события.
Гражданско-патриотические:
1. Агитпоезд. Это игра – путешествие с целью знакомства с символами наше Родины, региона, города, школы. Отправляясь в путешествие, группа формирует «поезд», в состав которого могут войти «вагон - редакция», штаб, группа художников, агитбригада, агитдесант.
2. Заочное путешествие. Организуется с целью знакомства с историческими памятниками, городами, стройками, природными богатствами. Это сюжетно – ролевая игра, в которой вся группа превращается в путешественников.
3. Агитбригада – коллектив, выступление которого построено на конкретном материале и носит агитационный характер.
4. Вечер защиты профессий проводится между группами, когда каждая группа готовит коллективную защиту профессии по выбору.
5. Костёр отваги – это рассуждение, разговор о достойной человеческой жизни, о том, какие мы, сегодняшние, получившие великое благо – счастливую мирную жизнь.
6. Урок мужества. Форму данного дела определяет цель, содержание разговора, обсуждение темы. Цель – извлечь уроки из поступков, жизней достойных людей; определить идеал и стремиться следовать ему в своей жизни.
Трудовые:
1. Операция «Подарок друзьям». Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям, например, ветеранам Отечественной войны и труда, их семьям, так и целым коллективам – детскому саду, школе и т.д.
2. Трудовая атака – трудовая операция, имеющая своей целью быстрое исправление всех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить своими силами – коллектива и его друзей.