Понятие об Истинном Всевышнем




Хаджи Абдулгафур Раззак Бухари

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ТАРИКАТ

(на основе учения Накшбандия)

Пророк (с.а.в.) говорят:

«Хафи (скрытый) зикр в семьдесят раз преимущественнее зикра джахри (громкого). Когда в Судный день будут измеряться благие дела каждого создания, больше всех вознаграждения удостоятся люди, делавшие скрытое вспоминовение. Когда ангелы в изумлении воскликнут: «О, Боже наш! В книге его добрых дел ведь записано так мало?», в ответ от Всевышнего Аллаха будет явлено: «Это создание моё делало вспоминовение от сердца. Об этом был осведомлён лишь Я один».

(Из трактата «Миркот ул-мафотих»)

 

 

Трактат написан простым, доступным языком в форме начального руководства для тех, кто интересуется наукой тасаввуфа (суфизма), обрядностью тариката. Давая точное определение исламским основам тариката, автор приводит ссылки из Священного Корана и Благословенного Хадиса. Он излагает правила поведения в тарикате, описывает качества муршида и мурида; требования, связанные с шариатом, с ханакой. Особенно полезны для молодёжи суждения о значении тариката, добродетельности духовных наставников – пиров, о совершенствовании человека.

Я надеюсь, что трактат послужит вспомогательным источником для правильного понимания основ Ислама, задач и идей тасаввуфа (суфизма).

Нажмиддин Камилов,

Доктор филологических наук,

Профессор.

 

Вместо предисловия

 

Бисмиллахир рахманир рахийм.

Альхамдулиллахи раббил аламин. Вал окибату лил муттакин. Вассалату вас саламу ало хайри халкихи Мухаммадин ва ало олихи ва асхабихи аджмаин.

Основывающееся на Священном Коране и Благословенном Хадисе учение тариката Накшбандия, известное и прославленное во всём мире, в наше время с каждым днём увеличивает число последователей и почитателей. Кстати, к этому тарикату принадлежали Амир Тимур и тимуриды, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Абдулкадыр Бедиль и другие крупные мыслители.

Предназначая этот небольшой трактат тем, кто интересуется тарикатом, при раскрытии исламских источников каждого его постулата мы опирались на Священный Коран и Благословенный Хадис. Ибо, достопочтенный Бахауддин Накшбанд и его великие учителя при разработке каждого положения своего учения основывались на священных первоисточниках.

Прежде чем вступить в тарикат, необходимо безукоризненно придерживаться столпов Ислама, принципов шариата, быть в правильном вероисповедании. По этой причине мы сочли нужным посвятить этой теме первую часть книги.

В её второй части мы попытались, опираясь на священные книги и достоверные источники, в надлежащей суннатам (заветам Пророка (с.а.в.) форме остановиться на происхождении понятия тасаввуф (суфизм), на степенях святости (авлиё), взаимосвязи шариата и тариката, пира и мурида, признаках муршида, правилах тариката (духовного пути), благословенных принципах – «рашха», обязанностях вступающего в тарикат, а также о духе, разновидностях нафса, обычаях зикра, о порядке выполнения «Хатми Хаджаган» и так далее.

Размышления на тему «Красота тариката в избранных произведениях» и «Проповедь тариката в искусстве бухарской каллиграфии» излагаются в третьей части трактата.

Как приложение к книге даётся «Благословенная силсила» (Цепь преемственности сокровенного знания) и список «Великие пиры – учителя, жившие в Узбекистане», составленные на основе произведений Абдулкарима ас-Самъо «Насабнома» («Генеалогия»), Алишера Навои «Насойим ул-мухаббат («Ласкающие ветерки любви»), Али Сафи «Рашахату айн ил-хаёт» («Животворящие капли источника жизни»), Насируддина тура Бухари «Тухфат уз-зоирин» («Дар для соискателей») и ряда подобных исторических, научных, энциклопедических источников, а также, услышанное о них из бесед автора с великими учителями.

Мы надеемся, что этот небольшой трактат удостоится вашего внимания, дорогие читатели.

Да наставит Всевышний Аллах всех нас на путь истинный; ниспослав довольство душам упомянутых в трактате наших великих учёных, шейхов, досточтимых учителей, да наделит всех нас их благословением и покровительством. Аминь.

Часть

Понятие об Истинном Всевышнем

«Азал хам Сен, абад хам Сен не аввал бирла охирким,

Анга йук ибтид о пайдо, мунга йук интихо пайдо».

Предвечен Ты и бесконечен Ты, всему начало и всему конец,

Тому начала не было, а этому не будет завершенья.

(Алишер Навои)

Каждый человек должен признавать своего Создателя и, конечно, размышлять о своей сотворённости. «Познавший себя познает и своего Создателя», - гласит священный благословенный Хадис.

Всевышний Аллах не похож ни на людей, ни на какие бы то ни было создания. У Него нет ни тела, ни образа, ни местонахождения. Нельзя сказать, что Он находится вверху, внизу, спереди, сзади, справа или слева. Он присутствует везде. Аллах свободен от таких человеческих потребностей, как есть, пить, спать.

Аллах непознаваем. Во-первых, шариат запрещает слишком глубоко рассуждать на эту тему. Во-вторых, ограниченные знания и ресурсы человеческого мозга недостаточны для познания Истинного Господа. Суфи Аллаёр в «Сабот ул-ожизин» просто и доступно проиллюстрировал это:

 

«Эрур хокимки хукмин узга этмас,

Анинг Зотига хеч кимнинг акли етмас.

Фаришталар, набилар етмадилар,

Буйин сундилару фикр этмадилар».

 

«Властителя решенье непреложно,

Ничьим умом Его познанье невозможно.

Без рассужденья ангелы, пророки преклонились,

Постичь непостигаемое даже не стремились».

Устои Ислама

Ислам إسلام арабское слово, означающее мир, покорность Аллаху, веру в повеления Аллаха и Пророка (с.а.в.). Человек, следующий воле Аллаха и Пророка (с.а.в.), сделавшийся покорным, зовётся мусульманином. Мусульманин не должен никому наносить ущерба ни языком, ни рукой.

Всевышний Аллах в 19-аяте суры «Семейство Имрана» благоявил:

И, истинно, ислам - религия Аллаха, И не делились меж собою те, Кто следовал Писанию Святому, А несогласье родилось, Когда пришло познание и зависть. Тех, кто не верует в знамения Аллаха, - Так ведь Аллах, поистине, в (Своих) расчетах скор! إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّهِ الإِسْلاَمُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْعِلْمُ بَغْياً بَيْنَهُمْ وَمَن يَكْفُرْ بِآيَاتِ اللّهِ فَإِنَّ اللّهِ سَرِيعُ الْحِسَابِ

 

Религия Ислама состоит из 5-ти составных: имана (веры), намаза (молитвы), заката (очистительной милостыни), поста и хаджа (паломничества в Мекку).

 

Иман

إيمان

 

Для каждого достигшего совершеннолетия человека предписано принятие этих основ веры, главных принципов Ислама.

Вера в Аллаха. Каждый человек, произнесший لا إله إلاّ الله محمّد رسول الله

- (Ла илаха илллаллаху, Мухаммадур расулуллах) – «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха», - без сомнения становится мусульманином.

Вера в ангелов. Ангелы созданы из света. По-арабски ангелы – «малоика». Они невидимы глазу человека, никогда не идут против Аллаха, а, напротив, повинуются Ему; они не едят, не пьют, не устают, не скучают; они безупречно выполняют все возложенные на них задачи.

Вера в книги. От Аллаха миру явлены 4 небесные книги. Предписано верить указаниям, которые ниспосланы Аллахом через вдохновение пророкам. Все книги, ниспосланные пророкам от Адама (а.с.) до Мухаммада (с.а.в.), истинны.

Единственный путь спасения для людей – следование Священному Корану. Ибо, Коран – это сияние, свет, путь знания и источник, наставляющий на путь истинный.

Вера в пророков. Всевышний Аллах, создав Адама (а.с.) и его потомков, сделал человека самым великим созданием и подчинил ему все вещи. Первый из пророков – Адам (а.с.). Пророк же Мухаммад (с.а.в.) послан как милость всем мирам и последний Пророк, об этом в Священном Коране говорится:

И Мухаммад не был отцом Ни одному мужчине среди вас, Он - лишь посланник от Аллаха и печать пророков. Аллах о всякой вещи знающ! مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيماً

(Сура «Союзники», 40-аят).

 

В благословенном Хадисе сказано: و لا نبىّ بعدى

 

«После меня нет пророка».

Мы должны верить во всех пророков.

 

Вера в Судный день. В Судный день каждый человек даст перед Аллахом отчёт за все свои совершенные дела. Каждый человек в том мире получит воздаяние за свои хорошие и плохие дела. Хорошие будут вознаграждены местом в Раю, плохие понесут наказание в Аду. Грешники же из числа правоверных, только пройдя наказание в Аду, войдут в Рай.

 

 

Вера в судьбу. Изначальное знание Аллахом обо всех вещах до их сотворения – когда будут, где будут, как будут и других их тонких сторонах, предопределённость и предначертанность всех дел – называется судьбой.

Предписывается верить в хорошее и плохое, что есть в судьбе.

Всевышний Аллах благовестит:

Поистине, Мы в должной мере Сотворили всяку вещь, إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

(Сура «Луна», 49-аят).

 

Всевышним Аллахом записано в судьбе каждого человека, что если он выберет путь добра, наградой его будет Рай, а если выберет плохой путь, наказанием ему станет Ад.

Пророк (с.а.в.) говорят:

ما منكم إلاّ و قد كتب مقعده من النّار و مقعده من الجنة

«В судьбе каждого человека записано, что если он изберёт путь добра, то станет обитателем Рая, а если изберёт путь зла, то станет обитателем Ада».

Всевышний Аллах дал человеку ум для права выбора и умения размышлять. Человек по своей воле и своим умом выбирает дорогу добра либо дорогу зла: человеку дано право выбора.

Всевышний Аллах в 8-м аяте суры «Солнце» провозглашает:

Ее прозрением о том, что праведно, что скверно, - فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا

 

В 10-м аяте суры «Город» возвещает:

И не указаны два главных направленья (Добра и Зла)? وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

 

Если бы Аллах не дал человеку волю, то есть право выбора, то попавшие в Ад могли бы возроптать: «О, Господь наш! Ведь Ты сам предписал нам судьбу обитателей Ада! Теперь Ты мучаешь нас в Аду?»

 

Вера в возрождение из мёртвых. Люди и все существа в Судный день возродятся и будут нести расплату. Каждому человеку предписано верить в существование вечной жизни после смерти.

Аллах Всевышний гласит:

49. Скажи: "Поистине, (воскреснут все) И новых, и былых времен قُلْ إِنَّ الْأَوَّلِينَ وَالْآخِرِينَ
50.И будут собраны в назначенное время На встречу в День известный. لَمَجْمُوعُونَ إِلَى مِيقَاتِ يَوْمٍ مَّعْلُومٍ

 

(Сура « Неотвратимое событие », 49-, 50-аяты).

 

Великие грехи

Великие грехи (тяжкие грехи) делятся на несколько разрядов.

1. Тяжкие грехи, кающиеся веры: ересь (многобожие); получение шариатского (религиозного) образования в корыстных мирских целях; скрывание знания; жертвование и заклание животных в честь кого-либо кроме Аллаха; обучение магии и занятие ею; проклинание мусульманина либо бездоказательное обвинение его в безверии; распространение лжи в отношении Аллаха и Его Пророка (с.а.в.); беспечное отношение к мучениям в мире ином; оплакивание покойника с криками и стенаниями; неверие в судьбу.

2. Тяжкие грехи, относящиеся к нафсу и повседневной жизни: беззаконное убийство человека; сжигание людей и животных в огне; насилие над слабыми (женщинами, подчинёнными, работниками, учениками); питьё опьяняющих напитков; принятие яда; употребление в пищу свинины и мертвечины; употребление наркотических веществ; самоубийство, даже вследствие принятия веществ, постепенно ведущих к смерти; разбой и грабёж; отрицание истины и гнев по её поводу; унижение людей, оскорбление чьих-либо родителей (в этом случае оскорбляют собственного отца и мать); высокомерие; зазнайство; шпионство во вред людям.

3. Великие грехи, имеющие отношение к имуществу: присвоение имущества сироты; отнятие чьего-либо имущества; азартные игры; воровство; бандитизм; взяточничество; обмеривание и обвешивание на весах; дача ложных клятв и лжесвидетельство в торговле; нарушение договора; мошенничество; расточительность; нарушение завещания в пользу других лиц кроме наследователей; укрывательство свидетельствования; недовольство предначертанным Аллахом; ношение мужчинами золотых украшений.

4. Великие грехи, относящиеся к богослужению: оставление молитвы или беспричинное её запаздывание; невыплата «закята» при получении дохода; беспричинное недержание поста «Рамазан»; несовершение тем, кто имеет возможность паломничества «хадж»; беспричинное оставление пятничных и общинных молитв; имея возможность, не давать добрых наставлений и не удерживать от совершения дурных поступков; не остерегаться «бавл» (попадания брызг мочи на тело и одежду); неиспользование на практике имеющихся знаний.

5. Великие грехи, относящиеся к семье и родству: прелюбодеяние (внебрачные половые отношения); мужеложество; клевета в адрес чистых, правоверных женщин; разглядывание женских прелестей; чрезмерное украшение себя; подражание женщинами мужчинам; похожесть мужчин на женщин; проклинание отца – матери; разрыв связи с родственниками без оснований, признанных в шариате; отрицание женой добрых деяний мужа; согласие мужчины на прелюбодеяние; притеснение соседей.

 

Долги человечности

При встрече приветствовать знакомых и незнакомых людей; уважительно относиться к родным и близким; посещать больных людей; выражать соболезнование тем, кого постигло горе; участвовать в похоронах; ходить в гости, когда приглашают с уважением (если там не совершают постыдных дел, не ведут плохих разговоров и не возникает положений, которые приводят к плохому); при чихании произносить

الحمد لله ربّ العالمين علي كلّ حال

«Альхамдулиллахи раббиль аламин ало кулли хал» (Во всех ситуациях слава Аллаху – Господу Миров); помогать людям, несущим тяжести, слепым; не посягать на чужое имущество; заботиться о безвредных животных и насекомых; не ломать без надобности деревьев; не топтать растений, содержать в чистоте дороги, водоёмы; беречь общественное имущество и общественные места, хранящиеся там вещи; не загрязнять дворы, улицы, воду арыков; не принижать веру представителей других религий, ценить людей и относиться к ним с должным уважением; ценить историко-мемориальные, этнографические, археологические памятники и предметы, литературное, историческое, научное наследие, уважать обычаи, обряды, авторитет, ценности и духовность каждого народа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: