В искусстве каллиграфии Бухары




 

Благословенная Бухара с древнейших времён славилась своими искусными мастерами «золотого калама» - каллиграфами. Убедительное свидетельство этому - выдающиеся достижения таких искусных каллиграфов - истинных мастеров «золотого калама» как Шах Хусайн ибн Исамуддин Бухари, Кулмухаммад Бухари, Мухаммад Шариф Мунши Бухари, Мирзо Садык Мунши Джандари, Мир Почо ибн Мир Рахматуллах Бухари, Мир Хусайн Куланги (ученик знаменитого гератского каллиграфа Мир Али), Мир Маъсум Бухари, Аваз Бадали Бухари, Мир Али Фатхабади, Домла Бобобек, Абдулмаджид Махдум, Мирзо Мухаммаджан, Мирзо Исхак, имена которых хранят страницы истории.

Знаменитые каллиграфы для придания красоты и привлекательности своим прекрасным письменам стремились достичь блеска совершенства при написании каждой арабской буквы. Ибо письмо является одним из видов искусства, которое выражает мысли и чаяния человека. Все божественные священные книги, энциклопедические, исторические, научные, литературные произведения и сочинения мира дошли до нас благодаря кропотливым многотрудным стараниям известных и безымянных каллиграфов.

Пророк (с.а.в.) говорят:

 

عليكم بحسن الخط فإنّه من مفاتيح الرزق

«Учитесь писать красивым почерком. Ибо он ключ к благополучной доле».

من كتب بسم الله الرّحمن الرّحيم بحسن الخط دخل الجنّة بغير حساب

«Тот, кто красивым почерком напишет «Бисмиллахир Рахманир Рахийм»,

будет введён в Рай, не подвергаясь спросу»,

-сказано в одном благословенном Хадисе.

Абу Али ибн Сино в своём трактате «Канон врачебной науки» утверждает, что текст, написанный небрежным некрасивым почерком, наносит вред зрению человека. Поэтому книги, написанные красивым почерком, всегда ценились очень высоко. С древнейших времён, написанные известными каллиграфами масневи, рубаи, мухаммасы, кытъа, исполненные крупным (джали) шрифтом и украшенные музаххибами, заключающие в себе глубокий религиозно-суфийский смысл, дарили правителям, сановникам, всем любителям прекрасного. Эмир Умархан же за каждое писание платил каллиграфам по золотой монете.

Такие бесценные образцы каллиграфии бережно хранились и передавались от поколения к поколению, из рук в руки. Любовно хранимые почитаемые тексты развешивали на стенах мечетей, медресе и ханака.

Приводимые на страницах трактата образцы прекрасных рукописных текстов знаменитых бухарских каллиграфов являются стихами, в которых заключён глубокий суфийский смысл.

«Ё Раб, дар халк такягохам накунй,

Мухтожи вазиру подшохам накунй,

Муйи сиёхам аз карамат гашт сафед,

Бо муйи сафед дил сиёхам накунй».

«О, Бог мой, от надежд и упований на кого-то охрани,

В царях и их преспешниках нужды мне не пошли,

В служении Тебе лишь чёрный волос мой стал весь седым,

Так пусть же при сединах белых сердце не покроет чёрный дым».

Смысл: Боже, Ты – моя опора. Не сделай мне опорой людей. Не сделай меня нуждающимся ни в правителях, ни в приближённых правителей, но Сам дай воплощение моим потребностям. В поклонении Тебе волосы мои стали белыми. Так не сделай же теперь моё сердце чёрным без вспоминовения Тебя, без Твоей любви.

 

«Агар хунам хурад, бодо, халолаш,

Ва гар сар хохад – инак поймолаш.

Ду оламро агар бахшанд бо ман,

Нахохам жуз тамошайи жамолаш».

«Согласен я, пускай Пречистый выпьет кровь мою,

Пускай ногами попирает, я покорно возлагаю голову свою.

Пусть оба мира мне даруют – откажусь,

Лишь лицезреньем совершенства Твоего я наслажусь».

Смысл: Я согласен даже на то, чтобы Возлюбленный выпил мою кровь, растоптал мою голову. Если мне отдадут оба мира, я не возжелаю ничего кроме совершенной красоты Аллаха.

«Дарде нажашидам, ки давойи ту надошт,

Охе накашидам, ки хавойи ту надошт.

Ашке нафишондам, ки ба рохи ту набуд,

Занге нашикастам, ки садойи ту надошт».

«Не испытал страданий я, которые не исцелил бы Ты,

И каждое моё дыханье – это воздух, коим наделил нас Ты.

Я ни слезинки не пролил, иначе как лишь на Твоём пути,

И в бубен бил я лишь затем, чтоб звук мелодии твоей по миру разнести».

Смысл: О, Всевышний, пошли мне страдания Своей любви, дабы я вздыхал по Тебе. Лишь по Тебе хочу проливать слёзы. Даже играя на бубне, хочу, чтобы он издавал звуки лишь для Тебя.

«Дил ба умеди васли ту хамдаи жон намешавад,

Жон ба хавойи куйи ту хизмати тан намекунад.

Ин дили пурзах зи гирди манн рафт ба чини зулфи ту,

Хуш сафаре гузид аз он ёди Ватан намекунад».

«Не хочет сердце быть в согласии с душой, мечтая встретиться с Тобой,

Душа не выполняет повелений тела, стремясь достигнуть Твоего удела.

И это сердце, преисполненное чувств, стремится от меня к Тебе,

В стремлении своём, не вспоминая даже места, раньше оно билось где».

Смысл: Вседержитель, сердце в единении с Тобой теряет связь с жизнью, дух же мой, в предвкушении соединения с Тобой, не выполняет служения моему телу. Моё сердце полное любви к Тебе, Твоей благосклонностью наполнилось до краёв. Так какова же эта божественная любовь, когда, делая Твоё вспоминовение, я забываю обо всём на свете.

 

«Насихат кунам, ёд гиру дар амал ор!

Ки ин хадис зи пири тарикат ёд аст.

Мажу дурусти аст аз жахони сустниход,

Ки ин ажуза аруси хазор домод аст».

«Я дам совет, запомнив, следуй ты ему, дитя!

Он мудрыми учителями тариката дан не зря.

Не жди добра от временного мира, он таков,

Как та невеста старая, что повидала тыщу женихов».

Смысл: Хочу дать тебе совет, данный нам в наследие учителями-пирами тариката, запомни его: не привязывайся сердцем к этому иллюзорному миру. Мир похож на старуху-невесту, повидавшую тысячу женихов, а значит, не прикипай душой к преходящему миру; не забывай об Аллахе.

 

«Нихол саркашу гул бевафо, лола дуранг,

Дар ин чаман ба чи умед ошён бандам».

«Растущий голову задрал, цветов непостоянен вид, тюльпана переменчив цвет,

К чему надежды связывать мне с этим цветником, дай мне ответ».

Смысл: В миру росток тянется к небу, цветок увядает, тюльпан теряет свой яркий цвет, то есть, ничто в этом мире не вечно. А раз это так, к чему мне уповать на этот преходящий мир?

«Бе илму амал бехишти ризвон маталаб,

Берузаю бенамоз имон маталаб.

Хохи ки зи пули Сирот осон гузарй,

Озори дили хеч мусулмон маталаб».

«Без следованья мудрости о райских кущах не мечтай,

Не соблюдая пост, молитвы не блюдя, на веру ты не уповай.

Коль хочешь через пропасть Ада по мосту Сират пройти спокойно в Рай,

Страданий никогда ты мусульман сердцам не причиняй».

Смысл: Без получения познаний и выполнения практик не мечтай о прелестях Рая. Без молитвы и соблюдения поста не возжелай веры. Если в Судный день мечтаешь беспрепятственно перейти через мост Сират, не заставляй страдать ни одно сердце мусульманина.

«Ба ахли хирад нишину бархез,

Ваз мардуми бехирад пархез.

Аз ахли хирад расад камолат,

Ваз мардуми бехирад - малолат».

«В беседу к людям знания стремись,

Общения с невеждами ты сторонись.

С мужами мудрости достигнешь совершенства высоты,

А от глупцов, мой друг, смятение в душе получишь ты».

Смысл: Если будешь общаться с людьми знания, ты будешь осведомлён о знании Аллаха. Напротив, если будешь в общении людей невежественных, окажешься в затруднённом, стеснённом состоянии.

«Барги дарахти сабз дар назари хушёр,

Хаар варакаш дафтарест маърифати кирдикор».

«Для взгляда мудрого подобен каждый лист зелёный древа без сомненья

Странице той тетради, что гласит нам о Всевышнего знаменьях».

 

Смысл: Для человека, ведающего об Аллахе, зелёные листья деревьев подобны страницам тетради познания, то есть, познавшие во всём ищут мудрость, смотрят глазами сердца. Даже в листьях, на которые обычные люди смотрят равнодушным взглядом, есть знамения, свидетельствующие о существовании Аллаха.

 

(подписи к иллюстрациям)

 

Образец каллиграфического письма Мирзо Исматуллаха Бухари (XVII век).

 

Пример каллиграфии Сарымсакбека Дизахи (Джизахи) (XIX век).

 

Образцы каллиграфического написания XVIII века.

 

Образец каллиграфии Али Хирави Фатхабади (XVI век).

 

Образец каллиграфии XVIII века.

 

Образец каллиграфии XVII века.

 

Пример каллиграфии Мир Маъсума Бухари (XVIII век).

 

Образец каллиграфии XVIII века.

 

Благородная цепь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: