Походы и экскурсии на природу




 

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход -это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:
• Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.
• Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.
• Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
• Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуя между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности (самих животных ввиду скрытного образа жизни

128 стр.

обнаружить очень сложно). Норки, дупла, гнезда, кучки земли, клочки шерсти, обглоданные стволы и ветки, погрызенные шишки под деревьями, перья, помет - все это свидетельства, которые могут подсказать, какие обитатели леса их оставляют и что они делают в отсутствие людей. Очень интересно наблюдать с детьми муравейник; во влажных местах - лягушку; в сухих - ящерицу, ежа; старый пень в лесу (это мини-экосистема, в которой уживаются грибы, мхи и лишайники, насекомые и многие микроорганизмы).

Эколог детского сада планирует показ леса как сообщества, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания (хотя бы 2-3 звена). Походы, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития. Дети должны увидеть, что это связано с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (света, тепла, влаги). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать их внимание на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и наблюдать.

Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, как приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары - все дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тени и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора «своего» постоянного места - тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор взрослым и детям нужно в рабочих перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом будут отнесены в контейнеры. Лес, природная зона, куда дети с воспитателями и родителями регулярно ходят на прогулки, в походы, - это их дом в широком понимании. Надо приучать детей любить свой дом, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Правильная организация этой части похода очень

129 стр.

важна - взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто, ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.

Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: кружево листвы деревьев, просветы голубого неба и ажурная тень от нее на земле; стремительный полет ласточек, стрекоз, сверканье их крыльев на солнце; чарующее порханье бабочек среди цветов, деловитость мохнатых шмелей и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений - нежную весеннюю или сочную летнюю зелень листьев, яркий праздничный осенний наряд, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые обращают внимание детей и сами восторгаются свисающими ветками ивы, пушистыми шариками розового клевера, стройным и высоким иван-чаем, нежной незабудкой, синими переливами мышиного горошка и могучим репейником. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит составить точный маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает начать сборы: смастерить игрушечные бинокли, фотоаппараты, чтобы лучше все рассмотреть, подобрать рюкзачок или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пару целлофановых пакетов, которые можно надеть поверх обуви, если надо будет проходить влажные или грязные места, пакет для сбора интересного природного материала, сухой паек. Воспитатель рассказывает, как взрослые готовятся к походу: подбирают подходящую подстилку для отдыха, большой целлофан (его кладут на землю под подстилку, чтобы не проходила влага от земли; он также может служить общим укрытием во время дождя), готовят большой термос с чаем, двухлитровую бутыль с водой для мытья рук и других нужд, аптечку, атрибутику для игр и упражнений, фотоаппарат, мешок для мусора, корзину или сумку для интересных находок, банку и сачок (для

130 стр.

рассматривания воды из водоема), сигнальные флажки для перехода через улицу.

Ценной является работа по карте-схеме: воспитатель и дети вместе прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и распределяют функции: кто идет сзади, кто ведет маленьких туристов впереди, что наблюдает с детьми воспитатель, а что показывает и сообщает эколог, как проводит свои мероприятия инструктор по физ. воспитанию. Взрослые участники обсуждают весь сценарий похода - сколько длятся первый и последующие переходы, где будут остановки, чем они будут заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

 

Природоохранные акции

Акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка ~ живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом.

В дошкольном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца.
• Цикл наблюдений за елью на участке детского сада или в ближайшем окружении, во время которых дети наблюдают за деревом, углубляют свои познания, воспринимают его разные состояния,

131 стр.

красоту, заботятся о нем, отряхивая тяжелый снег с лап, сравнивают с искусственной елкой.
• Создание плакатов в защиту живой ели: детей знакомят с жанром плаката, они рисуют или делают аппликацию (творческая работа по замыслу), затем придумывают слова к ней, а воспитатель пишет их печатными буквами; готовые плакаты сначала вывешиваются на всеобщее обозрение в детском саду (их видят родители), потом развешивают в общественных местах (возле магазинов, поликлиники, на остановках транспорта, на подъездах жилых домов).
• Традиционный новогодний праздник в зале незадолго до Нового года - праздник проходит вокруг искусственной елки, чем демонстрируется на деле бережное отношение к живым деревьям.
• Праздник-досуг вскоре после Нового года вокруг живой ели на участке или в ближайшем окружении; дети делают цветные льдинки, бумажные игрушки, которыми украшают ее, главная цель - радоваться живому дереву, его красоте.
• Осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного акта - вызвать жалость и сочувствие ребят к засохшим елкам; сформировать понимание того, что двухнедельный праздник не стоит жизни замечательного дерева.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля). Дети старшего дошкольного возраста уже понимают ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ. Кстати, акция в защиту воды, за бережное и экономное ее расходование окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

К Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и в ближайших местах, возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Девиз - «Украсим Землю цветами!», чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей. Мало очистить газоны - нужно, чтобы они запестрели цветами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: