Женщины в бизнесе и менеджменте




Для анализа и понимания путей — моделей достижения успеха, мотиваций и эмоционально-психологического состояния автор выбрал небольшие истории, если хотите, маленькие «бес-стори», о том, как пробивались и ощущали себя в малом бизнесе в 1992-2002 годах знакомые мне женщины.

Оля Шахгалдян («Юные дарования»)

После выборов в Государственную думу, где впечатляющего результата добилась ЛДПР — партия В.Жириновского, у предпринимателей из окружения Юрия Лужкова родилась идея — создать партию Большинства. На английском это звучало красиво — Party of Majority... На деле, примерно через год, идея оказалась блефом.

Но именно в руководящих структурах партии «Большинства» мы и познакомились с Ольгой Шахгалдян в 1993 году.

Оля изумительно красивая женщина. (Думаю, что именно с нее могли бы лепить головку прекрасной куклы например Барби.) Дочь маленького кавказского народа — абазинка.

В свою школу «Юные дарования» она собирала разных по возрасту и музыкальным интересам детей. Со всей многонациональной России. От Норильска до Кавказских гор и Каспия. От Балтики и Калининградской области до Владивостока. Попадали туда дети и из стран СНГ.

Обучение вели консерваторские преподаватели, кому, как и многим педагогам в 1992—1994 годах, было очень трудно выжить. Вот им и приходилось успевать на двух-трех работах.

Олина школа считалась как бы при Консерватории. И для самых, самых талантливых была надежда поступить либо в Консерваторию, либо в «Гнесинку». Несколько ребят, в том числе Один сын Карен, скрипач, красавец, и его аккомпаниаторша — пианистка Люда Д., действительно в 1998-1999 годах получили этот шанс. Карен, по-моему, прошел по классу Третьякова. И ныне, весной 2003 года, он после ряда удачных концертов, конкурсов и зарубежных выступлений уже закончил аспирантуру.

В 1994—1997 годах Оля довольно часто устраивала концерты своих учеников в малом, Рахманиновском зале Консерватории.

Эти концерты и гастрольные поездки учеников школы умело использовали в своих политических интересах руководители партии «Большинства» — господа В.Гречнев, А.Окунь и другие.

Ольга Хусаиновна вкладывала и душу, и сердце, и не очень крепкое здоровье, и, конечно, немалые деньги в свое благородное предприятие. Пользуясь музыкальным образованием и чутьем, с помощью профессоров Консерватории и «Гнесинки», она собрала под одной крышей и малолетних скрипачей, и пианистов, и виолончелистов, и арфистов.

И главное — давала детям из небогатых и трудных семей возможность шаг за шагом получать азы музыкального образования. Готовить их вместе, в общей команде со своими сыновьями Артемом (пианино) и Кареном, к жизни и новой профессии.

Оля очень деятельный человек. Энергия, проекты из нее били ключом. Она была готова к бесконечной борьбе за выживание и за место под солнцем в своеобразном социальном, а потому низкоприбыльном (по определению) бизнесе. Только благодаря невероятной целеустремленности, трудолюбию и организаторскому таланту Оля успевала вести и другие, коммерческие операции. Это и есть диверсификация. Помогая в руководстве партии, пробивала строительство своей школы в «охраняемой» московским правительством зоне — напротив цирка на Цветном бульваре.

И это при неустроенной, в общем-то, личной жизни. И при двух сыновьях, требовавших все больше внимания. А еще — концерты юных талантов в малом зале Консерватории.

Когда строительство школы было близко к завершению по финансовой схеме: 20% площадей — кредиторам (инвесторам), 80% — Оле, инвесторы вызвали Олю на «стрелку». И потребовали 90% площадей. Или — срочно плати долги.

И вот у Оли нет школы... Отобрали. Но сдаваться Ольга Хусаиновна не собирается.

Вера Витальевна Геппа («Шелковый путь») В 1997 году «Дом моды» Веры Витальевны Геппа в Курске стал одним из победителей конкурса «1000 лучших малых предприятий России».

Как творческий человек, Вера Витальевна не спеша вела свой бизнес-корабль к утверждению и успеху. Если бизнес Ольги Шахгалдян так и не вышел на стадию развития, то Вере Геппа удалось не только закрепиться в бизнесе, но и построиться. Ей удалось и диверсифицировать свой бизнес: наряду со стержневой линией на формирование своего стиля в моде, Вера создала творческую лабораторию — центр обучения. Стала открывать бутики в Москве, Белгороде, в других российских городах. Началось зондажное внедрение брэнда «Вера Геппа» на рынки Австрии и Италии. В этом Вере Витальевне очень помогают ее дети — дочь Наташа (она — серьезный менеджер и бухгалтер) и сын Володя (молодой инноватор, осваивающий премудрости корпоративного управления на модели реструктуризации РАО «ЕЭС»).

Что же предопределило путь к успеху своеобразного, творчески-производственного бизнеса Веры Геппа?

Это, конечно же, ее талант — модельера и дизайнера, педагога и менеджера. Это — творческое горение. Целенаправленность. Настойчивость. Умение рисковать. Это — способность отмобилизовать и оптимально использовать в нужный момент творческие, финансовые, человеческие и иные ресурсы. Это — высокая ответственность за начатое дело, за взятые обязательства, намеченные планы развития. Это — и коммуникабельность, и терпение в работе с областными и городскими органами, министерствами, СМИ, объединениями предпринимателей, ТПП России, творческими союзами, молодежью. В России надо уметь терпеть.

Еще для женщины в бизнесе важен фактор поддержки семьи. В реальных условиях российского бизнеса это играет весьма существенную роль. Ведь практически любой малый бизнес в нашей стране, в том числе творческий, сопряжен с прямым давлением криминала — с вымогательствами чиновников, наездами рэкета, бесконечными проверками пожарников, санэпидемстанции, милиции («дай, дай»), налоговиков и т.п., то есть с беспределом. Официально это называется «административно-бюрократические барьеры». И все это породило невероятную для цивилизованной страны коррупцию.

Введем в этой связи некоторые, особые коэффициенты. Коэффициент семейной поддержки — К1: чем больше семья, тем лучше. Коэффициент защиты — К2: чем больше взрослых и сильных мужчин, тем проще. Коэффициент влияния — КЗ: чем больше финансовых и иных ресурсов, связей у мужа и других членов семьи, тем лучше.

Это все имеет для участия женщин в малом, да и не только малом бизнесе весьма большое значение.

В случае же тандемного бизнеса: муж + жена и наоборот эта модель бизнеса входит также, как и другие модели малого бизнеса, в сферу моего анализа. В тандеме может проявиться гармония. Муж может быть ведущим, как Юрий Васильевич Волков — президент «Русского Делового Агентства», а жена ведомой - как Марина Анатольевна Волкова — генеральный директор «Марина-медицентра» с китайскими профессорами. В этом случае коэффициенты семейной поддержки (К1), защиты (К2) и влияния (КЗ) усиливают друг друга, и даже порой интегрируются в единое целое.

Об этой редкой в российских условиях, да, пожалуй, и в европейских, модели тандемного бизнеса с гармоничной парой (и еще лучше — гармоничной семьей) вообще стоило бы поговорить отдельно. Примером могла бы послужить московская торговая фирма «Он и она».

В случаях же творческих и социальных малых предприятий типа частной школы «Юные дарования» Ольги Шахгалдян и «Дома моды Веры Геппы» мы имеем дело с моделями «брэн-довой» мономенеджерской фирмы с меньшими или большими элементами семейного бизнеса. Эти бизнесы не могут быть по определению, как «Марина-медицентр», высоко прибыльными.

 

4. И все-таки по закону!

 

В рамках Международных мероприятий «Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ» (9 - 12 декабря 2002г.), проведенного при поддержке Всемирного Банка, были организованы конференции и круглые столы по широкому спектру проблем финансовой, информационной, маркетинговой и правовой поддержки Российского малого предпринимательства.

Круглый стол по проблемам совершенствования законодательства о поддержке и развитии малого предпринимательства в России был организован Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства (МАП России), Институтом государства и права РАН.

Дискуссия за круглым столом сконцентрировалась на судьбе и основных проблемных статьях закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятого Государственной думой 12 мая 1995 года.

Эти статьи посвящены:

· разграничению полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (ст. 2);

· критериям, определяющим субъекты малого предпринимательства в России;

· государственной регистрации субъектов малого предпринимательства (ст. 4);

· содержанию, направлениям и приоритетам государственной политики и государственной поддержки малого предпринимательства (ст. 6);

· целям, задачам и механизмам реализации государственных (федеральных, региональных, муниципальных) программ поддержки малого предпринимательства (ст. 7);

· федеральному, региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ст. 8);

· налогообложению субъектов малого предпринимательства (ст. 9) и другим правовым нормам.

Процессы общественной трансформации и социальные преобразования в нашей стране с момента принятия этого базового, рамочного закона, хотя и с противоречиями, более медленно, чем хотелось бы, в целом шли вперед.

За это время Государственной думой приняты Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Бюджетный Кодекс, новые законы и другие нормативно-правовые акты, прямо или косвенно воздействующие на развитие российского малого предпринимательства, а также созданы межрегиональные округа.

Серьезные изменения претерпела система управления экономикой на федеральном и региональном уровнях. Речь идет в том числе и о создании в июне 1995 года и ликвидации в сентябре 1998 года — после дефолта — Госкомитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП России).

Функции разработки и проведения государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства были переданы МАП России. Возникла необходимость, как это принято в международной практике, после фазы старта и при переходе к фазе адаптации и закрепления деятельности ввести в общее правовое поле:

· понятия и критерии средних предприятий и среднего предпринимательства, что целесообразно сделать в единстве с критериями и понятиями микропредприятий и малых предприятий и малого предпринимательства (бизнеса);

· уточнить порядок и сроки разработки, утверждения и реализации государственных программ, в том числе федеральной программы;

· согласовать положения базового закона с принятыми Думой новыми законами, направлениями на преодоление административно-бюрократических барьеров — упрощение регистрации субъектов малого предпринимательства (МП), резкого сокращения проверок МП контрольно-административными органами; уменьшение числа лицензируемых видов деятельности МП и предпринимателей без образования юридического лица (ПБЮЛ), упрощение процедуры сертификации товаров и услуг.

 

Все это и многое другое ставит вопросы либо о серьезной переработке существующего закона, либо о подготовке и принятии отдельного закона о малом и среднем предпринимательстве.

Проект нового закона о малом и среднем предпринимательстве подготовлен Торгово-промышленной палатой России с участием предпринимательской общественности.

Есть варианты, рожденные инициативно группами депутатов Думы и политическими движениями. Но очень важно, чтобы новые инициативы не привели к деформации сложившейся на федеральном уровне и в регионах системы господдержки МП, — то есть чтобы новации не сработали в ущерб экономическому росту и инновационному прорыву.

Эти проблемы и являлись основным предметом обсуждения на круглом столе. Дело — за реализацией многих полезных и продуктивных идей, которые там были высказаны и продолжают звучать в нашем обществе. Тем более, что в середине октября 2003 года Правительство России на своем заседании вернулось к рассмотрению проблем развития малого бизнеса в стране. Принятые решения могут дать новый импульс к его дальнейшему развитию. Хотелось бы в это верить.

 

 

Литература

Бусыгин АБ. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.

Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения //Вопросы экономики. 1993. №8.

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.

Малый бизнес в России: Аналитический сборник. М.: КОНСЭКО, 1998.

О бизнесе большом и малом: (Интервью А.Агеева с Альфредом Чандлером, профессором Гарвардской школы бизнеса) // Проблемы теории и практики управления, 1990. № 3.

Орлов А. Введение в предпринимательство: Малый бизнес в России и за рубежом. М.: Экономическая академия, 1994,.

Орлов А. В России формируется мутантное общество // Бизнес для всех. 1998. Сентябрь.

Орлов А. Кухня малого бизнеса. М.: Экономическая академия, 1993.

Орлов А. Малый предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. № 4.

Орлов А. Мутантное общество // Независимая газета. 1998. 11 сентября.

Орлов А. Судьба реформ // Независимая газета. 1997. 9 октября.

Орлов А. Управление спросом и предложением товаров. М.: Экономика, 1982.

Орлов А. Человек. Экономика. Предприниматель. М.: ВШЭ, 1996.

Осунд Андрее. Проблемы развития малых предприятий в России // Политэконом. 1998. № 1.

Репке Вильгельм. Малое и среднее предприятия в народном хозяйстве // Политэконом. 1998. № 1. Трудный путь крынку: Сб. М.: Экономика, 1990.

Чепуренко Александр, Шереги Ференц. Условия развития малого бизнеса в российских регионах: данные экспертных оценок //Политэконом. 1998. № 1.

Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: