О малом бизнесе в России




 

 

Издательский дом

Международного университета (в Москве)

Редактор

Я.В.Корнилов

Корректор

В.КЛавлова

Компьютерная верстка

Д.А. Глазков

 

Подписано в печать 22.10.2003 Формат 70x100/32 Заказ № 8

Негосударственная

Международная образовательная

автономная некоммерческая организация

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(в Москве)

 

125040, Москва, Ленинградский просп., д. 17

Телефоны: 250-40-49,250-45-42

https://www.interun.ru

E-mail: rio@intenm.ru


[1] Немало российских предпринимателей — купцов, лесопромышленников, мануфактурщиков вышло из крестьянства.

[2] Речь идет об указах, законах; об устойчивости рубля, обеспеченного на 2/3 золотым содержанием; четкой работе ведущих министерств по реализации согласованной программы мероприятий.

[3] На нечто подобное рассчитывали «либералы» в 1992—1993 гг. Но они не соразмерили, из-за малости опыта и бессистемности своих действий, негативные социальные последствия (аналогично, без учета социальных рецидивов, дальнейшего обнищания людей, потери работы, развала неокрепших банков, созданных на спекулятивной волне, в рамках первоначального накопления капитала принимались решения 17-18 августа 1998г.).

[4] Развитие мелких, малых форм хозяйствования в экономике Советского Союза опиралось сначала на так называемый «территориальный подход в управлении» с опорой на республиканские и местные возможности в условиях действия совнархозов (1957-1965гг.) (Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. М.: КОНСЭКО, 1998. С. 36, 37.)

[5] Этот принцип, связанный с воссозданием около 30 общественных и союзно-республиканских министерств в 1965 - 1966гг. (к началу 1975г. их было 35), реализовался в рамках курса на повышение эффективности производства с опорой на централизацию управления, укрупнение промышленных предприятий. Местные, мелкие и малые формы хозяйствования в период 1965 - 1975гг., получившие поддержку в предшествующий период доминирования территориального принципа, оказались задвинутыми.

[6] Принятие Хельсинской декларации о правах человека (с категориями свободы выбора деятельности, поддержки малого и среднего предпринимательства, маркетинга и т.д.).

[7] Внимание к этим проблемам неслучайно. Возрождение предпринимательства в год перестройки, но особенно в начале 1992г., началось с «конца» — конечной фазы воспроизводственного процесса: с торговли, сферы услуг. Сельское хозяйство и другие сопряженные с ним отрасли были забыты. Быстрые же торговые капиталы не стали источником инвестиций для производства.

[8] Слишком затхлой, застойной была обстановка в обществе и экономике в последние годы правления Л.И.Брежнева Даже попытки пришедшего на смену в 1982-1983гг. решительного Ю.В.Андропова и из-за малости времени (а потом и нездоровья), и из-за сложности накопившихся проблем оказались явно недостаточными. После недолгого безликого правления больного К.У.Черненко общество ожидало с приходом относительно молодого нового лидера М.С.Горбачева серьезных изменений во всех сферах.

[9] Подобные меры предусматривались в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития» (1986г.) (Малый бизнес в России. С. 40).

[10] Это подсказывал и венгерский опыт. Возврат частной собственности проходил более плавно, когда государственные предприятия преобразовывались сначала в арендные и кооперативы.

[11] Вторая договорная форма (модель) хозяйственного расчета, вводимая по этому закону, позволяла постепенно переходить на аренду. Арендные же отношения развивались с некоторым опережением по отношению к новым кооперативам. Автор, будучи директором Всесоюзного института по изучению спроса населения и конъюнктуры рынка (ВНИИКС) с филиалами во всех союзных республиках, участвовал в подобных общественных, хозяйственных экспериментах в Эстонии и других республиках Прибалтики. Филиалы ВНИИКС принимали непосредственное участие в этих экспериментах — освоении хозрасчета, перехода через кооперативы к малым частным предприятиям.

[12] Забегая несколько вперед, сказку о чтении проектов законов, в том числе о собственности, в вечерние часы в кабинете премьер-министра Н.И.Рыжкова (август-сентябрь 1989г.). Автор присутствовал на них в качестве заместителя председателя Лэскомиссии по экономической реформе (председателем был академик Л.И Абалкин). На этих сборах понятие частной собственности, частного предпринимательства пока еще старательно обходили.

[13] Этот потенциал в последующие годы, особенно после введения закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), трансформировался в субъекты малых частных предпринимательств без образования юридического лица.

[14] Этим законом снимались ограничения на занятия народно-художественными промыслами, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация индивидуалов, снижались налоги, повышалась ответственность за предоставленные декларации о доходах, получение патентами т.п. (Малый бизнес в России. С. 42).

[15] Прогрессивному содержанию закона способствовали работавшие над его проектом высококвалифицированные юристы — профессор В.И.Абова и другие.

[16] При ВНИИКСе в Москве с моим участием в качестве директора были созданы в 1988 г. кооперативы: «Маркетинг» (Центр компьютерных услуг на основе ИВЦ, построен на шоссе Энтузиастов, на продуктовой ярмарке Калининского района Москвы); с участием американских партнеров — «Стентор» (в Парке им. 1Ърького в Москве) для маркетинговых услуг и рекламы; кооператив с участием специалистов финского филиала Института Гэллапа (маркетинговые разработки — Н.Черкасовой). Прибалтийские филиалы ВНИИКСа были преобразованы в кооперативы, а затем в малые предприятия.

[17] С августа 1989 помай 1991г. автор имел возможность анализировать этот процесс и участвовать в нем в качестве заместителя председателя Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе, отвечая (наряду с рынком труда, социальной сферой) за развитие кооперативов и малых предприятий, подготовку менеджеров и предпринимателей.

[18] Это было связано и с общей экономической ситуацией 1989-1990гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других новых коммерческих структур опережал увеличение товарной массы. По ряду продуктовых позиций (мясу, молокопродуктам, животному и растительному маслу, сахару, муке, соли), которые закупались коммерческими структурами (кафе, ресторанами и т.п.) по относительно низким стабильным ценам, обнаружились признаки нового дефицита. В то же время конечная продукция и услуги кооператоров реализовывались по более высоким свободным (рыночным) договорным ценам. Это раздражало низко- и средне-доходные группы населения (пенсионеров, учителей, врачей т.д.).

[19] Напомним также об успешном функционировании в 1988—1990гг. таких пионерных, по сути предпринимательских, структур, как центры научно-технического творчества молодежи (центры НТТМ). Количество этих центров в первые годы, занятость в них, предприятия и доходы их росли высокими темпами.

[20] С новым сектором приходилось считаться. С 1988 г. доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооператоров выросла с примерно \% валового народнохозяйственного продукта до 4,4% в 1989г. (Малый бизнес в России. С. 45). Эта и другие цифры подверглись серьезному анализу на международной конференции под эгидой Генерального директора ЮН ИДО Лу Фаоро в июне 1990г. Причем принятые в международной практике критерии кооператоров: 1. Паевые взносы (вклады) членов возвратны пайщикам при их выходе из кооператива; 2. Объединение кооператоров в единые системы по всей агропромышленной торговой цепочке; 3. Нет единоначалия в управлении, принципиальные вопросы решает правление; оперативно управляют нанятые менеджеры; 4. Прибыль важна, но еще существеннее социальная взаимопомощь членов кооперативов и их семей, — не укладывались в имевшуюся хозяйственную практику. Отсюда следующие выводы: новые кооперативы в Советском Союзе — это скорее частные предприятия, чем кооперативы по критериям международного кооперативного альянса.

[21] Такое обсуждение удалось провести в августе 1990г. с руководством (М.Глузманом и др.) многоотраслевого кооператива при региональном отделении •«Газпрома» в Ухте (республика Коми). Этот крупный кооператив строил, ремонтировал школы, дороги, имел гостиницу, мебельное производство, издательское производство, ресторан. Вот все эти подразделения руководители кооператива и хотели выпустить на свободу в качестве новых малых предприятий. Часть этих новых МП получила бы новые льготы, и само число малых предприятий в этом случае (целение многоотраслевых кооперативов) резко возросло бы. Но таких кооперативов было не так много.

[22] В системе Лэсстроя Эстонской ССР в июле 1988г. функционировали 34 малых предприятия; в начале 1989г. — более 100. В июне 1989г. Комиссия по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР приняла протокольное решение «О развитии эксперимента по созданию малых предприятий». Были разработаны республиканский и союзный вариант Положения об организации деятельности МП. В Свердловской области тоже были разработаны рекомендации по созданию и функционированию государственных МП в строительстве (Малый бизнес в России. С. 46,47).

[23] В марте 1990г. фактически началось отделение от СССР республик Прибалтики.

[24] Но этими законами РСФСР, даже законом о предпринимателях и предпринимательской деятельности, малые предприятия не вводились.

[25] Председателем Комитета был назначен депутат Верховного Совета СССР, заместитель Председателя Госплана В.И.Огарок (автор стал первым заместителем председателя этого Комитета, который функционировал до декабря 1991г.; с ликвидацией Советского Союза на основе Беловежских соглашений прекратили свою деятельность союзные министерства и ведомства).

[26] Бывший президент одного из ведущих банков России — «Промстройбанка».

[27] Сомнительными манипуляциями с экспортом российского металла прославился скрывающийся ныне во Франции экс -предприниматель из Кузбасса М.Живило. На какие деньги он нанимает известных адвокатов, гонорары которых за один час работы достигают сотни и тысячи долларов? (См.: Дмитрий Малинин. Месть Живило // Российская газета. 2001.26 мая).

[28] «Равноприближенные»: Владимир Путин слушает олигархов // Коммерсанть. 2001,1 июня.

[29] Пришел в бизнес в 1989—1990 годах из московского комсомола, имея опыт создания межотраслевых центров научно-технического творчества молодежи. Широко привлекал к работе в банке «Менатеп» бывших работников МВД и КГБ СССР.

[30] «Теневые», или «черные» («Shadow»), — это малые и средние предприятия и их доходы, полученные путем ухода от налогообложения, других сомнительных операций. Черный бизнес — это криминал: торговля оружием, наркотиками, проституция и другие преступления.

[31] Иван Антильский. Острова везения: Оффшоры строить и жить помогают // Новая газета. 2001. 8 мая.

[32] Галина Ляпунова. Фирмы-однодневки доживают последние дни // КоммерсантЪ. 2000.19 декабря.

[33] Сергей Кочев. Не то окно // Ведомости. 2000.19 декабря.

[34] Георгий Полтавченко, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе. Прозрачный бизнес — сильная экономика: Эхо России // Российская газета. 2001. 25 апреля.

[35] Где закопаны русские деньги? //Российская газета. 2001.17 ноября.

[36] Алексей Подымов, Алексей Владимиров. Верни, я все прощу: Гocyдарственный масштаб //Российская газета. 2001.17 ноября.

[37] Кого Совбез попутал //Российская газета. 2000.17 ноября.

[38] А-Орлов. Записка «О бегстве капиталов из России и возможностях их возврата» (июль 2000г.). 39

[39] В моей статье «Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 года)» рассмотрены виды и формы предпринимательской деятельности в досоветский и советский периоды до начала «шоковых» экспериментов в экономике (Вопросы экономики. 1999. №12). В данной главе уделяется внимание обострившимся и нерешенным проблемам российского малого предпринимательства в последнее десятилетие.

[40] Речь идет о программе, разработанной еще в союзном Комитете по развитию и поддержке малого предпринимательства в 1991г. (председатель В.И.Огарок, первый зам. председателя А.В.Орлов). В декабре того же года Е.Т.Гайдар пообещал автору этих строк сохранить основную часть союзного комитета, трансформировать его в российский аналог. Как и многие другие обещания авторов реформ, эти слова остались пустым звуком.

[41] Значительную активность проявляли в этот период московские предпринимательские структуры, Торгово-промышленная палата России, созданное Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, а также Департамент Правительства России по приватизации и предпринимательству (руководитель В.А. Прохоров).

[42] Указом Президента России тогда же Председателем ГКРП был назначен В.А.Прохоров.

[43] По принятому 12 мая 1995г. Государственной думой и подписанному Президентом России Федеральному закону (ФЗ №88) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» заказчиком программы был установлен Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

[44] Имела место значительная теневая составляющая, особенно в торговле, массовом питании и других видах услуг. Практически не учитывался вклад таких субъектов малого предпринимательства, как индивидуалы, челноки (физические лица).

[45] См.: Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах М.: Уникум-Пресс, 2003

[46] В 1996г. решением Государственной думы уровень этого источника снижен до 1%.

[47] Эта сумма была примерно в два раза меньше, чем было определено решением Правительства России в августе 1995 г. при одобрении программы 1996 - 1997гг.

[48] Заложенные Минфином России средства под Программу 1998 - 1999гг. были перераспределены Минсельхозу РФ и АККОРу.

[49] Читаю лекции и веду семинары по курсам «Введение в бизнес», «Малый бизнес в экономике», «Поведение потребителя», «Математические методы в маркетинге». Созданы новые программы и курсы, подготовлены пособия.

[50] Цена одного нового рабочего места в малом бизнесе колеблется от 30 до 90 тыс. рублей (по расчетам управления региональной политики ФФПМП) в зависимости от условий региона и отрасли. В среднем это потребует 50—60 млрд. рублей, примерно по 15-20 млрд. в год, в том числе за счет самого сектора 10—15 млрд. рублей, 5—10 млрд. за счет региональных бюджетов, остальное — федеральный бюджет и международные организации.

[51] Материалы семинара-конференции «Франчайзинг в малом бизнесе», организованной Советом Федерации, ФФПМП, «Инаудитом» (Москва, 15 августа 2002г.).

[52] Брайан Трейси. Эффективные методы продажи. С. 44-47. Минск: Поппури, 2001г.

[53] Надо признать, что и я сначала не разобрался с «Мак-Дональдсом». Считал, что это — полная законченная франчайзинговая система. Но в России «Мак-Дональде» работает, снижая тем самым риски, в основном по схеме 1.

[54] Рейтинг крупнейших корпораций мира // «Ведомости». 2002.13 мая.

[55] Материалы Института стратегических инноваций. Семинар ЮНЕСКО 27-28 февраля 2002 г. в Париже по проблемам инновационной культуры. Материалы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по развитию малого бизнеса в Финляндии 2000-2001 гг. (Игорь Тетерин. «Нокиа» от калош до мобильников» // Деловой вторник. 2002.12 марта).

[56] Штаб-квартира «Нокиа» находится в городке Ээспо. В нем размещено около 500 инновационных компаний, осваивающих высокие технологии и определяющих лицо «новой экономики». Здесь собраны талантливые ученые и менеджеры со всего света. Ээспо является не только инкубатором новых технологий, но и мультипликаторов, которые становятся носителями инновационной культуры. Для экспансии своих технологий и менеджмента с брэндом «Нокиа» концерном открыты отделения и дочерние предприятия во многих странах мира. «Нокиа» экспортирует также исследовательские центры. Каждый четвертый работник концерна, интернациональный коллектив которого составляет почти 60 тыс. человек, занят в сфере научных исследований и новых технологий.

[57] См.: Андрей Орлов. Мутантное общество. М., 2002. С. 17—32.

[58] В.И.Юсуфов. Макроэкономические проблемы повышения конкурентоспособности России: Доклад на Ученом совете ВШБМ в Международном университете (в Москве) 11 апреля 2002г.

[59] Удельный вес населения — около 2,4%; территория — более 14%. Вклад малого предпринимательства в ВВП — 12% (с учетом оценки теневой составляющей — около 16-18%

[60] Доля России в мировом экспорте составляет менее 2,0%, в мировом импорте — менее 1,0%, в мировых прямых иностранных инвестициях — не более 0,5%. В 2000 г. удельный вес в российском экспорте товаров минерально-сырьевой группы составил 53,9%, в том числе топливных и энергетических товаров — 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства — 80,4%. Источник: Госкомстат РФ. Использованы также расчеты из названного доклада В.И.Юсуфова.

[61] Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, рассмотрены в работах В.Андрианова, М.Гельвановского, В.Юсуфова (см.: Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №3).

Россия занимала в 2000г. 17 место по экспорту товаров — 103 млрд. долл., и 24 место по импорту (53,5 млрд. долл.). Ее доля на мировом рынке 1,7 и 0,8% соответственно. В секторе услуг страна выступает в основном импортером (20,5 млрд. долл. или 1,4%). Положительный баланс внешней торговли, улучшение позитивного платежного баланса, рост золотовалютных резервов свыше 41 млрд. долл. являются важными условиями, но не решающими показателями конкурентоспособности.

[62] Экономический рост поневоле //Ведомости. 2002.13 мая. — В оптимистическом сценарии Минэкономразвития России закладываются: цена нефти 21,5 долл. за баррель, улучшение предпринимательского климата, дебюрократизация, поддержка малого бизнеса.

[63] Первый и второй варианты предложений Правительства России по реформе налоговой системы для малого предпринимательства были справедливо из-за их предельной ограниченности (облегчения предлагались сначала для предприятий с численностью до 20 человек и годовым объемом выпуска, оборота до 15 млн. руб., во втором «заходе»- критерий численности был увеличен до 50 человек и объемы до 30 млн. руб.) отвергнуты предпринимателями (см.: Кудрин думает укрупнить малый бизнес //Ведомости. 2002.14 мая).

[64] По подсчетам В.Рощупкина, «рыночная стоимость промыслового запаса не древесных ресурсов российского леса составляет около 5 млрд. долл. Это значительно больше стоимости самой древесины, на продаже которой сейчас лесная отрасль зарабатывает около 2 млрд. долл. Минприроды оценило ежегодный урожай ягод в российских лесах в 4 млн. т., кедрового ореха — 1 млн. т., грибов — 1,7 млн. т., меда — 3,5 тыс. т. Заготовки технического и лекарственного сырья составят 700—800 т. в год» (П.Нетреба. Не лесом единым // КоммерсантЪ. 2002.16 мая). Организовать эту работу можно только с помощью сельских ПБЮЛ и потребительской кооперации на основе микрофинансирования.

[65] О своей полной готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют около 15—20% крупных российских предприятий и только 3—5% МСП. Российская сторона на переговорах с ВТО оговорила наличие переходного периода в 7 лет, в начале которого средняя ставка таможенных пошлин может быть установлена на уровне 16-17%, а затем будет постепенно снижена до 10%.

[66] Авиастроители и производители автомобилей требуют от Правительства более длительного переходного периода для приспособления к стандартам ВТО. В этой связи переговорный процесс с ВТО может продлиться 1,5—2 года, может 10—15 лет, как в случае с Китаем Причем Китай уже в 2002 г. умело использовал свое членство в ВТО для отстаивания своих интересов.

[67] Председатель Торгово-промышленной палаты России Е.М.Примаков считает, что Правительству необходимо выработать новую государственную промышленную политику. И прежде чем вступать в ВТО, необходимо индустриализировать экспорт. Это потребует немалых инвестиций в промышленность, научно-исследовательскую деятельность, дополнительных государственных льгот.

[68] Starting up, «starting up s» — «старт-апсы» — стартующие предприятия.

[69] Наверное, за понятием «бизнес» больше стоит денежная сторона, нацеленная на прибыль. Как говорил Сенека: «Деньгам не надо поклоняться, деньгами надо управлять». А известный специалист Амстердам добавлял: «Бизнес — это искусство зарабатывать деньги, но делая это чисто».

[70] Елена Горелова. Прыгнуть выше головы // Ведомости. 2003. 30 января.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: