Педагогической деятельности, форма педагогического творчества.
Принципы педагогического проектирования.
Основные понятия: педагогическое проектирование, проектная деятельность учителя, характеристика педагогических проектов.
Главная цель проектно-исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Педагогическое проектирование как деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.
Под проектно-исследовательской деятельностью педагога понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. [2]
Перечислим их:
· постановка проблемы;
· изучение теории, посвященной данной проблематике;
· овладение методикой исследования;
· сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
· собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
· создание конечного продукта исследования.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
выбора темы исследования, постановка проблемы | способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
постановка целей и задач исследования | умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
выбор методов исследования, планирование эксперимента | объективность, логичность и абстрактность мышления; |
проведение исследований | трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
формулирование выводов | умение кратко и логично излагать мысли |
оформление отчета и презентации исследования | умение оформить результаты достижений, творческий подход |
защита исследовательской работы | ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности:1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности
Тема 6. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса