МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




 

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.

Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д.

 

Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся. Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия:

1. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке)

2. Сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху

3. Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато).

Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.

Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

 

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности.

Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

1. метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу

2. метод общения

3. метод импровизации

4. метод драматизации

 

Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

 

 

Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется.

По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад.

Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий. Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асафьев, Б. В. Вокально-хоровое воспитание детей / Б. В. Асафьев – НПО. «Модэк», 1998.

2. Гонтаренко, Н.М. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н.М. Гонтаренко – Мн., 2006.

3. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Дмитриев, Л. – М.: Музыка, 2000.

4. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. Н. Н. Добровольская. – М., 1992.

5. Добровольская, Н. Н., Орлова, Н. Д. Что надо знать о детском голосе / Н. Н. Добровольская, Н. Д. Орлова – М.: Музыка, 2000.

6. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – С-Пб., 1997.

7. Жилин, В. Речевые игры и упражнения / В. Жилин – Челябинск, 1995.

8. Журавленко, Н.И. Уроки пения / Н.И. Журавленко – Мн.,1998.

9. Кабалевский, Д. Как рассказать детям о музыке / Д. Кабалевский. – М., 1986.

10. Карасева, М. Элеметарная теория музыки и гармонии / Карасева, М. – М., 1994.

11. Малахова, И. А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность / И. А. Малахова. – “Беларускаянавука”. – Мн., 2003.

12. Малинин, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинин – М.: Музыка, 1998.

13. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л., 1967.

14. Мурзич, А.О. Практические рекомендации по работе с начинающими вокалистами / А.О. Мурзич – Мн., 1998.

15. Павлищева, О. Методика постановки голоса / О. Павлищева – М.: Музыка, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: