Подвижные игры как средство и метод развития двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста




Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Э.Н. Вайнер считает, что основным средством физического воспитания ребенка должна быть игра. Это обусловлено тем, что у детей заметно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, особенно внутреннего. Поэтому длительно выполнять монотонную работу ребенок не может, так как в двигательных центрах быстро наступает торможение и ребенок устает. В игре же, где часто и непредсказуемо меняется ситуация, мозаика возбудительно-тормозных процессов в ЦНС постоянно меняется, и ребенок может двигаться довольно долго. В игре ребенок реализует, раскрывает себя. Игру можно рассматривать как эквивалент работы и жизни взрослого человека, поэтому дети так любят играть «в папу и маму», «в доктора» и др. Для ребенка это особая форма жизнедеятельности [8].

Анализ научно-методической литературы [7, 9, 17, 48], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил [22].

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Они позволяют формировать и совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация, повышать двигательную активность. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [2].

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: во-первых, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; во-вторых, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, и совершенствование функций организма, черт характера играющих [46].

Участвуя в подвижных играх, ребенок приобретает психофизические качества – силу ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. В своих трудах Е.А. Покровский отмечал: «Наибольшее воспитательное значение представляют собой так называемые подвижные игры, требующие самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решение, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа, непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели» [35].

Игра как вид деятельности представляет большие возможности не только для развития физических, но и волевых качеств. Это обстоятельство неизмеримо повышает роль игры как средства физической подготовки дошкольников [7].

В подвижной игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. А.В. Запорожец первый обратил внимание на то, что характер движений, выполняемый ребенком в сюжетной подвижной игре и в условиях прямого задания, существенно различаются. Он установил, что в ходе развития ребенка меняется структура и организация движений. В них явно вычленяются фазы подготовки и выполнения. А.В.Запорожец отмечает: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, предполагающую сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» [17].

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Следует отметить игры по характеру использования фольклорного подкрепления – это народные игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения. По способу распределения ролей - игры с выбором водящего при помощи считалок, и с делением на группы при помощи жеребьевок и скороговорок [22].

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества [1, 43].

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны [31].

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Как утверждает М.Н. Жуков, коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как маленькие, так и большие группы участников [30].

Индивидуальные подвижные игры создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются пути для осуществления задуманных действий. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функции коры головного мозга, для образования новых временных положительных и отрицательных связей, увеличение подвижности нервных процессов [16].

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, большое внимание уделяется играм с мячом. Играя, ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения [43].

По данным М. П. Голощекиной, Э.И. Адашкявичене целесообразно использовать спортивные игры – игры с элементами соревновательности. В таких играх важно объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе [12].

Для каждой возрастной группы рекомендованы определенные разного рода и характера подвижные игры.

Подвижные игры детей старшего дошкольного возраста более сложные по содержанию, правилам, количеству ролей. Перед детьми ставится задача быстро реагировать на изменение ситуации, проявлять смелость, сообразительность, смекалку, сноровку. Такие игры целесообразней проводить между детьми равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2 - 3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается, то которое справляется с заданием быстро и правильно [22].

Выбор на роль ведущего в игре дети должны воспринимать как поощрение, как доверие. Выбор воспитателя должен быть мотивирован, например, «Дети первым «ловишкой» сегодня будет Андрюша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?». Можно использовать считалку, на кого выпало последнее слово считалки, тот и будет водящим.

Педагог следит за ходом игры, он может поиграть вместе с ними, например, если по условиям игры требуется определенное число игроков, а также помогает растерявшемуся ребенку, помогает сменить ведущих, поощряет детей.

Правила в игре предусматривают строгое соблюдение детьми сигналов. Дети часто несвоевременно реагируют на сигнал: начинают движение до того как дается сигнал, заканчивают движение спустя некоторое время после сигнала. Иногда увлеченные игрой дети просто его не слышат. Детям, нарушившим правила, воспитатель делает замечание, при этом, подчеркивая важность соблюдения сигналов, педагог воспитывает у детей быстроту реакции на изменение ситуации игры [1].

В старшей возрастной группе воспитатель привлекает всех детей к обсуждению игры, приучая их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков [43].

Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий [1, 22, 43].

При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает постоянный приток новых сведений. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира [50].

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог, чуть позже подключает детей.

Важную роль в развитие детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется больше самостоятельности. К примеру, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. Далее воспитатель предлагает детям придумать варианты игры. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной их организации [43].

Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В старшем дошкольном возрасте наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Это доступные детям двигательные действия, связанные с повышением эмоций, сосредоточенностью внимания, направленные на более быстрое выполнение двигательного задания [2].

Дети старшего дошкольного возраста начинают устанавливать связь между способом движения и полученным результатом, между правильным выполнением отдельных элементов техники движения и достижениями, самостоятельно замечают и объясняют причину ошибок и неудач. Они понимают значение упражнения для совершенствования навыка, проявляют настойчивость при выполнении трудного задания, пытаются помериться силой и ловкостью со сверстниками [43].

Элементы соревнования типа «кто скорее выполнит задание» вызывает эмоциональный подъем, стимулируют повышение скорости двигательной реакции, скорости отдельных движений и частоты их повторения, способствуют в конечном итоге воспитанию быстроты [1].

У детей всех возрастов огромная потребность в игре. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его активным, бодрым, жизнерадостным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Можно полагать, что использование подвижных игр различной направленности в разных видах деятельности: на утренней зарядке, занятиях физической культуры, на прогулке, во время самостоятельной деятельности будут способствовать оптимизации двигательной активности детей.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Двигательная активность для детей старшего дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в структуре физического развития ребенка, так как является основной биологической потребностью, которая оказывает влияние на индивидуальное поведение и характер двигательной деятельности ребенка.

2. Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Является мощным психотерапевтическим средством, которое приучает ребенка управлять своим эмоциональным состоянием, при этом способствует повышению, стимулированию и регулированию индивидуальных уровней двигательной активности детей дошкольного возраста.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ПО СРЕДСТВУ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: