Проект преобразующего эксперимента, направленного на воспитание у младших школьников ценностного отношения к Родине




 

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство детей находятся на среднем уровне проявления ценностного отношения к Родине. Отсутствие у детей достаточного социального опыта отношения к Родине убеждает в необходимости формирования обширного, разностороннего и многозначного образа Родины, а значит и более дифференцированного ценностного отношения. Это и стало одной из задач преобразующего этапа эксперимента. Исходя из материалов теоретического изучения проблемы, данных констатирующего эксперимента и нашей гипотезы, были определены задачи проекта преобразующего этапа, целью которого является определение педагогических условий воспитания у первоклассников отношения к Родине как ценности.

Нами была выдвинута следующая гипотеза:

организация процесса воспитания у первоклассников ценностного отношения к Родине будет эффективной, если:

- его построение отражает диалектику освоения детьми многоуровневой структуры образа Родины («Родина как государство», «Малая Родина», «Родной дом») с учетом механизма структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к Родине;

- он направлен на поддержку и обогащение социального опыта детей;

- в содержании деятельности детей доминирует родиноведческое содержание, ориентированное на национальные традиции русской культуры и ценности жизни семьи;

- обеспечивается включенность и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).

Предлагаем примерный план воспитательной работы с первоклассниками, учитывающий все предложенные педагогические условия. С сентября по декабрь планируется проведение 3 мероприятий

 

Название мероприятия Задачи, связанные с реализацией заданных педагогических условий
  Мероприятие "Семейный праздник" дополнение и уточнение понятия «семья»,формирование понятия семьи как части образа Родины
  Викторина "Санкт-Петербург - моя малая Родина" 1. актуализация и расширение когнитивных представлений детей о своем городе; 2. знакомство с символами города; 3. воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
  Заочная экскурсия "Москва - столица нашей Родины" формирование представлений о Москве (столице России); ознакомление с достопримечательностями Москвы; развитие чувства гордости за свою страну и её столицу город - герой Москву.
  Классный час "Государственные символы России" ознакомление с символами России; воспитание гордости и уважения к Родине
  Игра по станциям "Народы России" 4. дополнение образа России как многонациональной страны; 5. дополнение знаний о различных народах и их культурных традициях, 6. развитие чувства патриотизма, воспитание толерантности

 

Приведем также пример мероприятия, реализующего указанные педагогические условия.

Конспект мероприятия «Семейный праздник»

Цель:

Задачи:

дополнение и уточнение понятия «семья», семьи как части образа Родины;

развитие заботливого отношения к близким людям, умение создавать теплоту отношений в семье;

воспитание уважения к себе, к своей семье.

Учитель: Сегодня мы собрались на необычное мероприятие. Пожалуйста, прислонитесь друг другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? / тепло, радость, любовь/ Подарите улыбку друг другу.

Теперь мы готовы говорить о самых близких людях, о семье. Что же такое семья? Что для вас значит семья? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка т. д., которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание).

 

Семья - это много понятий разных,

Семья - это будни,

Семья - это праздник,

Семья - это радость твоя и моя.

Семья - это ты!

Семья - это я!

У: Вы знаете, что такое генеалогическое древо? / вывешивается плакат с изображением дерева / У кого из Вас есть составленные древа семьи? Расскажите нам о своей семье.

А в семье кто самый главный?/ Старший/

Конечно, это умудренные опытом бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам выбрать правильное решение, помогают нам советом.

У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают самых главных членов семьи.

Как вы думаете кого? / бабушку, дедушку/

Затем фотографии, мам, пап, детей

Давайте заглянем в ваш семейный альбом.

Несколько детей рассказывают о своей семье.

Ребята, приходилось ли вам слышать выражение «дружная семья»?

Сейчас я вам расскажу одну историю, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить на вопрос: - Почему эту семью считают дружной?

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья- 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и тоже слово-«понимание»

И у меня есть желание проверить это. Вы согласны? Родители заранее письменно ответили на несколько вопросов, а вы теперь должны правильно ответить устно.

Кто вкуснее всего в семье готовит?

Какой любимый цвет у твоей бабушки?

Что любит читать твой папа?

Кем работал (или работает) твой дедушка?

Когда папа с мамой поженились?

Кода день рождения у папы?

Где Вы были последний раз все вместе?

Что мама хочет получить в качестве подарка на свое день рождения?

У тебя счастливая семья? Почему?

Народная мудрость гласит: Не нужен клад, когда в семье лад.

Как вы понимаете её?

В какой семье клад? А в какой лад?

Что такое «лад»? (умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке). Давайте проверим, сколько пословиц Вы знаете о семье. /домашнее задание всем членам семьи - надо было подобрать как можно больше пословиц о семье/

Творческое коллективное задание. Нарисовать картину «Мой дом- моя крепость» Все члены семьи рисуют по очереди с завязанными глазами: дети- крышу, трубу

мамы- двери, окна

папы- деревья, колодец

На доске прикрепляется сердце с надписью «Дружная семья». Вот это большое сердце - Ваша дружная семья, и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить дружба, доверие, счастье, уважение и т.д. А что еще? Допишите вместе с родителями и давайте добавим к большому сердцу семьи.

Мероприятие заканчивается чаепитием с фирменными семейными блюдами.

Викторина "Город Санкт-Петербург- моя малая Родина."

Задачи: актуализация и расширение когнитивных представлений детей о своем городе;

знакомство с символами города;

воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

У.: Сегодня наша встреча будет посвящена нашему родному городу, который можно назвать еще нашей малой Родиной. Ребята, как вы думаете, что такое Родина? (- это наша страна. - это наш город. - это моя семья. - это наша школа. - это мама). На экране изображение Санкт - Петербург

Посмотрите, красивый наш город какой,

Чайки с криком летят над широкой Невой,

А у самой Невы Медный всадник стоит,

И на нас Петр Первый глядит.

Солнце вдруг засветило над тихой Невой,

Петропавловский шпиль засиял золотой,

В нашем городе столько музеев, дворцов,

И так много красивых мостов.

Основал Петр Первый наш город большой,

Чтобы жили мы в нем очень дружно с тобой,

Чтобы город любили, его берегли,

Чтобы им любоваться могли.

У.: Мы сегодня знакомимся с городом. А вы знаете, что по правилам этикета при знакомстве сначала представляются друг другу, называют имя. Кто представит город- назовет его имя? Кто знает, что это имя означает?

Название города:

«Бург»-укрепление, город

«Петер»- Петр

«Санкт»- святой

У.: недавно наш город отметил крупную дату своего рождения. Кто знает, сколько лет со дня основания отмечал Санкт-Петербург: 100, 300, 500?

У.: А кто может ответить: Кто был основателем нашего города? 1. Петр-I

. Петр-III; 3. Николай-II

Слайд Дата рождения города- 16 мая 1703 года. Царь Петр Первый, заложивший город 300 лет назад, называл его «парадиз»- то есть «рай». Петр заявлял, что город этот не только красив будет, а станет столицей, «окном в Европу». Новому городу Пётр I придавал важное значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Поэтому на Стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга.

Слайд. Стрелка Васильевского острова

По замыслам Петра I здесь должен был разместиться культурный и деловой центр. С этой целью на восточной оконечности острова разместился морской торговый порт. Восточная оконечность получила название Стрелка Васильевского острова, закрепившееся за ней на века, и отличает ее то, что омывается Стрелка сразу двумя реками: Большой и Малой Невой. Стрелка Васильевского острова является символом торгового процветания нашего города.

Для того, чтобы торговать с другими странами, нужен был флот, корабли. Для строительства кораблей была заложена верфь. Необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, земляная насыпь, обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

Слайд. Царь сам составил проект Адмиралтейства. Над строительством города трудилось много людей. Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч работных людей. На следующий год Пётр Первый издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек из разных городов России.

Давайте проверим, сколько пословиц о труде вы знаете/ домашнее задание- надо было подобрать как можно больше пословиц о труде.

Именно благодаря упорному труду В 19 веке было построено 250 кораблей для Балтийского флота на Адмиралтейской верфи и отстроено само здание Адмиралтейства. Грандиозное здание воплощает идею морского величия России. Здание Адмиралтейства стало одним из символов нашего города.

У: Если вы слушали внимательно, то заметили, что мы назвали уже несколько символов нашего города. Что такое символ? Какие символы города вы еще можете назвать? (Стрелка Васильевского острова - символ торгового процветания, Адмиралтейство - символ морской славы города; Флаг, герб, гимн и др.)

У.: Флаг, герб, гимн - это официальные символы нашего города, а есть еще исторические, неофициальные, такие, как кораблик на шпиле Адмиралтейства, ангел на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости, памятник основателю города "Медный всадник", Александрийский столп (Александровская колонна) и Ангел на нем, разводные мосты и др.

Послушайте короткий рассказ о символах нашего родного города:

Слайд Здание Адмиралтейства возведено в 1806-1823гг. Длина главного фасада - 407м, боковых сторон- 163. Высота здания вместе со шпилем- 72,5 м. Шпиль здания увенчан позолоченным флюгером в виде фрегата. Он является своеобразным символом Петербурга. Вес фрегата 65 кг, а на его позолоту потрачено 2 кг чистого золота.

Слайд Герб Петербурга

Герб города - его символ, где отражены главные черты города.

Его основа- красный щит (щит - защита, красный- мужество).

На гербе- золотой скипетр - символ царской власти и два якоря - морской и речной.

Слайд Флаг Петербурга

Флаг- символ города- прямоугольное полотнище красного цвета. В центре- два перевернутых белых якоря, морской и речной, положенные крестом; на них- желтый скипетр.

Еще один из официальных символов- гимн города Санкт-Петербурга. Гимн - это торжественная песня, исполняемая во время официальных государственных мероприятий, праздничных торжеств, при встрече и проводах государственных делегаций, гостей и т.д. При исполнении гимна все, включая маленьких детей, должны встать и стоя прослушать гимн до конца.(Звучит куплет гимна Санкт-Петербурга)

Слайд. Гимн Петербурга Гимн Санкт-Петербурга - музыкальное переложение «Гимна Великому городу» композитора Р. М. Глиэра на слова о. А. Чупрова в редакции Г. О. Корчмаря. Мелодия гимна взята из балета «Медный всадник», написанного Глиэром в 1949 году.

У.: На каком острове началось строительство нашего города? 1. Медвежий 2. Беличий 3. Заячий. Что было заложено на этом острове первым?

Слайд Петропавловская крепость

Петропавловская крепость (официальное название - Санкт-Петербургская, в 1914-1917 годах - Петроградская крепость) - расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 (27) мая 1703 по плану Петра I. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом. Многоярусную колокольню Петропавловского собора венчает высокий шпиль с флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом. Высота шпиля 122,5 метра. Он является неофициальным символом города- заступником города

Слайд Зимний дворец В центре Санкт-Петербурга, на берегу Невы по проекту архитектора Растрелли в середине 18 века была выстроена новая царская резиденция - Зимний дворец. Сейчас он - один из крупнейших музеев мира. В единый комплекс музея входят Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, помещения в Главном штабе

Слайд Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга.

Площадь образуют памятники истории и культуры: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5 га (примерно вдвое больше главной площади в Москве. Кто знает, как называется главная площадь в Москве? - Красная площади).

У.: Какой проспект считается старейшим проспектом Санкт-Петербурга? 1. Литейный 2. Невский 3. Заневский

Слайд Невский проспект - центральная магистраль города

Как называется памятник основателю нашего города: 1.Гордый наездник.

. Укротитель коня. 3. Медный всадник?

Слайд 25 Медный всадник

Один из главных символов города - памятник его основателю - Петру I-Петр в одеянии римского императора восседает на вздыбленном коне, задними копытами попирающий змею (змея олицетворяет врагов и противников реформ). На постаменте памятника надпись по латыни: «Петру Первому Екатерина Вторая».

У.: Сейчас мы проведем игру " Найти пару". Вы получаете карточку со словом, на которой название одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. В скобках указаны другие достопримечательности, из которых вам нужно выбрать пару для своего слова. Например

ЛЕТНИЙ САД

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

КАЗАНСКИЙ СОБОР

ПАМЯТНИК СУВОРОВУ

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

(ПАМЯТНИК И.А. КРЫЛОВУ, ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ, ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР, КАЗАНСКИЙ СОБОР, МАРСОВО ПОЛЕ)

У.: следующее задание- на экране изображение достопримечательностей Петербурга- назовите их.

У.:Кто правильно назовет район, в котором находится наша школа: Красносельский, Красногвардейский, Краснопресненский?

Слайд. У.: Следующее задание- закончи предложение.

 сегодня я узнал…

 было интересно…

 я понял, что…

 меня удивило…

 мне захотелось…

У.: Сегодня мы говорили о Родине. Родина может быть большой и малой. Родина- наша страна, наш город, семья, школа. Человек может быть счастлив, если он живет в счастливом доме. Давайте построим дом счастья. Мы будем строить наш дом по кирпичику. (Каждый выходит и прикрепляет к доске карточку со словами: ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, КРАСОТА, ТЕПЛО, НЕЖНОСТЬ, ДОБРОТА, ЛАСКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, УЮТ, ДОВЕРИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ПРОСТОТА, СМЕЛОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЧЕСТНОСТЬ и т.д.
Учитель: Вот мы и построили дом, в котором каждый может быть счастлив.

У.: Что же вы узнали сегодня?

Дети: Родина - это мой город, моя семья, моя школа.

Подведение итогов в конце.

Заочная экскурсия "Москва- столица нашей Родины"

Цель: совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве.

Задачи:

Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы.

Формировать у учащихся представление о Москве как о главном городе России.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Способствовать ознакомлению учащихся с достопримечательностями Москвы.

У.: - Рассказ о городах России, конечно, нужно начать с Москвы.

Москва…

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Это самый главный город России. Любимый город. Это столица нашей Родины.)

Во время урока по мере изучения материала на доске будут появляться таблички с пословицами о Москве.

«Москва - всем городам мать.» слайд

Как вы понимаете эту пословицу? (Москва - древнейший город нашей Родины, ей уже больше восьми с половиной сотен лет. Но в Киевской Руси были и более древние, чем Москва, города: Владимир, Рязань, Ростов Великий, не говоря уже о Киеве. Почему же именно Москве было суждено стать столицей Московской Руси, а потом и России?

Удобное положение, защищенность от набегов кочевников - это всё позволило Москве быстро развиваться. Москва была основана Юрием Долгоруким в двенадцатом столетии.

Сердце Москвы - древний Кремль

Как вы думаете, с чего, с какого места, следует начать нашу экскурсию?

(Начинается земля, как известно, от Кремля…)

«Кремль - сердце Москвы» слайд

В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.

А кто сейчас работает в Кремле? слайд6

Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.

А теперь посмотрим на карту Кремля. слайд 7

Что расположено вдоль стен Кремля? (башни)

Сколько их?

Сколько насчитали башен Московского Кремля? (20)

Как вы думаете, для чего их возводили? (Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.)

слайд 8 Самая большая, красивая и стройная - Спасская башня, построенная в 1491 году. Во все времена она считалась главной среди своих сестёр. Её часто изображают как символ нашей страны. На Спасской башне 4 огромных циферблата, которые смотрят на 4 стороны света. Бой её башенных часов - курантов слышат по радио каждый день люди всего мира. Москва - это одновременно и древний и юный город. Он всегда играл и будет играть важнейшую роль в развитии культуры. В Москве жили и работали многие политики и деятели искусства, техники и науки, литературы. Москва - это город музеев и театров, библиотек и спортивных сооружений.

слайд «Москва не сразу строилась»

Сейчас мы видим Кремль таким, но он стал таким не сразу. Этим стенам более 500 лет. Сначала - в XII веке они были построены из сосновых брёвен (показ иллюстрации). В начале XIV в. стены заменили на более крепкие - дубовые. Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться - белокаменной. (показ иллюстрации) Они простояли почти 100 лет.

За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах.
Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа. Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течение 10 лет возводились кремлёвские стены и башни из красного кирпича.

В состав древнего города постепенно вошло множество деревень, сел и небольших городков. Теперь на их месте стоят новые многоэтажные дома или современные деловые центры. За долгие годы своего существования Москва сильно выросла. До наших дней от прежних населенных пунктов сохранились лишь названия некоторых улиц, площадей и районов. Поэтому сейчас очень сложно поверить в то, что когда-то Москва была совсем крохотной. Сокольники, Кремль, Арбат, Кузнецкий мост, Петровка, Солянка, Пречистенка, Остоженка. В названиях московских улиц, площадей, станций метро запечатлена вся история города.

У. Творческое задание- представьте, что вам предложили дать 10 названий новым улицам. В течение 5 минут каждый ряд представит 5 новых названий улиц(комментарий учителя).

У.: Вскоре у города появился собственный герб. На нем был изображён всадник на коне и змей-дракон. Сюжет герба был прост: всадник колет копьём змея и побеждает его. Всадник олицетворял царя, а злой змей-дракон - тёмные силы. Этот герб стал прообразом современного герба Москвы. Вы уже не раз видели его на картинках в книгах или на улицах Москвы во время праздников. С

У.: сравните гербы городов Москвы и Санкт-Петербурга.

У.: Какая главная площадь в Санкт-Петербурге? А в Москве? Красная площадь (демонстрируется изображение). Площадь возникла, как утверждают летописцы, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади Торг. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Красной площадь стала официально называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах уже в XVII веке. Многое повидала за пять столетий главная площадь столицы. Здесь объявлялись царские указы, звучали крамольные речи, обсуждались государственные дела, рубились головы, свершались крестные ходы. В 1612 году Красная площадь колокольным звоном встречала войска Минина и Пожарского, а два века спустя - полки Кутузова, изгнавшего Наполеона из Москвы.

слайд - Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол».

«Царь - пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь - колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к обороне. Металл - долговечен. Пушку отлил в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь - пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского литейного искусства XVI в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина 5,34 м, калибр - 89 см.

слайд «Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 - 1735 годах. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м, а диаметр - 6,6 м. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.

Слайд Останкинская телевизионная башня - выдающееся творение строительной техники XX века. Останкинская телебашня, высота которой в момент окончания ее строительства составила 533,3 м, построена в Москве по проекту инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Семь огромных лифтов, в том числе 4 скоростных, доставляют своих пассажиров наверх. На высоте 337 метров находится опоясанный стеклом круговой смотровой зал, из которого открывается панорама Москвы.

Слайд Уникальные номера и самые захватывающие спектакли можно увидеть в цирке на Цветном бульваре, или цирке Никулина. Цирк Никулина называют Старым - ведь первое здание было построено еще в 1880 году. Сто с лишним лет назад, в 1880 году, это здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Говорят, первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Когда 20 октября 1880 года цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.

Здесь зарождались традиции русского циркового искусства, выступали выдающиеся гимнасты, акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. И сейчас в представлениях участвуют как молодые таланты, так заслуженные артисты России.

Слайд Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади.

Слайд Московский университет, отметивший в январе 2005 года свой 250-летний юбилей, по праву считается старейшим университетом России.

Год основания московского университета - 1755. Учреждение в Москве университета во многом стало возможно благодаря усилиям выдающегося российского ученого-энциклопедиста М. Ломоносова. Он придавал большое значение развитию высшего образования в России. Именно его предложения стали основой проекта нового учебного заведения.

Слайд: «Кто в Москве не бывал - красоты не видал»

К сожалению, наша экскурсия по Москве заканчивается. Наш урок тоже подходит к концу. Пришло время возвращаться в наш родной город.

Слайд 23 - Поделимся впечатлениями от путешествия. Закончи предложение.

 сегодня я узнал…

 теперь я могу…

 я почувствовал, что…

 я приобрел…

У.: Сейчас проверим, как внимательны вы были на нашей заочной экскурсии. Ответьте на вопросы:

Назовите самую главную и красивую башню Московского Кремля (Спасская)

На какую площадь выходят Спасские ворота Московского Кремля?

(На Красную площадь.)

Какие два произведения литейного искусства находятся на территории Московского Кремля? (Царь-пушка и Царь-колокол.);

Когда и где впервые упомянуто слово «Москва»? Кто из русских князей считается основателем Москвы? (В 1147 году князем Юрием Долгоруким

Какие вы знаете пословицы, связанные с именем Москвы? (Москва слезам не верит. Не сразу Москва строилась.);

Есть в Московском Кремле площадь - самая древняя в Москве. Назовите её. (Соборная.)

Издавна на гербе Москвы изображён Георгий Победоносец. Покровителем кого считался на Руси этот святой? (Воинов и хлебопашцев.)

Назовите количество всех башен Московского Кремля. (20)

Кем и в каком году был основан Московский университет? Кто из известных русских писателей и поэтов учился в нём? (Московский университет был основан в 1775 году М. В. Ломоносовым.

На какой из башен Московского Кремля установлены знаменитые куранты, по которым сверяет время вся Россия? (Спасская башня.)

В каком из музеев находятся два знаменитых портрета А. С. Пушкина, написанные художниками О. Кипренским и В. Тропининым? (В Третьяковской галерее.)

Внеклассное мероприятие(интеллектуальная игра) "Государственные символы России"

Цель: Познакомить учащихся с символами нашей Родины.

Задачи:

· Обеспечить усвоение учащимися понятия о символах России, их роль в нашей жизни; познакомить учащихся с главными символами государства гербом, флагом, гимном.

· Воспитание отношения к Родине как ценности

У.: Добрый день, уважаемые ребята и гости нашей игры. Сегодня у нас особая, необычная тема - “Государственные символы России”. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Родине. Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи.

При звуках гимна взволнованно бьются сердца людей. Спортивные болельщики раскрашивают лица в «государственные цвета». У победителей соревнований наворачиваются слезы, когда вверх поднимается флаг их родной страны. Все это проявление гордости и любви к своей Родине, через уважение к ее символам.

Мы начинаем интеллектуально - познавательную игру: «Символы России. Правила игры: Я вам задаю вопросы по ходу своего рассказа, на которые вы должна ответить. За правильные ответы класс получает жетоны.

У.: - дополни предложение:

Наша Родина…(Россия).

Столица России… (Москва).

Степи, озёра, леса и поля - всё это наша …(родная земля).

Мы называем нашу страну Россия, Родина.

Как мы можем назвать нашу страну ещё …

(Россия, Отчизна, Родина, Отечество, Российская Федерация).

Наша Родина, наше отечество - матушка Россия.

Почему страну мы называем отечеством?

Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили на этой земле наши отцы и деды.

Почему страну мы называем Родиной?

Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.

Почему страну мы называем матушкой?

А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.

Как называют людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100национальностей и народностей.

Перечислите народы живущие на территории РФ.

(Русские, чеченцы, ингуши, татары, чукчи, якуты, туркмены, евреи и.т.д. Наше государство называется Российской Федерацией - объединение многих республик, краёв и областей).

У.: Работа в группах. Собери пословицу, объясни смысл.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Москва - всем городам мать. (Комментарии учителя)

У: Ребята, что такое “символ”?

Символы делятся на три группы

- народные символы, 2 - международные символы, а третью группу символов вы хотите узнать?

Вы наверное уже догадались о чём мы сегодня будем беседовать на уроке? (О гербе, флаге гимне нашей страны).

Какие государственные символы вы знаете? (Герб флаг).

Вы видели Государственные символы России? Где?

Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

. Герб России (Сообщение учащихся).

ученик.

Государственный герб России красив и величав.

На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами.

На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти - скипетр (жезл) (справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла (в центре) герб России.

ученик.

Орел символизирует сильное и независимое государство, свободных и гордых, как птица, людей, живших в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла поднятые в верх. На груди орла на красном шиите - всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём - змея. Змей - это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.

Чтение стихотворения о гербе.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный

Что такое флаг?

Флаги бывают разные: военные, торговые, государственные.

Своим рождением российский флаг обязан Петру I, это было в 1705 году.

22 августа - День Государственного Флага РФ.

Как мы должны относиться к флагу?

Что символизируют цвета флага?

(Рассказ учащихся).

Белый - воздух,

Синий - вода,

Красный - огонь.

У.: Сейчас проведем конкурс герба школы/домашнее задание: разработать проект герба школы и представить его, учитывая некоторые правила и значения. Основа герба - щит. Применяется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту и постоянство. Серебро - невинность, чистоту. Голубой - величие, красоту, ясность. Красный - храбрость, мужество, неустрашимость. Зеленый - надежду, изобилие, свободу. Черный - скромность, образованность, печаль. На щите могут быть изображены животные, птицы и растения. Кошка - символ независимости; волк - злости, жадности; медведь - силы, мощи; собака - верности и преданности; лиственница - национальный символ России; береза - символ постоянства, верности; кедр - надежности и могущества.

У.:. - Подошла очередь поговорить о главной песне страны - гимне.

“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка - композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг)

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

(Повторение правил поведения во время гимна. Учащиеся слушают Государственный гимн России).

Главой нашего государства является Президент,

который избирается гражданами для руководства страной.

Столица России Москва.

Тест.

. Как называется наша страна?

а) Ракитное;

б) Россия;

в) Франция.

. Какой город является столицей России?

а) Москва;

б) Белгород;

в) Курск.

. Какие государственные символы вы знаете? (Подчеркни).

Берёза, герб, матрешка, флаг, голубь, балалайка, гимн.

. Кто изображён на гербе России?

а) Медведь;

б) Орёл;

в) Лев.

. Кто является президентом Российской Федерации?

а) Путин В. В.

б) Матвиенко В. И..

в) Медведев Д.А.

Что относится к символам России.

Игра завершается подведением итогов и награждением победителей.

 

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ III:

 

1. Педагогическими условиями организации процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине явились:

построение процесса воспитания, отражающее диалектику освоения детьми многоуровневой структуры образа Родины: «Родной дом», «Малая Родина", «Родина как государство», с учетом механизма структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к Родине;

- направленность процесса воспитания на поддержку и обогащение социального опыта детей;

- доминирование в содержании деятельности детей родиноведческого содержания, ориентированного на национальные традиции русской культуры и ценности жизни семьи;

- включенность и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).

2. Предложенный воспитательный план рассчитан на полугодие и синтезирует все педагогические условия.


БИБЛИОГРАФИЯ

ценностный отношение родина воспитание

Абрамова Н. А.. Патриотическое воспитание школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Специальность 13.00.01 - общая педагогика,история педагогики и образования- М., 2009-56с.

2. Агапова И. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис Пресс,2002.-224с.

. Багдасарян К.Б. Патриотическое воспитание в школе/ К.Б. Багдасарян//Образовательная политика.-2008.-№12.-С.67-68.

. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти томах/ Ред. коллегия Н.Ф. Бельчиков и др. М.: АН СССР, 1954.- Т.4 - 675с.

. Бердяев Н.А. Судьба Росси<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: