Культурно-исторический подход в образовании




Генетический подход

Ученые: Давыдов В.В., Запорожец А.В., Исаев Е.И., Краевский В.В., Слободчиков В.И., Щедровицкий Г.П. и др.

О подходе в общем: Генетический подход позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из ориентации на всеобщие закономерности развития.

Генетический подход опирается на такие принципы, как:

- принцип природосообразности (Я.А. Коменский выдвинул этот принцип в число основных, и с этого момента в педагогике началась разработка положений генетического подхода);

- принцип гуманизации;

- принцип деятельности (т.к. выработка способов реализации генетического подхода в отечественной педагогике в середине ХХ века происходила в рамках деятельностного подхода);

- генетический принцип (принцип развития) (многое в процессе развития случается помимо воли и усилий субъектов деятельности) – основной в подходе.

Реализация принципа развития при изучении и проектировании образовательного процесса предполагает выполнение педагогами следующих правил:

1. Рассматривать в образовательном процессе воспитанника (обучающегося) как генетически исходную структуру, т.е. как развивающийся объект.

2. Рассматривать в качестве развивающегося объекта в образовательном процессе человека как целостности, а в качестве предметов развития – развитие основных его элементов;

3. Определять цели образования на основе: определения общей для всех людей направленности развития человека как такового, определения общих для всех людей этапов развития человека как такового и его качественных характеристик, возникающих на каждом этапе этого развития.

4. Ориентировать образовательный процесс на возникновение качеств, характеризующих новые этапы в развитии человека, а не на уничтожение нежелательных.

5. Определять содержание образования на основе знаний об основных предпосылках развития человека как такового.

6. Ориентировать свою деятельность на создание общих и непосредственных предпосылок последовательного возникновения системных качеств, характеризующих человека как такового на основных этапах его развития.

В дошкольном образовании:

Реализация генетического принципа предполагает использование знаний о закономерностях развитии ребенка, выявленных и описанных исходя из знаний о всеобщих закономерностях развития.Принцип развития, прежде всего, реализуется через генетический анализ, процедура которого организуется следующим порядком вопросов:

1) что развивается на данном этапе?

2) в каком направлении это развивается?

3) как это развивается?

4) за счет чего это развивается?

Генетический принцип основан на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа, помимо прочего, позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.

Концепция к подходу: Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

 

6) Деятельностный подход.

Диссертации: Арламов А.А., Кузнецов Ю.Ф., Медведев А.М., Мусс Г.Н., Приходченко Е.И.

Разработка деятельностного подхода восходит к 20 в. благодаря таким учеными, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин А.Н.,В.В. Давыдов, Леонтьев,. Д.Б. Эльконин.

В его основе лежит определение «деятельность», введенное С.Л. Рубинштейном.

Согласно многим ученым, базовая человеческая деятельность – это труд, который равным образом представляется как главный фактор в формировании физических, духовных качеств.

В рамках социально-исторического развития из физического труда возникает умственный труд.

Некоторые определения деятельности через процесс овладевания новыми знаниями:

1) как совместная творческая, самостоятельная деятельность между субъектами (П.А. Флоренский и др.);

2) как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, изменяет и преобразует окружающий мир при помощи усвоенных форм культуры (Э.Г. Юдин, Л.П. Буева, А.И. Лойко). Индивид изменяет окружающий мир, так и деятельность по изменению этого окружающего мира оказывает влияние на индивида.

Деятельностный подход в образовании – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало.

Именно через деятельность и в процессе взаимодействия с миром, человек учится, становится самим собой, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности.

Деятельностный подход организует учебно-познавательную деятельность таким образом, что обучающиеся – активные участники образовательного процесса. Цель и задачи образования заключаются в самоопределении обучающихся в жизни, в дальнейшей профессии, поэтому ученик должен научиться самостоятельному нахождению знаний, с помощью которых решается возникающая проблема. Посредством этого раскрывается индивидуальность и уникальность личности обучающегося.

Деятельностный подход в дошкольном образовании – субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка, при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

· учёт интересов учащихся;

· учение через обучение мысли и действию;

· познание и знание как следствие преодоления трудностей;

· свободная творческая работа и сотрудничество.

 

 

Культурно-исторический подход в образовании

Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.Р. Лурия; А.В. Запарожец; П. И. Зинченко; Д.Б. Эльконин.

2. Культурно-исторический подход в образовании – это подход, определяющий процессы воспитания и обучения как способы приобщения детей к национальной культуре и мировым ценностям, а также как способы развития творческих способностей и наклонностей. В настоящее время происходит интенсивная трансформация содержания культурно-исторического подхода в образовательную деятельность образовательных учреждений страны. Данный подход представляется как одно из ведущих направлений развития детей, посредством знакомства их с историей и культурой своего народа и страны. В связи с чем, особое значение приобретает осмысление методики форм и содержания культурно-исторической образовательной деятельности, в рамках современной гуманистической парадигмы. Изучение проблем внедрения форм и содержания образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода, требует от исследователей изучение внутренней деятельности образовательного учреждения и его взаимодействия с культурно-историческими институтами (музеи, театры и т.д.).

Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности. Но усвоение этих образцов в дошкольном возрасте происходит непроизвольно и непреднамеренно. Как было показано исследованиями, процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. Серьезная ошибка распространенных сегодня дошкольных образовательных программ заключается в отсутствии учета этого положения, что приводит к тому, что в качестве основного метода обучения детей старшего дошкольного возраста используют упражнение, что абсолютно не адекватно закономерностям развития ребенка этого возраста, поскольку упражнение предполагает сознательное и произвольное отношение обучающегося к тому, что надо освоить, а это опять-таки не адекватно дошкольному возрасту.

Культурно-исторический подход процесс и результат индивидуального развития и психики — феномен культурного происхождения. В процессе своего развития ребенок усваивает (присваивает) содержание социокультурного опыта, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления.

Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

3. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: