Культурологический подход в образовании.




«Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике», Богачёв К.Ю

«Культурологический подход в теории и практике педагогического образования», Гайсина Г.И

«Теоретические основы культурологического подхода к профессиональному педагогическому образованию», Рябцев В.П

«Культурологический подход к преподаванию русского языка: модель регионального компонента», Новикова Т.В

Учёные, изучавшие культурологический подход:

(Беляева Л.А, Бондаревская Е.В, Газман О.С,Лихачёва Б.Т, Сластёнин В.А, Щуркова Н.Е)

Культурологический подход в образовании (из диссертации «Культурологический подход в теории и практике педагогического образования», Гайсина Г.И)

«Ценности, порождаемые в образовании процессами культуротворчества, утверждают единство знаний человека, его нравственности, духовности и культуры. Осуществление культурных функций предполагает ориентацию системы образования на воспитание человека культуры, реализацию культуроемкого содержания и личностно развивающих педагогических технологий, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм общения»

Рассматриваю культурологический подход в дошкольном образовании можно привести следующую выдержку из выше приведённой диссертации

«Стратегия гуманизации образования, усиления его культурного статуса обусловливает потребность в педагогических кадрах, способных реализовать культурную направленность образования, готовых к осуществлению культурно-гуманистической функции в школьной практике». На мой взгляд, это высказывание применительно и к педагогу дошкольного образования. «Ключевой фигурой модернизируемой образовательной системы становится учитель особого типа: высокообразованный педагог-интеллигент, носитель культуры и общечеловеческих ценностей, осознающий культурную миссию образования и своей профессии, понимающий проблемы современного ребенка, способный к защите и поддержке культуры детства. Остро осознается необходимость в гуманистическом типе педагога, выступающем посредником между ребенком и культурой, свободной и творческой личности, субъекте педагогической культуры».

Концепции к культурологическому подходу:

П. Сорокин (1889 – 1968) «Социальная и культурная динамика» Сорокин разработал теорию о том, что исторический процесс – это циклические колебания культур, каждая из которых есть самостоятельная ценность.

А. Вебер (1868 – 1958) «Социология истории и культуры», выдвинул оригинальную теорию разделения истории на три взаимосвязанных, протекающих по разным законам процессам. Это – социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Движение культуры, по Веберу, иррационально, его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

Символическая. Э. Кассирер (1884 – 1945) в работе «Философия символических форм» он предлагал называть человека не «мыслящим», а «символическим животным».Человека наряду с реальным, естественным миром окружает информационно - символический мир со знаковыми системами и массовыми аудиовизуальными средствами воспроизведения действительности.

 

 

Синергетический подход

В.П. Бранский, К.Х.Делокарова. И.С.Добронравова, И. Пригожин. Г. Хакен,, М.А.Чешкова

Синергетический подход - методологический принцип исследования и понимания процесса воспитания, указывающий на предсказуемость, нелинейность, вероятность поведения его участников, в силу чего в системе возникает, беспорядок, необходимость преодоления которого становится внутренним, таким образом, синергетический подход – это переход хаоса в порядок.

Система образования более всего нуждается в реформировании, поскольку от нее зависит воспитание и образование подрастающего поколения, обучение квалифицированных специалистов. В этой связи широкое распространение получил новый подход - синергетика. Он связан с объединением процессов, которые приумножают и укрепляют воздействия систем друг на друга.

Синергетический подход в дошкольном образование позволяет рассматривать каждого субъекта воспитательного процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающуюся подсистему, осуществляющую переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).

Использование синергетического подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, развитию логики, мышления, речи. Синергетический подход дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

И. Пригожин Синергетическая концепция развития является наиболее популярной в настоящее время. Возникла, как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем. Эта концепция основана на идеях нестабильность развития, спонтанность, случайность в развитии превращается в необходимость, системы не могут развиваться по строго необходимым законам. Синергетика, в отличие от других концепций развития, возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитирует его.

14) Социокультурный подход: (С.А. Дюжиков, Т.Б. Нечаева, И.К. Сидорова, М.Н. Филатова, А.М. Ходырев, Е.В. Шульгина)

Основными механизмами реализации социокультурного подхода в образовании, как подхода направленного на стимулирование самостоятельной деятельности субъектов образования, являются мотивация субъектов образования, инициатива и активность системы образования, координация действий учреждений социальной сферы, аксиологическая рефлексия. Социокультурный подход к развитию образования обусловливает ряд особенностей программы. А именно: усиление культурологического содержания образования, создание единого образовательного пространства, формирование нормативной правовой базы для обеспечения инновационной деятельности социокультурного характера, организация единого информационно-методического пространства. В этом подходе образование предстает как инструмент решения сегодняшних проблем государства и общества, средство социальной стабилизации, действующее за счет отказа от принципа главенства развития личности. На примере общеобразовательной школы данный подход заключается в рассмотрении феномена школы как единства взаимодействия педагогов и учащихся, деятельность которых определяется социальным институтом общеобразовательной школы - важным субъектом общественной жизни любого государства, а также культурой социума.

Социокультурный подход в дошкольном образовании проявляется в поэтапном вхождении ребенка в культуру общества, которое реализуется в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью на основе принятых норм и правил. Результатом внедрения социокультурного подхода служат предпосылки становления у дошкольников императивного сознания и поведения. Стоит отметить, что социокультурный подход допускает совместную деятельность родителей с детьми дошкольного возраста, что позволяет педагогу организовать процесс развития некоторых видов деятельности.

Одна из концепций социокультурного подхода заключается в том, что освоение знаний и умений детьми должно следовать за освоением культуры человеческих отношений. К числу основных характеристик социокультурного подхода относятся: разработка и реализация стандартов общего образования как конвенциональных социальных норм, обеспечивающих качественное образование и позволяющих осуществить жизненные притязания молодёжи; формирование образовательного пространства как социальной сети, направленной на социализацию детей и подростков; повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе.

 

15) Ситуативный подход в образовании В.В. Серикова, Н.М. Солодухо, А.В. Хуторской, Ю. Циммер, И.С. Якиманская

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что самореализация обучающихся осуществляется в процессе решения ими комплекса ситуационных задач, направленных на достижение образовательных целей и задач. Анализируется текущая ситуация – учёт внешних и внутренних педагогических условий. Ситуационный подход обеспечивает возможность увязать теории, концепции, методы, методические приёмы, средства, формы обучения и воспитания с конкретными педагогическими ситуациями для того, чтобы учиться принимать эффективные решения. Ситуационный подход лучше всего реализовать через применение активных методов обучения, которые создают необходимые условия для развития умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем и др.

Ситуативный подход в дошкольном образовании

Главный смысл ситуативного подхода в организации педагогической работы состоит в целенаправленном формировании у ребенка таких личностных качеств, как автономия и компетентность, на базе учебных ситуаций из его жизненной действительности. При этом имеется в виду, что ситуации, отбираемые самими детьми, отражают их настоящее и будущее. Дело не в конструировании типичных, одинаковых для всех ситуаций, а в выборе реальных отрезков повседневного быта детей. На их примере следует показывать возможности детей и взрослых оказывать влияние на собственную настоящую жизнь и менять ее течение.

Концепции ситуативного подхода:

· Общенаучная концепция ситуационного подхода (Н.М. Солодухо)

· Концепция ситуативной педагогики (А.В. Хуторской)

· Ситуативная модель детского сада (Ю. Циммер)

 

Системный подход

Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Добкина В.М., Евенко Л.И.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении.

Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Одна из главных особенностей современного этапа научного познания заключается в подходе к объектам исследования, как к системам. При этом под системой в общем случае понимается множество связанных между собой объектов, наделен­ных некоторыми свойствами. Особо выделяют класс сложных систем (объектов), когда число взаимодействующих элементов достаточно велико. Из всего множества создаваемых человеком систем выделяются самодействующие системы способные совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение технологических и других процессов, т.е. решать задачи и достигать поставленных человеком целей.

Системный подход в дошкольном образовании снимает в пределах дихотомической позиции обособление внешней и внутренней структуры педагогической системы, служит связующей основой между теорий образовательного процесса и теорий педагогических технологий развития предпосылок системного мышления в дошкольном возрасте.

Внутренние аспекты педагогической системы связаны с характером мыслительных процессов субъектов образования. Дана педагогическая характеристика предпосылок развития системного мышления на этапе дошкольного детства. Представлены теоретические походы в области дошкольного образования к конструированию знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста на основе системного подхода. системный подход к знаниям и умениям строится на причинно-следственных связях, что дает возможность показать детям взаимосвязи и зависимости в природе, обществе, других областях.

Одна из самых известных в 1980-е годы системных организационных концепций управления — это теория «7 S» Т. Питерса и Р. Уотермана. Согласно ей эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных. Это семь взаимосвязанных переменных:

стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

2) структура — внутренняя композиция организации, отражающая разделение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

3) система — процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

4) штат — важные группы кадров, существующих в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

5) стиль — способ, которым руководители управляют организацией, в том числе организационной культурой;

6) квалификация — отличительные возможности ключевых сотрудников в организации;

7) разделяемые ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

Только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: