III. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы




Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………  
II. Учебно-тематическое планирование………………………………………..  
III. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы…………………………………….................................................  
IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы…………………………………………………………………….  
V. Система оценки результатов освоения образовательной программы…….  
VI. Список литературы…………………………………………………………...  
VII. Приложения к образовательной программе………………………………...  

Пояснительная записка

Педагогическая целостность данной дополнительной программы интеллектуального развития заключается:

- в широком использовании в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

Актуальность программы:Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает открыть дорогу к творчеству детям. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации.

Шахматы в детском саду положительно влияют на развитие у детей многих таких качеств, как восприятие, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Программа адаптирована на основе программы «Шахматы первый год» автора И. Г. Сухина, направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует развитию психики, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

Основная задача интеллектуального развития с помощью шахмат в дошкольном образовании – это постоянное развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления. Благодаря изучению шахмат совершенствуются психические качества, восприятие, внимание, воображение и логическое мышление. Шахматы развивают навыки групповой работы, способствуют развитию управления своими эмоциями и действиями, учат предвидеть последствия предполагаемых действий и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конечной деятельности.Чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к усвоению культурных ценностей, тем выше целеустремленность, самообладание, ответственность, уровень интеллектуального развития человека.

Цель: опираясь на программу «Шахматы первый год» автора И. Г. Сухина, содействоватьв овладении навыками шахматной игры, детального изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей, изучения методов реализации материального и позиционного преимущества, иметь представление о трех стадиях шахматной партии, знания основных методических приемов.Следует отметить, что цели и задачи данной Программы формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждый вид занятия строится как вид общения, максимально приближенный к естественному.

 

 

Задачи:

К концу года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

- правильно перемещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и

ферзем, королем и ладьей;

-проводить элементарные комбинации.

Дополнительная общеразвивающая программаинтеллектуально-развивающей направленности «Шахматное королевство» разработана на основе:

· Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В основу программы заложены следующие принципы:

• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

• Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;

• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

• Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• Принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: 4-7 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 4 лет. Обучение игре в шахматы детей 4-7 лет рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, способствует формированию мышления, внимания, памяти и других видов психических процессов. В старшей группе ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории шахмат. Знакомится с понятиями «равно», «неравно», «больше», «меньше». Дети этого возраста уже достаточно владеют родным языком, у них преобладает непроизвольное запоминание, они легко вступают в контакт. Преимуществом данного возраста является отсутствие так называемого языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего вступить в общение с детьми и педагогом, сыграть партию.

 

II. Учебно-тематическое планирование

Сентябрь

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактические упражнения «Поле битвы» Цель: - знакомство с детьми. - история о появлении игры в шахматы. - демонстрация шахматной доски с фигурами.  
2 неделя Дидактические упражнения «Занимательные шахматы» Цель: - рассказать правила размещения шахматной доски. - учить ориентироваться на шахматной доске. - ввести понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».    
3 неделя 1. Дидактическое упражнение «Шахматная эстафета» Цель: - упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей. - отрабатывать практические навыки 2. Дидактическое упражнение «Чудесные фигуры» Цель: -познакомить детей с шахматными фигурами.  
4 неделя 1. Дидактическое упражнение «Начальное положение» Цель: - познакомить детей с начальной расстановкой фигур перед шахматной партией. - показать связь между горизонталями, вертикалями и начальным положением фигур. 2. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего? Цель: - отрабатывать практические знания фигур.  

Октябрь

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактические упражнения «Шахматная доска и фигуры» Цель: - отработка практических навыков - закрепление пройденного материала    
2 неделя Дидактические упражнения «Я - Ладья» Цель: - познакомить с шахматной фигурой «Ладья», ее местом в начальном положении, ходами. - показать позиции фигуры и ее ходы.  
3 неделя Дидактические упражнения «Ладья в игре»- показать захват контрольного поля Ладьей - показать защиту контрольного поля Ладьей - показать игру на уничтожение «Ограничение подвижности». Дидактические игры «Ладья в игре» Цель: - развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.      
4 неделя Дидактические упражнения «Совсем этот слон на слона не похож» Цель: - формировать представление о фигуре «Слон» - показать расположение фигуры в начальном положении - показать ход слона. - рассказать о понятии «Легкая» и «Тяжелая» фигуры.  

Ноябрь

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Слон в игре» Цель: - показать захват контрольного поля Слоном - показать защиту контрольного поля Слоном - показать игру на уничтожение «Ограничение подвижности». Дидактические игры и загадки о Слоне Цель: - закрепить представления о шахматной фигуре Слон  
2 неделя Дидактическое упражнение «Атака неприятельской фигуры» Цель: - отрабатывать практические навыки в игре «Ладьи против Слона». Дидактические игры «Ладья против Слона». Цель: -решать шахматные задачи - развивать внимание, логическое мышление.  
3 неделя Дидактическое упражнение «Знакомство с Ферзем» Цель: - познакомить с шахматной фигурой «Ферзь» - показать расположение фигуры в начальном положении - показать возможные ходы фигурой - ввести понятие «тяжелая фигура» Дидактическая игра «Игра ферзем на поражение» Цель: - закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем  
4 неделя Дидактическое упражнение «Один в поле воин» Цель: - показать захват контрольного поля Ферзем - показать защиту контрольного поля Ферзем - показать игру на уничтожение «Ограничение подвижности». -отрабатывать практические навыки ферзем    

Декабрь

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Ферзь против Ладьи и Слона» Цель: -решать шахматные задачи - отрабатывать практические навыки в игре - развивать внимание, логическое мышление  
2 неделя Дидактическое упражнение «Секретная фигура» Цель: - познакомить с шахматной фигурой «Конь» - показать расположение фигуры в начальном положении - показать сложность ходов коня  
3 неделя Дидактическое упражнение «Ход Конем» Цель: - отрабатывать практические навыки в игре конем - показать позицию в которой конь ставить «вилку»  
4 неделя Дидактическое упражнение «Конь против Ферзя, Ладьи, Слона» Цель: - показать фигуры во взаимодействии - показать позиции фигур и разные ходы - решать шахматные задачи - развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.  

Январь

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Ни шагу назад» Цель: - познакомить с местом пешки в начальном положении - познакомить с понятиями пешки: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская. - показать возможные ходы пешкой    
2 неделя Дидактическое упражнение «Сражение пешкой» Цель: - показать значение пешек в игре - решать шахматные задачи - отрабатывать практические навыки    
3 неделя Дидактическое упражнение «Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона» Цель: - показать фигуры во взаимодействии - показать позиции фигур и разные ходы - решать шахматные задачи   Дидактические игры «Праздник пешки» Цель: - развивать находчивость, сообразительность речь - приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. - поощрять стремление высказывать свое. Мнение - продолжать знакомить детей с пешкой.  
4 неделя Дидактическое упражнение «Король-волшебный квадрат». Цель: - знакомство с фигуройКороль - показать, как ходит Король - рассказ о месте короля в начальном положении Дидактическая игра «Королей не бьют» Цель: - разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. - ход короля, взятие - развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать свое мнение.  

Февраль

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Король в игре» Цель: - закрепить практические навыки - взятие фигуры противника Королем - рассказать о волшебном квадрате, который король использует в игре. Дидактическая игра «Тронул? Ходи!» Цель: - рассказать о шахматном правиле «Тронул? Ходи!» - объяснить детям правила для играющих. - формировать представления об элементарных правилах.    
2 неделя Дидактическое упражнение «Дай Шах» Ц ель: - рассказать о шахматной позиции «Шах» - рассказать об открытом шахе, двойном шахе. - защита от шаха Дидактическая игра «Шах или не шах?» Цель: - закрепить практические навыки - разобрать шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой - решать шахматные задачи  
3 неделя Дидактическое упражнение «Шах и мат» Цель: - формировать практические представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). - формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Дидактическое задание «Погоняй короля» Цель: - закрепить представления детей о позиции «мат» - изучить мат в один ход - разобрать сложные примеры с большим числом шахматных фигур.    
4 неделя Дидактическое упражнение «Рокировка» Цель: - познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. - длинная и короткая рокировка - правила рокировки. Дидактическое упражнение «Куда идет король» Цель: - отрабатывать практические навыки.  

Март

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Мат цель шахматной партии» Цель: - учить элементарным основам шахматной игры. Дидактическая игра «Шахматный праздник» Цель: - игра всеми фигурами из начального положения - закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. - беседа о трех фазах игры в шахматы  
2 неделя Дидактическое упражнение «Ставим мат одинокому королю» Цель: - изучить мат одинокому королю Легкими и тяжелыми фигурами Дидактическая игра «Детский мат» Цель: - провести игру «Детский мат» между детьми - закрепить практические навыки  
3 неделя Дидактическое упражнение «Анализ фигур на доске» Цель: - коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. - закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. - закреплять знания детей о вертикальных линиях - познакомить с их буквенными обозначениями - упражнять в произношении латинских букв.(A,B,C,D,E,F,G,H) Дидактическая игра «Шахматная партия» Цель: - закреплять знания детей о правилах шахматной игры - закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля, на которые они ставятся.    
4 неделя Дидактическое упражнение «Ничья – пат» Цель: - формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. - изучить мат и пат Дидактическая игра «Практические упражнения» Цель: - закрепление практических навыков  

Апрель

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Король в плену решения» Цель: - коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. - закрепление практических навыков  
2 неделя Дидактическое упражнение «Одинокий король» Цель: - изучение общих принципов матования одинокого короля с помощью ферзя и короля - закрепление практических навыков  
3 неделя Дидактическое упражнение «Ничья, пат» Цель: - решение шахматных упражнений «Спор одиноких королей», «Обездвиженный король» Цель: - закрепление практических навыков    
4 неделя Дидактическое упражнение «Рокировка» Цель: -решение шахматных упражнений «Спор одиноких королей», «Обездвиженный король» - закрепление практических навыков  

Май

  Содержание занятий, задачи Кол-во часов
1 неделя Дидактическое упражнение «Шахматная партия» Цель: -коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. -решение шахматных упражнений «Начинаем – бей», «Мобилизация фигур» - закрепление практических навыков  
2 неделя Дидактическое упражнение «Шахматная партия» Цель: - решение элементарных задач на тактику - закрепление практических навыков  
3 неделя Дидактическое упражнение «Повторяй-не забывай» Цель: - повтор пройдённого материала - закрепление практических навыков  
4 неделя Шахматный турнир «Пора мой друг, пора! Готовься к бою детвора!»  

III. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Основные формы и средства обучения:

- Дидактические игры и задания;

- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- Практическая игра;

- Теоретические занятия, шахматные игры;

- Шахматные турниры.

 

Виды и формы взаимодействия педагога с детьми.

- рассказ,

- беседа,

- инструктаж,

- коммуникативная игра,

- загадки;

- пословицы и поговорки.

Беседа используется на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

В процессе обучения детей обучения шахматам на раннем этапе согласно программе, используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный, проектный.

Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике обучения игре в шахматы как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – развитие мышления, памяти и внимания.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала практической деятельности детей.

Проектный метод позволяет реализовать интегративные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения в шахматный кабинет, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.Приёмы и методы организации соответствуют возрастным особенностям, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, дополнительной общеразвивающей программыявляется принцип единства воспитания и обучения.

Формы организации образовательной деятельности обучающихся:

Структура занятия:

1. Вводная часть. В начале занятия проводится коммуникативная игра для привлечения внимания детей, затем тренер вспоминает с детьми, что было пройдено на прошлом занятии. Опрос проводится в виде беседы.

2. Основная часть. В основной части занятия дети узнают новые правила игры, решают шахматные задачи, закрепляя пройденный материал.

3. Заключительная часть. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились, детям раздаются шахматные задачи, которые совместно с родителями они могут решать. Шахматные задачи касаются темы текущего занятия.

Наполняемость объединения составляет 10 человек.

Объем нагрузки: 2 раза в неделю при продолжительности одного занятия для детей:

4-5 лет 20 минут
5-7 лет 30 минут

Средства обучения

Для организации полноценного проведения образовательного процесса необходим отдельный хорошо освещенный кабинет, оборудованныйрабочими столами, шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература.

Основные инструменты:

· дидактические игры для обучения игре в шахматы;

· наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

· демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

· настольные шахматы разных видов;

· шахматные часы;

IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения программы:

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Знать:

- практические навыки в шахматной игре.

- шахматные термины

Уметь:

- ставить мат в один ход

- решать шахматные задачи

- правильно расставлять фигуры на шахматной доске

- правильно размещать шахматную доску между партнерами

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ

- рокировать

 

Формы оценки результативности освоения программы:

Формами подведения итогов реализации программы «Шахматное королевство» являются шахматные турниры, решение практических задач, викторины, а также в форме индивидуальной беседы. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

V. Система оценки результатов освоения образовательной программы.  

 

По завершению учебного года проводится диагностика с целью выявления эффективности данной программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: