МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 4-го класса

Москва

Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова

Издательский дом «ОНИКС 21 век»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17

Лазарева В. А.

Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 4-го класса. - М.: Институт ин­новаций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ский дом «ОНИКС 21 век», 2004. - 96 с.

ISBN 5-329-01233-3

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4

© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2004
ISBN 5-329-01233-3 © ООО «Издательский дом

«ОНИКС 21 век», 2004 © В. А. Лазарева, 2004

 

ВВЕДЕНИЕ

Главной особенностью курса литературного чтения в чет-вёртом классе является то, что это завершающий год на-чального литературного образования. В течение трёх лет работы по нашим учебникам дети научились при чтении художественного текста представлять картины, рисуемые автором, эмоционально откликаться на переживания геро-ев произведения, оценивать их поступки, понимать автор-скую мысль, видеть отношение автора к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвёртому году изуче-ния литературы должно сформироваться желание и уме-ние осмысливать и оценивать свои впечатления от прочи-танного и делиться с другими людьми своими мыслями. Детям должно быть интересно не только говорить о произ-ведении, обсуждать героев, делиться своими размышлени­ями об авторе произведения, но и восхищаться удачно най-денным авторским словом. Если учитель после прочтения текста не только беседует с учениками по вопросам, но при медленном перечитывании ведёт серьёзную словарную ра-боту, то ученики уже во втором классе начинают с интере-сом вглядываться в слово, думать над тем, почему именно это слово подобрал автор произведения. В этом случае урок превращается в диалог, вернее, в полилог заинтересован­ных сотрудников, в сотворчество учителя и учеников, где каждый хочет поделиться своими открытиями и только звонок может помешать горячему, заинтересованному об­мену мнениями.

В четвёртом классе продолжается литературное и нрав­ственное развитие учащихся. Ведущей в этом году являет­ся нравственная линия, материал учебника сгруппирован вокруг нравственных проблем, осмысление которых нача-лось в предыдущих классах. В этом году учебник, как и во втором классе, структурирован по проблемно-нравственно-му принципу, хотя, конечно, уровень постановки проблем, очевидная неоднозначность их решения соответствуют воз-росшим возможностям четвероклассников и приобретённо-му ими жизненному опыту.

Ведущие понятия, которые составляли стержень педаго-гической концепции всего нашего курса литературного чте-ния, обобщаются в учебнике для 4-го класса. Это: СЕМЬЯ, РОДНЫЕ (ОТЕЦ, МАТЬ), РЕБЁНОК В СЕМЬЕ (СЫН, ДОЧЬ), НАРОД, РОДИНА. Центральной нравственной проб-лемой, цементирующей содержание учебника, его литера-турный материал, является проблема ответственности, де-ятельной любви и заботы. Эта проблема проходила через все наши учебные книги, но в этом году мы хотели бы, чтобы дети осознали и свою ответственность за родных и близких, и свои возможности в деле улучшения мира, где они живут. Мы специально подбирали произведения, ге-рои которых способны на поступок, и не только взрослые, как Жилин, но и маленькие, такие, как девочка Дина из «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого или мальчик Во-лодя из рассказа «Путешественники не плачут» В. П. Кра-пивина. Более того, мы специально подобрали произведе-ния, где ученики учат учителей, как, например, Коля Савушкин в рассказе «Зимний дуб» Ю. М. Нагибина или Смирнов в стихотвореме «Витамин роста» О. Е. Григорье-ва. Это продолжение и завершение на новом возрастном уровне темы школы, учеников и учителей, начатой ещё во втором классе. Только теперь этот разговор становится бо-лее серьёзным.

Нравственные представления учащихся формируются в процессе чтения высокохудожественных произведений и на-ших постоянных разговоров с детьми о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, о человеч-ности и бесчеловечности. Мы и раньше не скрывали от де-тей наличие в жизни беды и горя, несправедливости, воз-можности непонимания, даже со стороны самых близких людей. В этом учебном году повзрослевшему ребёнку, по сути дела младшему подростку, мы должны на примере героев литературных произведений показать, как человек, даже маленький, справляется с возникающими проблема-ми, где и у кого он черпает силы и на чём основывается вера в победу добра.

В учебнике для 4-го класса есть глава, в которой гово-рится о войне, о героях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Для на-ших нынешних детей эти времена уже практически рав­ноудалены и труднопредставляемы, именно поэтому мы так серьёзно и, как может показаться, безжалостно говорим с учащимися о войне на языке лучших художественных про-изведений, поскольку всё меньше и меньше остаётся лю­дей, которые смогли бы рассказать внукам о том, как это было. Мы уверены, что слово писателя «отзовётся» в душе ребёнка, мы знаем, как открыт миру и искренен наш чи­татель, как он верит в предлагаемые обстоятельства, как способен на сочувствие и сострадание, как жаждет его душа добра и справедливости.

Несмотря на то что главная сюжетная линия учебника для 4-го класса проблемно-нравственная, в этом учебном году развиваются и усложняются и литературно-аналити­ческие умения детей, становятся более объёмными и слож-ными тексты произведений, которые изучаются на уроках. В учебнике представлены произведения с явно выраженной притчевой направленностью, глубокой философской осно-вой, например сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», полусказки Ф. Д. Кривина, миниатюры В. А. Су-хомлинского и др. Учащиеся знакомятся с произведения-ми фантастической литературы, читают стихи поэтов, ко-торые пишут для взрослых, но сохранили детское восприятие мира.

В этом году приобретённые ранее знания учеников о спо-собах создания образа героя произведения и обобщаются, и расширяются за счёт осмысления роли речи героя и внут­ренних монологов в раскрытии его характера. Ребята учат­ся вычленять в тексте авторские описания, выделять пей­зажи, определяя на практическом уровне простейшие его функции в произведении, отличать автора от рассказчика и т. д. Работа над способами оживления, одушевления при-роды и предметного мира завершается в этом году введени­ем понятия «олицетворение». Вместо понятия «главная

мысль» вводится понятие «идея произведения», и в про-цессе работы дети сами догадываются о внутренней связи названия произведения с его идеей. Наблюдая над особен-ностями построения рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», учащиеся без введения термина получают первона-чальное представление об элементах композиции художе-ственного произведения.

В этом учебном году возрастает доля и степень самостоя-тельности учащихся в их читательской деятельности. Мы ввели в учебник новую рубрику «Читательский дневник», которая предполагает, что дети будут писать отзывы на са-мостоятельно прочитанные произведения. Для удобства мы собрали эти тексты в хрестоматии, снабдив их вопросами, помогающими ученикам-читателям самостоятельно разоб-раться в произведениях. Хрестоматийные тексты связаны с произведениями, изучаемыми на уроках, либо проблемой, либо именем автора, либо темой или жанром, и связь эта обозначена в учебнике. Результаты самостоятельной рабо-ты учащихся будут обсуждаться на уроках внеклассного чтения. Поскольку произведений в хрестоматии четырнад-цать, то и уроков внеклассного чтения должно быть как минимум четырнадцать.

Усложняется и расширяется ставшая традиционной ра-бота учеников с репродукциями картин художников. Они по-прежнему соотносятся с литературными произведения-ми, но кроме пейзажей в учебнике появляются портрет и жанровая картина.

Тексты, отобранные для чтения в четвёртом классе, как и целенаправленная работа над ними, содержащаяся в ме-тодическом аппарате учебника и хрестоматии, позволяют завершить начальное литературное образование учащихся и заложить фундамент дальнейшего литературного и нрав-ственного развития детей в средней и старшей школах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

I. В школе жизни (20 часов)

Урок 1-й. Знакомство с новым учебником

Цели урока: 1) выявление уровня литературного разви-тия и нравственных представлений учащихся; 2) знаком-ство с содержанием нового учебника, задачами нового учеб-ного года.

На этом вводном уроке необходимо познакомить детей с особенностями этого года обучения, его целями и задачами, которые мы изложили во вступлении.

В начале учебника мы поместили анкету, которая в изве-стном смысле подводит некоторые итоги работы с учащими-ся и демонстрирует уровень их литературного и нравствен-ного развития. Мы старались сделать вопросы достаточно простыми и понятными детям, но, с другой стороны, чтобы вся система вопросов давала учителю информацию о чита-тельских приоритетах учащихся, их нравственных представ-лениях и даже основных навыках анализа художественного произведения. Для выяснения последнего мы поместили в анкете задание № 5.

Конечно, если эта работа нужна только учителю, да ещё если он будет строго оценивать её и вслух сообщать персо-нальные результаты, она может вызвать негативное отно-шение учащихся, недопустимое в таком тонком деле, как анкетирование. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы Ваши ученики тоже заинтересовались анкетой, ведь и им, наверное, интересно выяснить, что они узнали и чему на-учились за три предыдущие года.

Как работать с информацией, полученной из анкет, Вам понятно: её можно обобщить по основным направлениям и, собрав воедино, сложить некий портрет каждого из Ваших учеников-читателей. Скажем несколько слов о последнем задании. Стихотворение В. Д. Берестова удивительно жи-

вописно, как картина, в нём много зрительных образов, воз-никающих в воображении мгновенно, ярко и чётко. Хоро-шо, если дети увидят художественные детали: сухую коря-гу, поплавок из пробки и птичьего пера, водяную крысу, мех которой, мокрый и чёрный, блестит на солнце... Услы­шат звуки (плеск воды), увидят авторское очеловечивание зверька, особый ракурс взгляда поэта: крыса увидела маль-чика, героя стихотворения, и удивилась! Почувствуют силь-ную ностальгическую ноту, которая придаёт всему произ-ведению такую искренность и теплоту, и поймут огромную роль повтора первой строки в создании настроения.

Домашним заданием после этого урока может быть уст­ный или письменный рассказ о летних впечатлениях де-тей.

Уроки 2-6-й.

Изучение рассказа А. И. Куприна «Бедный принц»:

жизнь мальчика из дворянской семьи XIX века,

открытие «другой» жизни

Цели уроков: 1) введение учеников в главную проблему главы; 2) расширение представлений современных учащихся о жизни детей в XIX веке; 3) работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета в создании образа-персонажа.

Чтением рассказа А. И. Куприна «Бедный принц» начи-нается очень важный разговор с детьми о том, что человек постоянно учится, причём учится он не только в школе, учит его и сама жизнь, наказывая за зло и возвращая сто-рицей добро, которое человек делает для людей. И, совер-шая плохие поступки, иногда вроде бы безнаказанно, как кажется человеку, он должен помнить, что жизнь можно обмануть только на время, что зло, которое ты причинил людям, вернётся к тебе бумерангом. Это знали наши пред-ки и передали своё знание нам в сказках и пословицах.

С размышлений на эту тему начинается первая глава учебника. В начале её даны вопросы, над которыми необ-

ходимо поразмышлять и поговорить, и к которым надо воз­вращаться постоянно.

В рассказе А. И. Куприна «Бедный принц» главный ге-рой - мальчик из дворянской семьи. Для того чтобы се-годняшние дети поняли героя и его проблемы, их надо по-знакомить с жизнью дворян, их бытом, взглядами на воспитание детей, ввести в дворянскую культуру. Мы только в последнее время стали говорить об этом, понимая, как сегодня нам недостаёт дворянского представления о долге, чести, достоинстве, умения вести себя в обществе, воспи-танности и деликатности. Кто это сможет и должен сегод-ня объяснить детям, продемонстрировать на убедительных примерах, которые можно найти в произведениях класси­ков? Конечно, тот, кто занимается воспитанием детей в школе, - учитель. Но учитель и сам зачастую не знает о принципах дворянского воспитания, ведь он воспитывался в другие времена. Поэтому в приложении № 1 в конце бро-шюры мы поместили отрывки из книги О. С. Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина». Прочитайте их и перескажите детям или используйте на уроках для объяс­нения поступков героя и его взаимоотношений со взрослы­ми. Без этих комментариев очень трудно современным де-тям понять героя рассказа, мальчика из дворянской семьи, его обиды на взрослых, стремление убежать из дома, слож­ные отношения к «дурным детям» и к отцу, неприязнь к мисс Дженерс и т. д.

Сама работа над рассказом А. И. Куприна идёт традици­онно для эпического произведения: чтение текста произве-дения; фрагментарное перечитывание для уточнения пер-воначального восприятия и ответов на вопросы учебника; работа над характеристикой героя и выяснение смысла на-звания, которое поможет ученикам-читателям вывести идею произведения.

Мы со второго класса работали с учащимися над образа-ми героев произведения, составляли их характеристику. И теперь можно обобщить все способы создания образа-персо-нажа в эпическом произведении. Дети сами могут назвать

эти способы: изображение портрета, поведения, речи героя; его внутренние монологи, где герой сам говорит о себе; сло-ва других героев о нём, слова автора о герое.

После того как рассказ проанализирован, можно присту-пить к рассмотрению репродукции картины В. Д. Полено-ва.

Василия Дмитриевича Поленова называли «московским художником». Родившись в Петербурге, он хорошо знал русский Север, бывал в Германии, Италии, Франции, храб­ро сражался в русской Добровольческой армии за осво­бождение сербов от турецкого ига. Но в конце концов вер-нулся в Россию и поселился в Москве. После холодного каменного Петербурга Москва казалась художнику тёплой, милой, домашней, очень русской. Её соборы и терема на фоне ярко-голубого неба, маленькие уютные дворики и бар-ские усадьбы с заросшими прудами приводили его в вос-хищение.

И он умел передавать своё чувство при абсолютном реа-лизме, тщательно прорисованных подробностях и деталях самого простого быта обычных людей. Он говорил: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Мы рассматриваем репродукцию картины «Московский дворик» В. Д. Поленова в связи с только что прочитанным рассказом А. И. Куприна. Она как бы вводит нас в мир, в жизнь «уличных» детей, с которыми герой рассказа по­знакомился, сбежав из своего богатого, но скучного дома. Мы входим в эту жизнь через другой вид искусства, име­ющий общую с литературой образную природу, но изобра-жающий жизнь другим способом: линией, рисунком и цве-том.

Поэтому вопросы для рассматривания картины могут быть следующие:

1. Каково ваше впечатление от картины? Какое у вас было настроение, когда вы её рассматривали?

2. Можно ли назвать картину пейзажем? Если можно, то в чём его особенность?

3. Какое время года изобразил художник? Почему вы так решили? (На этот вопрос есть точный ответ самого ху-дожника: «Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета».)

4. Какие герои изображены на картине художника? Ка-кие события происходят во дворе?

5. Что создаёт ощущение радости, откуда падает свет?

6. Что придаёт изображаемому торжественность и празд-ничность?

7. Как вы думаете, с каким чувством художник рисовал эту картину и её героев?

Для того чтобы выполнить творческое задание после рас-сказа «Бедный принц» - сочинить сказку с таким же на-званием, - надо вспомнить особенности сказки как жанра. Кстати, эта работа может быть не обязательной для всех учащихся. Чтобы у детей был выбор, можно предложить им другие задания:

. придумать монолог от имени одного из «уличных» маль-чишек;

. написать мини-сочинение на тему: «Хотел бы я дру-жить с таким мальчиком, как Даня Иевлев?»;

. написать сочинение по картине В. Д. Поленова на тему «Жизнь московского дворика».

Урок 7-й.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: