Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...»




А. С. Пушкина

Цели уроков: 1) осмысление представлений русского на-рода о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; 2) осмысление проблемы вины и прощения; 3) работа над художественными особен-ностями сказки А. С. Пушкина, выявление её связи с фольклором.

Вы обратили внимание на то, что каждый год на уроках литературного чтения мы изучали сказку А. С. Пушкина. Можно было бы специально остановиться на объяснении того, почему мы это делаем, приводить массу аргументов, пере-числять достоинства великого поэта, но мы не будем делать этого, ведь до нас уже обобщили, сказав: «Пушкин - это наше всё».

Проблема семьи, продолжения рода, взаимоотношений родителей, роль отца и матери в семье - это проблемы, которые поднимает А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салта-не...». Вокруг этих проблем и закручен её сюжет. И по-скольку основа этого произведения эпическая, хотя в нём, несомненно, ощущается мощная лирическая струя и есть драматургическое начало, в изучении сказки мы пойдём по сюжету, «вслед за автором», как нам советует методика.

Нам представляется, что читать в классе сказку надо по смысловым частям. У автора нет такого деления, поэтому это должны сделать Вы.

Первая часть, на наш взгляд, - это события до провоз-глашения князя Гвидона царевичем. Главные герои в этой части произведения - царь-отец, царица и сын (тоже ма-

ленький принц!), второстепенные, но очень важные для сю-жета и проблематики произведения, - две другие девицы, которых царь не выбрал. Почему он их не выбрал, об этом тоже надо поговорить с ребятами, ведь здесь сказываются национальные приоритеты: не еда или одежда, т. е. матери-альные ценности, а продолжение рода, семья.

Обязательно при чтении надо рассматривать иллюстра-ции замечательного русского художника И. Я. Билибина, лучшего иллюстратора не только пушкинских, но и народ-ных сказок. Яркость и красочность картин, мощная фольк-лорная основа и в то же самое время реальность и достовер-ность самого невероятного, почти портретность изображения, весёлый юмор - всё это есть в сказке Пушкина и воплоти-лось в рисунках художника. В первой иллюстрации мы ощущаем глубину и пышность снежных сугробов, куда про-валилась лапа пса, кажется, слышим скрип снега под сапо-гами царя, видим тёплый свет из окошек и даже различаем женский силуэт. А поза царя, который явно подслушивает! И над всей этой такой, кажется, знакомой, во всяком слу-чае, узнаваемой картиной русского зимнего вечера - тон-кий серпик месяца, «со снегурочий ноготок...».

Текст сказки надо читать вслух, чтобы его простое и волшебное слово звучало. Читать, останавливаясь на дета-лях, мимо которых могут невзначай пройти наши учени­ки-читатели, не осмыслив их важности и не восхитившись красотой. Сам А. С. Пушкин говорил как-то: «Чтение -ничто, осмысленное чтение - что-то, осмысленное и про-чувствованное - совершенство». Поэтому при чтении надо обращать внимание детей на сочетание в тексте элементов народной сказки (троекратное повторение), народно поэти-ческую речь и конкретные детали, достоверно рисующие время и место действия: «он стоял позадь забора», «дверь тихонько заскрыпела» и т. д. Начинает читать сказку вслух учитель, а затем предоставляет чтение детям, тем более что охотников читать пушкинский текст всегда хоть отбавляй. Это приятно и полезно, потому что сказочная речь строится у Пушкина по поэтическим законам и с ходу, без размыш-

ления и осмысления сути сказанного, не прочитать верно, например, сцену прощания царя с женой:

Царь Салтан, с женой простяся //,

На добра коня садяся //,

Ей наказывал // себя

Поберечь//, его любя...

Вообще, необходима специальная работа над изображе-нием природы в сказке. Какое безграничное пустое водное пространство открывается мысленному взору, когда чита-тель прочитывает всего несколько строк:

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.

А если прочитать следующие шесть строк, то в них есть и изображение чувств, и диалог, и описание действия.

Далее мы работаем над эпизодом чудесного спасения ма-тери с сыном. Мать, как и полагается женщине, «плачет, бьётся», «вопит», «словно горькая вдовица». Почему? А ведь здесь нет отца, защитника, который бы вызволил из беды, помог выйти из заточения. А раз так - кто должен помочь матери? Сын. Но для того, чтобы он смог это сделать, ему надо вырасти, причём «не по дням, а по часам», и это чудо происходит, а потом и следующее, и следующее... А всё потому, что этот мальчик поступает «по правилам»: обра-щается к силам Природы (как царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне»), и тогда «послушалась волна» и ласко-во, как родная, «бочку вынесла легонько и отхлынула ти-хонько».

А далее происходит переход к реальности. Эту сцену мы наблюдаем как бы изнутри, находясь вместе с ними внутри бочки, видим, как:

Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко... Вышиб дно и вышел вон.

Описание чёткое, яркое, как в фильме, действие разво-рачивается стремительно, потому что в фразе много глаго-лов.

Выбравшись на волю, сын должен позаботиться о мате-ри, теперь он становится кормильцем и защитником, и он начинает действовать по-мужски. Сначала он подумал о «добром ужине», а потом взялся за изготовление лука. Здесь царевич в отсутствие отца берёт на себя ответственность за мать.

Технологическое, до деталей выверенное описание изго-товления лука пусть прочитают вслух мальчики и прове-рят, насколько точен поэт, который указывает даже, отку-да взялся в чистом поле «снурок шелковый».

Увидеть мастерство поэта в изображении битвы коршуна с лебедем смогут сами ученики-читатели. Вы им можете подсказать, что это сделано как киносценарий, хотя, ко-нечно, Пушкин в XIX веке не знал и не мог знать о «круп-ном плане», законах монтажа. Да они и сами могут это увидеть, если вы предложите ребятам составить устный диафильм или нарисовать устно или на бумаге серию ри­сунков для диафильма по этому эпизоду. Здесь можно пре-дусмотреть самостоятельную групповую работу.

Чудо появления царевны Лебеди сменяется очень быто-вой ситуацией, с лёгкой усмешкой прокомментированной автором:

Улетела лебедь-птица, А царевич и царица, Целый день проведши так, Лечь решились натощак.

Такая лёгкая усмешечка появляется не раз в сказке, вы-являя либо остроумие героя (например, когда царь назна-чает одну из незадачливых претенденток ткачихой, а дру-гую - поварихой), или, как в данном случае, автора.

А затем опять чудо: пока царевич с царицей спали, за одну ночь на острове был выстроен город, которому в сказ-

ке даётся подробное описание. Тут надо остановить чтение и, полюбовавшись дивной иллюстрацией И. Я. Билибина, сопоставить её с описанием города в сказке, а значит, снова прочитать вслух этот отрывок, расставив перед чтением смысловые паузы.

Можно спросить у ребят, за что был вознаграждён этот мальчик, русский маленький принц? Ведь даже не дворец возник перед ним, как в других сказках, а целый город.

Далее главным действующим лицом становится князь Гвидон и корабельщики, с одной стороны (в прямом и пере-носном смыслах этого слова), а с другой - царь Салтан и «тройственный союз» антигероев, вернее, антигероинь сказ-ки, которые, совершив одно злое дело, вынуждены будут ещё трижды пытаться опорочить сына в глазах отца.

Далее дети могут уже самостоятельно по вопросам учеб-ника анализировать сказку, поскольку основное направле-ние анализа Вы им прочертили и их вхождение в простран­ство пушкинского текста уже произошло.

Главным направлением аналитической деятельности уче-ников-читателей является сопоставление чуда и реальнос-ти, изображаемой автором через подбор удивительно точ-ных и ярких художественных деталей. Например, такое детальное описание:

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.

Или точный подсчёт, сколькими глазами глядят ткачи-ха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой на корабельщи­ков («четырьмя все три глядят»). Другие примеры пусть находят, читая, сами дети.

Реальность изображаемого распространяется и на глав-ного героя сказки, который оказывается очень рачитель-

ным хозяином, ведь он сумел взять прибыль даже с чуда -волшебной белки; и как правильно, по-хозяйски, он распо-рядился, учтя всё: и изумруды, и скорлупку; как строго организует охрану своего богатства.

Но вот чего дети сами не увидят, так это психологизма, изображения внутренного мира героев. Поэтому надо обра-тить внимание детей на пушкинские способы изображения чувств и переживаний героев в этом произведении.

Как психологически точно прорисованы отношения Гви-дона и царевны Лебеди: все сцены одинаковы, всё повторя-ется, до последнего слова и движения, кроме последнего раза, когда речь заходит о ней самой. Их диалог удлиняет­ся, она произносит, как сказали ребята, «со скрытым стра-хом»: «И кого же на примете ты имеешь?» А затем и князь Гвидон (и автор уже не скрывает этого) «со страхом ждёт ответа». После раздумья царевна Лебедь говорит, что такая девица есть на свете, но и ему ещё надо крепко подумать, и приводит замечательную русскую пословицу о браке, в ко-торой проявляется многовековой опыт народа и его отноше-ние к семье и браку. Князь отвечает, что «передумал» уже много на эту тему и понял, что «пора ему жениться». (Это очень пушкинское слово «пора», он ведь тоже долго выжи­дал, говоря себе, что «пора перебеситься», ждал того време-ни, когда «другие строгие заботы» призовут его к себе, и только когда этого дождался, женился.)

А дальше Пушкин воссоздаёт обряд испрашивания бла-гословения у матушки по всем правилам народной тради-ции - и с бытовой точностью, и с психологической, и с яркостью мастера-художника.

Попав на остров, князь Гвидон очень хочет повидаться с отцом, поэтому «с берега душой печальной» провожает в дальний путь корабельщиков. Позднее автор трижды по-вторит эмоциональный эпитет «печальный» (пусть дети его найдут в тексте при перечитывании). Далее сюжет развора-чивается так, что Гвидон благодаря чуду превращения встре-чается с отцом и сразу замечает «грустную думу» на его

лице. (Стоит пофантазировать с ребятами, почему именно такое словосочетание употребляет Пушкин.) Как в зеркале отражаются их грустные лица, особенно потому, что они, наверное, похожи! И грустны именно они, отец с сыном, ведь «ветер весело шумит, судно весело бежит».

Пусть ученики, уже знающие роль и функции изображе-ния природы поэтом, сами найдут пейзажи в тексте и опре-делят особенности их изображения.

Обязательно надо внимательно перечитать с ребятами описания всех трёх путешествий Гвидона и его встреч с отцом, сравнить их, и дети наверняка увидят общее: почти дословное повторение. Но ведь было ещё и четвёртое путе-шествие корабельщиков, когда они одни едут к царю Сап-тану и передают ему напоминание князя Гвидона, что «он в гости обещался, а доселе не собрался». Это уже нарушение сказочного троекратного повторения, и, кроме того, это един­ственный случай, когда автор не говорит о «грустной думе на лице царя. Почему? Вероятно, кто-то из детей догадает-ся, что грусть отца может почувствовать и разглядеть на лице отца только сын, а не чужие люди - корабельщики. И ещё. Удивительно точно и достоверно изображает Пуш-кин, как смотрят в подзорные трубы сын на отца и отец на сына, или как спрятались по углам ткачиха с поварихой, где их насилу нашли. А далее автор говорит, что царь их простил. И это тоже не по законам сказки, зато по челове-ческим законам, по милосердию нашего народа.

Так завершил А. С. Пушкин свой рассказ о семье, о не-чаянной вине отца, о мучениях и терпении матери и маль-чике-сыне, который спас и защитил мать и сам стал мужем и мудрым правителем.

Выявление позиции автора не составит труда для учени-ков-читателей, поскольку дети уже знают, что А. С. Пуш-кин во всех сказках утверждает главные человеческие цен­ности и награждает своих героев за любовь и верность, честность и деятельную доброту. И в этой сказке автор ут­верждает те же идеалы и сочувствует несправедливо изгнан-

ным из родного дома сыну и его матушке. А своё отноше­ние к злым и завистливым бабам выражает напрямую, на­зывая их «злыми жабами», с явным удовольствием изобра­жая крах их злобных и завистливых замыслов в финале сказки.

После такого медленного комментированного чтения и перечитывания самых важных для понимания смысла и художественных достоинств «Сказки о царе Салтане...» строк проводится обобщающий урок, где можно разобрать­ся с ребятами в вопросах, помещённых в учебнике, о кото­рых не говорили на уроках.

Особое внимание на этом уроке нужно обратить на деся­тый вопрос, в котором рекомендуется вспомнить все сказки А. С. Пушкина, изучавшиеся на уроках литературного чте­ния в предыдущие годы. Нам думается, что, обобщая проб­лематику сказок, необходимо поговорить о сквозных нрав­ственных проблемах не только сказок А. С. Пушкина, но и всего его творчества.

Пушкин пишет сказки в самый плодотворный период своего творчества, в период человеческой и поэтической зрелости. Ему всего за тридцать, - видимо, зрелость гения не зависит от календаря. Одновременно он работает над «По­вестями Белкина» и «Маленькими трагедиями». И во всех произведениях размышляет о том, что его волнует, о жиз­ни и смерти, о любви как способе победить смерть, о силе и слабости человеческого духа, истоках счастья и несчастий человеческих. И удивительно, вернее, неудивительно, что проблемы, которые поднимает Пушкин во всех произведе­ниях, написанных в это время, одинаковы. Это главные человеческие проблемы, над которыми задумывается зре­лый человек и человечество.

Одна из проблем, которая проходит через все произведе­ния Пушкина, - проблема зависти. Это, конечно, доста­точно поверхностное определение, но нам надо говорить об этом с детьми, и это слово будет им понятно, а чувство, думается, к сожалению, уже знакомо. Да и если подумать,

зависть - это вершина айсберга человеческих пороков, а их основание - эгоизм, любовь к себе.

Осмысление проблемы зависти начинается во втором клас-се при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке», героиня кото-рой - ненасытная завистница, прорва, и углубляется в сле-дующих классах: в «Сказке о мёртвой царевне...» изображена зависть царицы к красоте царевны, а в «Сказке о царе Сап-тане...» - зависть ткачихи с поварихой. Причём способы, которыми действуют завистницы, самые страшные, вплоть до убийства соперницы. (Почему-то все они женщины! Об этом стоит задуматься и иметь ответ на этот вопрос: а вдруг кто-то из Ваших учеников догадается, что хотел сказать Пуш-кин, о чём он хотел предупредить женщин.)

Все героини-завистницы сказок наказаны по воле автора в сюжете произведений самим ходом жизни, но степень на-казания разная. Старуха просто оказывается у разбитого корыта, а вот злая мачеха погибает, причём не от какой-то карающей десницы, а умирает сама, да ещё автор говорит, как бы добавляя, объясняя причину смерти: «Тут её тоска взяла...» Что за мысль в этом пушкинском добавлении? Скорее всего, великий поэт говорит нам, что эгоизм - ис-пепеляющее, иссушающее душу человека чувство, тупико-вый путь. В «Сказке о царе Салтане...» зло поменьше масш-табом, завистницы не убили царицу, а только сбросили её в море, дав таким образом шанс на спасение, чем и «восполь-зовался» автор. И потом «повинились, разрыдались». По-этому и смог, наверное, простить их царь Салтан, да ещё «на радости такой», как воссоединение семьи, обретении сына.

Вот ещё один нравственный момент. Если зависть, эго-изм - это безусловное зло, то прощение - это добро? Судя по «Сказке о царе Салтане...» - да. А вот в «Сказке о рыба-ке и рыбке» к прощающему старуху старику может быть неоднозначное отношение. Именно сейчас, в четвёртом клас­се, нужно вернуться к изучаемой во втором классе сказке и на новом возрастном уровне детей осмыслить её или переос-

мыслить. Хотя были ребята, которые уже во втором классе говорили, что «старик зря это делает», и при анализе обра-за старика выходили на то, что подобное всепрощение пре-вращается в покорность и унижает человеческое достоин­ство.

В конце обобщающего урока по сказкам Пушкина стоит напомнить ребятам о том, что «сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», как сказал сам поэт.

Читательский дневник

Мы совершенно сознательно поместили рядом со сказ­кой Пушкина произведение О. Уайльда «Мальчик-звезда». Это, конечно, совершенно иное произведение, но главный герой его тоже «звёздный мальчик» и ситуация та же: мать в беде, и сын должен помочь ей, пожалеть её. Но вместо этого он отталкивает свою мать за то, что она бедна, плохо одета.

Заставляя нас размышлять над причинами такого нече-ловеческого отношения к матери, автор сказки показывает крайний эгоизм героя, его любовь к себе и презрение ко всем остальным. Думается, что дети, читая сказку самосто-ятельно, поймут и причины его преступления, и жестокость наказания. Но они также должны понять автора, жившего через много лет после Пушкина и в другой стране, который показывает искупление сыновьей вины более тяжёлым и жестоким способом и говорит в конце сказки, что, хоть и стал Мальчик-звезда добрым и мудрым правителем, пра-вил он недолго и скоро умер. Видимо, путь искупления сво-ей вины перед матерью, а главное, преодоления своего себя-любия и эгоизма был очень тяжёл и отнял у него очень много сил. И ещё одно замечание автора - что следующий правитель был тираном - следует пояснить детям. Это уже взгляд человека, умершего в канун XX века.

Сказка «Мальчик-звезда» достаточно сложна, поэтому постарайтесь проанализировать её на уроке литературного чтения.

Урок 50-й. Контрольная работа №2

В этой работе проверяются, в первую очередь, нравствен­ные представления учащихся о том, каковы родовые чело-веческие качества. Поэтому в первом задании последняя строчка такова: «...Слились в одну лыжню».

Думается, что герой стихотворения С. С. Орлова напом-нит им Гвидона, хотя он нарисован совершенно иначе -в лирическом произведении, а не сказке, и поэтом XX века. Но традицию в изображении героя и фольклорные черты образа дети должны увидеть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: