Определение темы и задач урока




Применение элементов исследовательской деятельности при изучении темы «Сложные слова»

Методическая разработка для уроков русского языка

(на основе методов и приёмов технологии исследовательского обучения)

 

 

Автор Гулина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

 

Великий Устюг

Цель: создание системы работы по организации исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

- познакомить обучающихся с элементами исследовательской деятельности;

- формировать умения школьников самостоятельно получать знания;

- способствовать активизации познавательной деятельности;

- воспитывать положительное отношение к изучаемому предмету.

Категория обучающихся – 7 класс (14-15 лет), обучающиеся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Обучающиеся с лёгкой формой умственной отсталости с обучением по классно-урочной системе общего плана по адаптированной основной образовательной программе на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой.

В классе 17 человек: 5 девочек, 12 мальчиков, 1 – ребёнок-инвалид. Большинство детей поступило в образовательное учреждение из массовых школ на этапе начального образования.

Усвоение учебного материала обучающимися по предметам «Русский язык» и «Литература» отслеживается по трём уровням – достаточному, базовому и минимальному. Преобладает базовый уровень.

Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др. Понятие «сложные слова» для обучающихся 7 класса является новым в системе работы по теме «Состав слова». На изучение темы в 7 классе программой предусмотрено 2 часа. Данная работа имеет своей целью демонстрацию опыта изучения нового материала в форме ученического исследования. Методическая разработка представляет собой практический материал для уроков русского языка при изучении темы «Сложные слова». Предлагаются задания для каждого этапа урока. Материал может быть использован на уроках различного типа. При изучении темы учитель может использовать форму Путевого листа (см. Приложение).

Современные требования к организации обучения детей с ОВЗ предполагают деятельностный подход. На наш взгляд, использование исследовательских методов и приёмов при обучении русскому языку способствуют реализации данного подхода. Обучающиеся получают опыт самостоятельного добывания знаний, учатся собирать необходимую информацию, учатся выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Приёмы работы на уроке

Эмоциональный настрой

На доске карточки со словами: трудолюбивый, любознательный, целеустремлённый, доброжелательный. Учитель называет слова и просит детей: «Поднимите руку, кто считает себя трудолюбивым, любознательным и т.д.». Затем учитель говорит, что эти слова помогут ребятам на уроке, а ещё они скрывают тайну, которую ученики смогут раскрыть в конце урока.

2. Актуализация знаний по теме «Состав слова» может быть организована при помощи игры «Специалисты». Ученикам, как большим специалистам по теме «Состав слова», предлагается найти верные и неверные ответы, например, при помощи такой комбинации вопросов:

- Корень – это часть речи.

- Верно ли, что слова носик и носит однокоренные?

- Корни в родственных словах пишутся по-разному.

- Окончание служит для связи слов.

- Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед окончанием.

3. Мотивация обучающихся к дальнейшей работе над темой может быть осуществлена применением проблемной ситуации:

У- Ребята, помогите разобраться. Ученикам надо было выделить корни в словах море, морской, моряк, мореход. Ответы у них получились разные. Выделите корни в словах, посмотрим, что у вас получится.

Далее учитель демонстрирует слова, обращая внимание учеников на слово МОРЕХОД, где возможны варианты: «мореход» – всё слово корень, корень - «мор», корень «ход» либо два корня – «мор» и «ход». Подумайте, а почему получились разные ответы? А что получилось у вас? В ходе беседы дети приходят к выводу, что они не всё знают о составе слова и оказывается есть слова, у которых может быть не один корень.

Определение темы и задач урока

На данном этапе обучающимся можно предложить следующее задание: чтобы узнать, как называются такие слова, решите буквенный пример

СЛОВА-ВА+Ж+НЫЕ =

А затем по словам-подсказкам дети определяют задачи урока:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО …. (сложными словами)

НАУЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ …. (сложные слова в тексте)

НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО…. (писать и разбирать сложные слова по составу).

Далее учитель предлагает детям в работе опираться на предложенный план (на доске или слайде):

План исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: