Как образуются сложные слова?




При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о?

Какую роль играют сложные слова в речи?

5. На этапе формирования новых знаний организуется исследовательская деятельность обучающихся:

Задание 1. Образуйте из двух слов одно: снег падает –__________________

Сам летит - ______________, ходит в море - _______________,

ловит рыбу - __________________.

Сделайте вывод: сложные слова образуются путём сложения _________________

Проанализируйте слова и ответьте на вопрос, как соединяются корни слов: камнепад, бурелом, самовар, водолаз.

Сделайте вывод: к орни слов соединяются при помощи гласных ____________

Задание 2. Ученик не знает, какую соединительную гласную надо писать в сложных словах, помогите разобраться, исправьте ошибки: ВОДЕЛАЗ, КАМНОПАД, ПЕШОХОД.

Подумайте, в каком случае пишется О, а в каком Е. Обратите внимание на выделенную согласную в первом корне: ВОДОЛАЗ, КАМНЕПАД, ПЕШЕХОД

Сделайте вывод: после твердых согласных пишется ___, после мягких и шипящих ___.

Задание 3. Ученик недоумевает, для чего нужны сложные слова? Без них можно прожить. Как вы думаете, ученик прав? Проведём эксперимент.

Учитель предлагает двум ученикам записать на доске (предложения на карточках): Рыболов пришёл на речку и Человек, который ловит рыбу пришёл на речку.

Далее школьники делают вывод, кто написал быстрее, какое предложение нравится больше, лучше звучит, быстрее читается и приходят к заключению, что сложные слова экономят время, позволяют быстрее донести какую-либо мысль и т.д.

6. Закрепление может быть организовано следующим образом:

Учитель демонстрирует картинку самосвала и спрашивает: «Что это такое?»

У детей необходимо поинтересоваться, а какое это слово? Дети отвечают, что это слово сложное. Затем учитель предлагает распределить слова из упражнения учебника или с карточки по двум самосвалам, выделив в словах корни и подчеркнув соединительную гласную.

   
   
   
   
   
   

 

7. Подведение итогов урока организуется при помощи теста:

Подчеркни правильный ответ: что такое сложные слова?

1. Все непонятные слова.

2. Все длинные слова.

3. Слова, в которых два корня.

Какие соединительные гласные чаще всего бывают в сложных словах?

А, о

О, е

Е, я

Вставь пропущенные буквы: Сам…кат, рыб…лов, птиц…лов, камн…пад

 

Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по эталону (на доске или слайде)

1. Слова, в которых два корня.
2. о, е
3. Самокат, рыболов, птицелов, камнепад

 

Физминутка «Помоги найти пару» Обучающимся предлагаются разрезанные части слов, которые они должны соединить.

САМО КАТ
ВЕРТО ЛЁТ
ГОЛО ЛЁД
СНЕГО ПАД
РЫБО ЛОВ
ПЧЕЛО ВОД
МОРЕ ХОД
ПЫЛЕ СОС
ПУЛЕ МЁТ

 

 

Гимнастика для глаз: дети по показу повторяют движения:

 

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза. (широко раскрывают глаза)

Влево-вправо, вниз-вперёд. (выполняют движения глазами )

Ну совсем как вертолёт.

Какое сложное слово вы услышали?

В конце урока учитель обращается к ученикам: «Какую тайну скрывают слова, которые вы услышали в начале урока? Дети отвечают, что это сложные слова.

 

 

Приложение

Путевой лист

Фамилия, имя _______________________________________

Тема урока __________________________________________

1. Игра «Специалисты» - Корень – это часть речи. - Верно ли, что слова носик и носит однокоренные? - Корни в родственных словах пишутся по-разному. - Окончание служит для связи слов. - Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Приставка – это часть слова, которая стоит перед окончанием. оценка
2. Ученикам надо было выделить корни в словах море, морской, моряк, мореход.Ответы получились разные. Выделите корни в словах.  
3. Чтобы узнать, как называются такие слова, решите буквенный пример СЛОВА-ВА+Ж+НЫЕ =  
4. Сформулируйте задачи урока, опираясь на слова-подсказки:    
5. ИССЛЕДОВАНИЕ Образуйте из двух слов одно снег падает –__________________ Сам летит - ______________, ходит в море - _______________, ловит рыбу - __________________ Сделайте вывод: Сложные слова образуются путём сложения ___________________  
Проанализируйте слова и ответьте на вопрос, как соединяются корни слов: камнепад, бурелом, самовар, водолаз. Сделайте вывод: Корни слов соединяются при помощи гласных ____________.  

 

Ученик не знает, какую соединительную гласную надо писать в сложных словах, помогите разобраться, проанализировав слова. Обратите внимание на выделенную согласную в первом корне: ВОДОЛАЗ, КАМНЕПАД, ПЕШЕХОД Сделайте вывод: После твердых согласных пишется ___, после мягких и шипящих ___.  

Ученик недоумевает, для чего нужны сложные слова? Без них можно прожить. Как вы думаете, ученик прав? Проведём эксперимент.

Запишите предложения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: