Гигиена и здоровье детей. Снижение санитарных рисков в домашних условиях в период пандемии коронавирусной инфекции




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения в общеобразовательных организациях мероприятий среди родителей и обучающихся по просвещению в области гигиенической безопасности жилых помещений в случае удаленного проведения занятий

Методические рекомендации разработаны для педагогов образовательных организаций Нижегородской области в целях оперативного информирования их о соблюдении санитарно-гигиенических правил по снижению рисков для детей и подростков при обучении в домашних условиях и донесения этих правил до обучающихся и их родителей.

Для реализации этих мероприятий в условиях удаленного обучения детей педагогическому коллективу рекомендуется повысить информированность как самих обучающихся, так и их родителей, которые обеспечивают организацию обучения в домашних условиях. Для решения этой задачи педагогам рекомендуется провести информационно-разъяснительную работу среди обучающихся образовательных организаций Нижегородской области и их родителей по соблюдению санитарно-гигиенических правил снижения рисков для детей и подростков при обучении в домашних условиях.

В помощь педагогам по проведению соответствующих мероприятий подготовлены данные методические рекомендации, в которых предложены информационные материалы, на основе итогов проведения круглого стола на тему: «Гигиена и здоровье детей: снижение санитарных рисков в домашних условиях», проходившего 17 июля 2020 года, по инициативе Комитета Совета Федерации по социальной политике Федерального Собрания РФ. Методические рекомендации также включают примеры проведения учебных занятий (классных часов) по темам, связанным с возникновением инфекций, для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, размещенные в приложениях 1, 2.

Для проведения занятий по данной теме с обучающимися 8-11 классов педагоги образовательных организаций могут самостоятельно выбрать форму общения с использованием данных материалов. Направления работы с родителями обучающихся по данной теме каждая образовательная организация определяет самостоятельно.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Гигиена и здоровье детей. Снижение санитарных рисков в домашних условиях в период пандемии коронавирусной инфекции

Мировая пандемия COVID-19 и вынужденная самоизоляция граждан России в домашних условиях сформировали целый ряд новых вызовов в области защиты и обеспечения безопасности здоровья детей.

Вынужденная изоляция граждан в домашних условиях привела к ограничению их деятельности жилыми помещениями: обучение, работа, отдых и питание — все это проводилось в домашних условиях, где семьи с детьми находились несколько месяцев.

Помимо традиционных опасных факторов для здоровья обучающихся (неправильное питание, недостаток физической активности, опасное поведение детей в отношении собственного здоровья) специалисты выделяют главный, связанный с усиливающейся цифровизацией образовательной среды.

Цифровизация образовательной среды и жизнедеятельности, включающие неконтролируемый доступ детей к информации, внедрение в обучение цифровых инструментов в качестве обязательных без проведения их гигиенической экспертизы создают высокие риски для физического и психического здоровья детей, а именно:

а) высокая вероятность последствий в виде переутомления, психоэмоционального перенапряжения и избыточной нагрузки на нервную систему детей;

б) возрастание рисков воздействия цифровой образовательной среды и жизнедеятельности физической природы (электромагнитные излучения, акустические воздействия, чрезмерное физическое напряжение нервно-мышечного аппарата, как следствие вынужденной позы при работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами).

Серьезно возросла информационная нагрузка на обучающихся. Дистанционное образование сопровождается такими неблагоприятными факторами, как значительное увеличение продолжительности учебных занятий, времени выполнения школьных заданий, времени работы детей с компьютерами и гаджетами. При проведении опроса обучающихся было установлено, что более 77% опрошенных ежедневно работали с цифровыми устройствами 4 часа и более, 73% респондентов для дистанционного обучения использовали смартфон. При этом снижение физической активности отмечено у 55% респондентов.

В условиях периода вынужденной изоляции, когда образовательный процесс был оперативно переведен в дистанционный формат, данные риски еще более усилились и нашли свое отражение в повседневной жизни значительного числа обучающихся. Несмотря на то, что в настоящее время вынужденная изоляция граждан завершена, и образовательный процесс возвращается к традиционным форматам, существуют категории обучающихся, которые в силу объективных факторов (ограничения здоровья, проживание в удаленных и труднодоступных местах) вынуждены использовать формат дистанционного обучения.

Отсутствие полноценного сезонного детского отдыха также способствовало нарушению одной из главных составляющих здоровьесберегающего жизнеобеспечения школьников.

Важным фактором риска является также вопрос гигиенической и дезинфекционной безопасности жилых помещений.

Обострилась проблема распространения возбудителей заболеваний в жилых помещениях. Факторы среды обитания, такие как закрытость помещения и плотность контактов, традиционно характерные для общественных мест (детские сады, школы, объекты торговли и досуга) в период вынужденной изоляции стали оказывать серьезное воздействие на санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, в особенности семей с детьми. Согласно результатам международных исследований, 52% семей не проводят дезинфекцию поверхностей дома во время сезона ОРВИ и гриппа, а 31% зарегистрированных пищевых отравлений происходят в частных домах.

Вместе с тем выявлено, что микроорганизмы концентрируются на поверхностях в помещениях даже в отсутствие зараженного человека (переносчика). Выводы международных экспертных организаций, материалы Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что на некоторых поверхностях жилых помещений (кухонная раковина, столешница, клавиатура компьютера, стиральная машина) фиксируется наибольшая концентрация возбудителей инфекционных заболеваний, таких как: килоформные бактерии, плесневый грибок, возбудители пневмонии и диареи, это так называемые «зоны риска». В материалах ВОЗ указывается, что домашние помещения являются пространством передачи инфекции в силу плотности и частоты контактов между людьми.

Роспотребнадзором была проделана большая работа по разработке рекомендаций по дезинфекции жилых помещений в период пандемии COVID-19. В тоже время гигиенические риски в жилых помещениях пока отдельно не выделены в числе направлений обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности и другим критериям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарным правилам) в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания. Однако данные требования и правила не содержат норм, связанных с обеспечением безопасного пребывания в жилых помещениях и соблюдения мер дезинфекции.

В настоящее время гигиенические факторы в жилых помещениях не включены в список факторов среды обитания, в отношении которых проводится социально-гигиенический мониторинг. На уровне санитарных правил и норм также не указаны гигиенические факторы в жилых помещениях.

Обучающиеся и их родители на сегодняшний день недостаточно информированы о правилах и рекомендациях по организации процесса дистанционного обучения. Большинство родителей оказались не готовы к созданию благоприятной и гигиенически безопасной образовательной среды для детей в жилых помещениях.

Основные направления решения проблемы защиты и обеспечения безопасности здоровья детей в условиях пандемии COVID-19:

1. Информационная подготовка педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования с учетом гигиенических и санитарных требований обеспечения безопасности здоровья обучающихся.

2. Обязательное проведение гигиенической экспертизы инновационных педагогических технологий, цифровых образовательных инструментов, используемых в образовательной деятельности.

3. Подготовка единых гигиенических стандартов и требований к дистанционному образованию детей и подростков с учетом, как физических, так и психоэмоциональных рисков для здоровья, включая следующие требования:

• к эргономической организации рабочего (учебного) места обучающегося — подбор мебели с учетом физических данных обучающихся, размещение средств обучения (компьютера) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

• к воздушно-тепловым условия рабочего (учебного) места обучающегося (проветривание, соблюдение дистанции от отопительных приборов);

• к освещенности помещения рабочего (учебного) места обучающегося (обязательное наличие естественного освещения, наличие искусственного освещения в темное время суток);

• к режиму организации занятий (длительность занятия с направлением непрерывного взора (внимания) на компьютере не должна превышать 50% от общей длительности дистанционного урока; обязательное наличие 10-минутных перерывов (преимущественно двигательного характера - динамических пауз во время занятий);

• к соблюдению санитарно-гигиенического режима в рабочей зоне обучающихся, находящихся на дистанционном обучении;

• к организации питьевого режима и режима питания обучающегося в домашних условиях.

4. Предоставление гражданам, и в первую очередь семьям с детьми, полной информации о «зонах риска», правилах дезинфекции данных зон и жилых помещений в целом, а также о необходимых к применению и безопасных действующих веществах с целью проведения эффективной дезинфекции дома.

В соответствии с позицией экспертов и представителей региональных органов власти в данной работе необходимо использовать «семейно-ориентированный подход».

Справочные материалы:

1. Совместное письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора от 7 февраля 2020 года № 02/1814-2020-23 «О профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях» https://mrds3.edumsko.ru/uploads/1400/1360/ section/77300/informatsionno_-_metodicheskoe_pismo-1.pdf?1581788530867

2. Рекомендации по проведению дезинфекции жилых помещений для лиц, находящихся в домашней изоляции (Приложение 8 к MP 3.1.0170-20) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73764250/

3. Рекомендации по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса.https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php? ELEMENT_ID=14168

4. Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (Письмо Роспотребнадзора РФ от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32). https://docs.cntd.ru/document/564313580

5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». https://docs.cntd.ru/document/901865498

6. Рекомендации ВОЗ «Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73960734/

7. Рекомендации для детей, подростков и родителей по обеспечению психического здоровья в период пандемии COVID-19. https://docs.edu.gov.ru /document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/download/2763/

8. Рекомендации по распорядку дня ребенка на дистанционном обучении https://стопкоронавирус.рф/what-to-do/parents/

Методические рекомендации подготовлены:

Доцентом кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения, кандидатом педагогических наук, Абросимовой И.Ю.

Доцентом кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения, кандидатом биологических наук, Кузоватовой Е.Е.

Профессором кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения, доктором биологических наук Гладышевой О.С.

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: