Шустова Татьяна Викторовна,
Заместитель директора по УВР,
учитель математики
МБОУ гимназии 17 г. Мытищи
Московской области
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
стр.
Проектная деятельность как новый метод организации
обучения.. …………………… …………………………………………….. 3
2. Проектная деятельность.
2.1Цели и задачи проектной деятельности ……. …………………….. 4
2.2Принципы организации проектной деятельности………………. 5
2.3 Этапы работы над проектом………………………………………. 6
Разработка проекта по теме: ”Теорема Пифагора и современность” для учащихся 8 классов.
3.1 Цели и задачи проекта………………………………………………….. 7
3.2 Этапы работы над проектом…………………………………………. 8
3.3 Результаты проектной деятельности. Критерии оценивания ….. 9
4. Список литературы………………………………………………………… 11
5. Приложение. Проект по теме”Теорема Пифагора и современность”.. 12
ВВЕДЕНИЕ.
В ряде методических источников, содержащих материалы о новых формах учебной деятельности в рамках Образовательных стандартов второго поколения, отмечается, что наша школа ориентирована на знания, умения и навыки, получаемые традиционным путём в процессе обучения. Эта модель образования в наше время переживает кризис, так как учащиеся относительно успешно выполняют задания, требующие воспроизведения материала и не демонстрируют сформированности отдельных компонентов учебной деятельности (понимание учебной задачи, самоконтроля), не умеют пользоваться имеющимися знаниями в незнакомой или нестандартной ситуации. Поэтому в задачи современного образования входят:
- формирование умения ориентироваться в информационном мире
- формирование целостного представления об окружающем мире
- развитие индивидуальности личности
- формирование креативного мышления.
В основных документах Правительства РФ, касающихся образования, планируется осуществление компетентностного подхода в образовании, формирование общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно добывать знания, обобщать материал, выдвигать гипотезы, строить выводы и умозаключения). Одной из приоритетных целей образования – формирование проектно- ориентированного мышления, которое позволит применять имеющиеся знания для решения проблем, владение интеллектуальными стратегиями.
Одним из методов, который, как предполагается, поможет решать поставленные задачи - организация проектной деятельности учащихся. Это направление предполагает создание условий учащимся для самостоятельного получения учебных знаний в ходе работы над проектом. Ученик, работая над проектом, самостоятельно осуществляет планирование, анализ, синтез,
выдвигает цели, выбирает средства для их достижения, обрабатывает информацию и представляет полученного результата (продукт). Проектная деятельность должна способствовать более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного материала. В среднем звене планируется сделать проектную деятельность ведущей.
Проектная деятельность.
2.1Цели и задачи проектной деятельности
Модернизация образования предполагает погружение ребёнка в гибкую динамическую среду, которая развивала бы его индивидуальность, то есть включение его в деятельность, предполагающую постановку проблемы, планирование этапов и результатов её решения, поиск методов для решения проблем на каждом этапе, создание собственного образа действия.
Проектная деятельность учащихся и является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей, логического и вариативного мышления, обобщает и интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем.
Проектная деятельность должна быть направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, поиска информации, анализа, прогнозирования, синтеза и активной деятельности. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Всё это позволит обучающемуся приобрести коммуникативные навыки и умения, умения постановки задач, решения проблем, что повысит мотивацию к проектной деятельности, разовьёт инициативность, оригинальность в решении, неординарность подходов, интенсивность умственного труда и исследовательский опыт.
Целью проектной деятельности является понимание и умение применять учащимися знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов, в том числе в интегрированном виде.
Задачи проектной деятельности:
- научиться планировать свою деятельность (учащийся должен уметь определить цель, описать основные этапы для достижения поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- сформировать навыки сбора и обработки информации (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
- научиться применять логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.), вырабатывать креативность и критическое мышление;
- научиться составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать полученные результаты, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
2.2 Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов (наличие времени для выбора темы проекта, помощь учащихся, имеющих опыт проектной деятельности);
- обеспечение руководства проектом со стороны педагогов (обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей);
- умение и возможность каждого учащегося показать свой вклад в выполнение проекта, если он являлся групповым. Каждый участник проекта должен получить индивидуальную оценку.
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности также относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач, что должно быть обеспечено интересом, посильностью проблемы и возможностью самостоятельного выбора;
- развитие творческих способностей (происходит благодаря необходимости планирования деятельности и выбора методов для достижения лучшего результата);
- формирование чувства ответственности (стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
I. Планирование.
Включает в себя коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов учащихся, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний. На этом этапе генерируются идеи, прогнозируется направление работы.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта, ищет и собирает информацию, анализирует и интерпретирует полученные данные.