Естественная убыль – уменьшение количества груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса перевозки и хранения. Нормы естественной убыли устанавливаются, если ее нельзя предотвратить, или затраты на предотвращение экономически не выгодные.
Для сокращения естественной убыли массы прежде всего должен принимать меры грузовладелец, предъявляя груз к перевозке в более герметичной, малопроницаемой таре. Однако в ряде случаев, затраты на создание такой тары значительно превышают сумму экономии, которая может быть достигнута за счет предотвращения естественной убыли.
Нормы естественной убыли устанавливаются на основе результатов проведения специальных научно–исследовательских работ или на базе статистической обработки отчетных данных с соответствующей корреляцией их. Основой нормирования являются средние величины естественных потерь грузов, возникших в нормальных (средних) условиях перевозки. Нормы устанавливаются государственными органами.
В ряде случаев целесообразно пользоваться при конкретных перевозках согласованными договорными нормами (с учетом особенностей груза, проницаемости тары или упаковки, длительности и климатических условий морского перехода, конструктивных особенностей судов и др.), ориентируясь на действующие нормы естественной убыли.
Нормы естественной убыли массы не применяются для грузов:
в герметической упаковке (запаянная, залитая сургучом, смолой и пр.);
жидких в стеклянной герметической упаковке;
масла сливочного, маргарина и сыра плавленого, фасованных; консервов всяких в жестяной и стеклянной таре; сахара–рафинада в пачках и пищевых концентратов, хозяйственного мыла, упакованных в стандартную тару и поступающие в продажу без взвешивания;
|
гигроскопических грузов, которые должны быть предварительно пересчитаны на одинаковое влагосодержание (при погрузке и при выгрузке);
при наличии признаков хищения, просчетов, утерь и пр.
При перевозках тарных грузов нормы естественной убыли массы применяются только при совпадении числа грузовых мест.
Нормы естественной убыли могут устанавливаться для конкретных грузов (или групп грузов) не только в целом, но и отдельно на каждую операцию (прием, перевозка, хранение, выдача), период года и географические зоны.
Например, нормы естественной убыли для нефти и нефтепродуктов существуют отдельно на каждую операцию (прием, перевозка, хранение, выдача) и разделены на 10 групп: по периодам года (осень–зима 1.10–31.03, весна–лето 1.04–30.09), географические зоны (Южная, Северная, Средняя) – для каждой зоны свою норма
Дополнительные нормы естественной убыли массы устанавливаются для навалочных и насыпных грузов:
на каждую перевалку с морского на железнодорожный транспорт и обратно;
на каждую перегрузку из судна в судно.
Такие же нормы устанавливаются при смешанных железнодорожно-водных перевозках. При перевозках грузов в смешанном сообщении нормы естественной убыли массы устанавливаются для каждого вида транспорта, участвующего в перевозке.
К факторам, влияющим на норму естественной убыли относятся:
транспортные характеристики груза;
защитные свойства тары;
число перевалок за время транспортировки;
|
дальность перевозки;
время года;
время хранения.
45. Причины недостачи грузов
Недостача грузов – это уменьшение его количества за время морской транспортировки. Известны две формы недостачи грузов: либо уменьшается его вес (масса), либо не хватает целых грузовых мест. Наиболее распространенными причинами недостачи целых грузовых мест являются:
просчеты тальманов при погрузке или при выгрузке;
ошибки в грузовых документах;
недогруз в порту отправления без отметки в грузовых документах;
разрушение отдельных грузовых мест;
падение грузовых мест в воду при перегрузочных операциях;
хищение грузовых мест и пр.
Недостача массы происходит, в основном, в результате его убыли.
Убыль массы – это уменьшение массы груза за период транспортировки (или хранения), возникающее вследствие физических особенностей груза или биохимических процессов, происходящих в нем.
Биохимические процессы характерны только для скоропортящихся грузов и зерновых.
Решающее значение имеют физические особенности груза, которыми определяется характер и размер убыли массы вследствие: распыления, раструски, утечки, улетучивания и усушки груза.
Распыление – это потеря порошкообразного груза через мельчайшие неплотности тары и упаковки, большей степени эти потери характерны для грузов в тканевых мешках. Распыление происходит при сотрясении и толчках в процессе перевозки и перегрузки. К распылению относят также уносимые ветром легкие фракции зернового груза при перегрузке его транспортерами или грейферами. Не следует путать с россыпью зерна, которая должна собираться, затариваться в мешки и сдаваться получателю.
|
Раструска – то же явление, что и распыление, но применительно к таким грузам, как семена, зерно в таре и продукты его переработки.
Утечка возникает как следствие диффузии жидкого груза в деревянных бочках. Он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь, понемногу просачивается наружу. При рассыхании клепки бочек потери такого рода увеличиваются во много раз. Интенсивность утечки зависит от свойств груза, плотности древесины, состояния бочек, параметров окружающей среды.
Улетучиванию подвержены многие жидкие (нефтепродукты, спирты, смолы, эфиры) и некоторые твердые (нафталин, ментол, корица, ваниль и пр.) грузы. Улетучивание является неизбежным, необратимым процессом, если грузы, подверженные этому процессу, предъявляются к перевозке в негерметической таре. Улетучивание зависит от температуры, влажности и скорости воздуха, площади свободной поверхности. При улетучивание теряется не только масса, но и качество. Улетучивание твердых веществ – сублимация. Разновидностью улетучивания иногда считают диффузное испарение жидкостей, находящихся в деревянной таре.
Усушка – это потеря массы вследствие испарения содержащейся в грузе влаги или летучих веществ. По некоторым грузам (зерно и пр.), но не по всем, при взаиморасчетах учитывается изменение влагосодержания груза за время перевозки. Чем выше влагосодержание груза, тем значительнее может быть размер усушки. Увеличению усушки способствуют высокая температура, низкая относительная влажность и интенсивность движения воздуха в грузовом помещении. Для гигроскопических грузов процесс может быть обратимым. Если влажность изменилась, массу пересчитывают (см. лаб. раб. 11).
Кроме убыли на качество влияет восприимчивость грузов к пыли и запахам.