РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ




Возможность психического развития содержит также окружающая ребенка предметная среда. С одной стороны, он выступает как источник саморазвития и самообразования детей, с другой — это возможность реализации приобретаемых в специальной образовательной работе способов деятельности, эмоционального проживания различных знакомых содержаний.

Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но она может быть и другой — насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся, содержать признак проблемности.

Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, на занятиях использовался строительный материал одного размера, а вне занятий — такой же формы, но другого размера), и, в-третьих, совершенно отличающийся (например, любой другой строительный материал, металлический или пластмассовый со специальным креплением), т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Размещение материала связано с трудностями пространственного характера: ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проявления свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом, представлено так называемым принципом комплексирования и свободного зонирования (В. А. Петровский, Л.М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова). В детском саду создаются помещения, в которых материалы, стимулирующие развитие детей, располагаются в разных функциональных пространствах. Это части помещения группы, которые могут быть названы «Кабинет», «Мастерская», «Изостудия», «Театр», «Уголок для игр» и др. Все материалы, прежде всего, должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения и использования материалов. Материалы следует периодически обновлять, они должны, конечно, различаться в разных возрастных группах.

Желательно создать в группе условия для экспериментирования детей с различными материалами и предметами: водой,

глиной, различными рычагами, весами и т.п. Можно организовать, например, уголок, назвав его «Что получится?», в который помещать различные предметы, время от времени меняя их.

Реализация усвоенных на занятиях способов деятельности и приобретенных знаний может происходить в различных деятельностях детей: игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Для игр детей, а также для конструирования из крупного строительного материал следует выделить помещение такой площади, которая обеспечит свободное перемещение, размещение материала. Это позволит создавать постройки, прятаться, отыскивать «клады» в соответствии с картой-схемой, организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки. Следует иметь для игр определенную атрибутику в соответствии с возрастными особенностями детей. Хорошо, если в группе будут различные наборы конструкторов: деревянный различных размеров, пластмассовый (типа «Лего»), металлический. Желательна различная атрибутика для обыгрывания построек.

Для развития познавательных способностей и познавательной активности можно предложить детям различные настольные игры: шашки, шахматы, игры типа «Танграм», «Пентамино», «Морской бой», различные головоломки.

Следует приносить в группу книги познавательного характера, ориентирующие на изучение окружающего мира, дающие возможность приобретения новых знаний. Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации и не очень большое количество довольно крупного текста. Читающие дети смогут прочитать его сами.

Для свободного доступа детей следует иметь бумагу, цветные карандаши, фломастеры, доску для рисования, цветные мелки, остатки обоев, краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки, спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева, остатки цветной бумаги). Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку, изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др.

Эмоциональное проживание различных состояний будет происходить в процессе разыгрывания сцен из литературных произведений, которое может явиться продолжением литературно-игровой деятельности, используемой на занятиях. Для этого можно приготовить различные костюмы, маски, детали одежды, куски ткани, предметы, характерные для образа различных персонажей: перо для шляпы, большой сапог, корзину, «шпагу», метлу, ступу и т.п. Можно менять в игровом уголке эти детали, изготавливать вместе с детьми новые.

Немаловажное значение имеет наличие в группе оборудования и материалов, позволяющих детям строить изолированные помещения типа замков, пещер, сказочных домиков, поездов, дающие возможность укрыться от взрослых и других детей. Для этого также подойдут ткань, покрывала, куски картона, диванные подушки, крупный строительный материал, различные подвижные игровые модули.

Таким образом, окружающая предметная среда должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр, наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера, обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения, создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, способностей, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей, создаст условия для сбалансированного когнитивного и эмоционально-личностного развития.

Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к среде Требованиями ФГОС ДО и «должна быть, соответственно:

 

1. содержательно-насыщенной — включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. трансформируемой — обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3. полифункциональной — обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4. доступной — обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. б езопасной — все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом» (ПООП).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: