Кафедра разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По педагогической практике
Уфа
Издательство УГНТУ
Учебно-методическое пособие содержит методические указания к педагогической практике и соответствует требованиям рабочей программы.
В указаниях приведена цель практики, программа практики, требования к составлению отчета. Описаны требования к оформлению результатов педагогической практики.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 21.04.01 Нефтегазовое дело, программа магистратура «Разработка нефтяных месторождений».
Составители: | Петрова Л.В., канд. геол.-минерал. наук, доц. каф.РРНГМ Шакурова Айгуль Ф., канд. техн. наук, доц. каф.РРНГМ |
Рецензенты: | Альмухаметова Э.М., канд. техн. наук, доц. каф.РРНГМ Шакурова Алсу Ф., канд. техн. наук, доц. каф.РРНГМ |
Рекомендовано к использованию решением методического совета филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском (протокол №1 от 17.09.2017 г.)
Ó Филиал ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Октябрьском, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи педагогической практики | |
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание практики | |
5. Сроки и порядок проведения практики | |
6. Подведение итогов практики | |
7. Перечень рекомендуемой литературы | |
Приложение 1 |
Цели и задачи педагогической практики
Общей целью прохождения практики является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях и инновационных общеобразовательных учреждениях различного типа, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр соответствующего учреждения, приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения.
Педагогическая практика магистрантов направлена на практическое освоение ими современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и сопутствующему им научному анализу.
Задачами прохождения практики являются:
· практическое ознакомление магистрантов с методикой преподавания конкретного курса, обязательно входящего в базисный учебный план учреждения
· изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана
· разработка дополнительных методических и тестовых материалов для студентов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по курсу
· осуществление контроля качества усвоения студентами учебного материала путём содержательного квалификационного анализа самостоятельных работ студентов
· изучение современных образовательных технологий высшей школы
· непосредственное участие практикантов в учебном процессе, выполнение педагогической нагрузки, предусмотренной индивидуальным заданием
· развитие навыков работы в группе при совместной деятельности в процессе разработки методических и тестовых материалов.
Место дисциплины в структуре ООП ВО
«Педагогическая практика» входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» направления подготовки 21.04.01 «Нефтегазовое дело» магистерской программы «Разработка нефтяных месторождений».
Цикл ОПОП, в который входит дисциплина | Базовая, вариативная часть | Семестр, в котором преподается дисциплина | Трудоемкость дисциплины | Вид промежуточной аттестации | |||
Общая | В том числе, в часах | ||||||
в зачётных единицах | в часах | аудиторная | СРС | ||||
М3.П Практики, НИР | вариативная | - | Диф. зачет | ||||
ИТОГО | - | Диф. зачет |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
№ пп. | Формируемые компетенции | Шифр/ индекс компетенции |
общекультурные компетенции | ||
самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности | ОК-3 | |
общепрофессиональные компетенции | ||
способностью готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ОПК-6 | |
профессиональными компетенциями | ||
проектная деятельность: | ||
использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности | ПК-6 | |
способностью применять методологию проектирования | ПК-7 | |
организационно-управленческая деятельность: | ||
способностью разрабатывать оперативные планы проведения всех видов деятельности, связанной с исследованием, разработкой, проектированием, конструированием, реализацией и управлением технологическими процессами и производствами в области добычи, транспорта и хранения углеводородов | ПК-11 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Шифр компетенции | Шифр результата обучения | Результат обучения (индикатор достижения компетенций) |
уметь: | ||
ОК-3 | У(ОК-3)-3 | Применять глубокие естественнонаучные, математические, экономические и инженерные знания для решения научных и практических задач в нефтегазовом секторе экономики |
ОПК-6 | У(ОПК-6)-1 | Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности |
ПК-6 | У(ПК-6)-3 | Проявлять глубокую осведомленность о передовых знаниях и открытиях в области нефтегазовых технологий с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, уметь использовать новые знания при обучении сотрудников |
ПК-7 | У(ПК-7)-3 | Планировать и проводить аналитические и экспериментальные исследования с использованием новейших достижений науки и техники, уметь критически оценивать результаты и делать выводы, полученные в сложных и неопределённых условиях; |
владеть: | ||
ПК-11 | В(ПК-11)-2 | разрабатывать документацию и защищать результаты инженерной деятельности |
4 Структура и содержание практики
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ФГОС ВО с учетом интересов и возможностей выпускающей кафедры.
Программа практики увязана с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения.
В период прохождения педагогической практики магистрант должен:
· ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;
· освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;
· изучить современные образовательные технологии высшей школы;
· получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием современных информационных технологий обучения;
· изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
· принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием;
· при проведении своих занятий для повышения степени усвоения учебного материала аудиторией широко использовать современную мультимедийную и проекционную технику.
Практика состоит из двух частей:
I. Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:
· Разработка и проведение лекционных и практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
· Технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов.
· Разработка дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация.
· Разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий.
· Стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов и повышение качества подготовки.
· Изучение отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим нефтегазовым образованием.
Перечень тем может быть дополнен темой, предложенной магистрантом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы магистрант должен мотивировать ее выбор и представить план написания отчета.
II. Проведение семинарских, практических занятий и пробных лекций.
Совместно с руководителем студент определяет дисциплину и тему, по которой он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного или заочного отделения. Желательно, чтобы тема занятия быть связана с темой диссертационного исследования. Для проведения занятий магистрант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение. Данное методическое обеспечение включается в отчет по практике.
После проведения занятия результаты должны быть обсуждены с руководителем, и в случае необходимости, внесены корректировки в методическое обеспечение и процесс проведения занятия.