Рахманинов – оперный дирижер.




Рахманинов-ДИРИЖЁР

Широкому кругу слушателей С.В. Рахманинов известен, прежде всего, как композитор и пианист-виртуоз. Но далеко не все знают о дирижерской деятельности Сергея Васильевича, гений который проявился и в этой области искусства, оставив большой след в развитии отечественного и мирового искусства дирижирования.

Интерес к дирижерской стороне творчества Рахманинова остается актуален сегодня. Большое количество книг и публикаций посвящено многогранному творчеству Сергея Васильевича, где отдельные страницы освещают деятельность Рахманинова-дирижера.

Рахманинов – оперный дирижер.

В 1892 году Сергей Васильевич Рахманинов, как известно, блестяще окончил Московскую Консерваторию с большой золотой медалью одновременно по двум специальностям – фортепиано и композиции. Дирижерских классов тогда еще не существовало, и постигать искусство дирижирования, кроме как на практике, можно было лишь путем прямого наблюдения за работой с оркестром разных маэстро. Это было время, когда в Москву с выступлениями приезжали такие знаменитые мастера, как Артур Никиш, Эдуар Колонн, проводили замечательные концерты и спектакли Сергей Танеев, Эдуард Направник. Также и ряд менее выдающихся дирижеров составлял концертную жизнь города.Рахманинов от природы обладал исключительными незаурядными способностями. Тончайший абсолютный слух, позволяющий идеально слышать всю оркестровую вертикаль и звуковую ткань, колоссальные знания в областях композиции и оркестровки, феноменальная музыкальная память, блестящее владение фортепиано, высочайший художественный вкус, а также внутренняя воля, дисциплина и обаяние личности – весь этот исключительный набор качеств позволял раскрыться Рахманинову в качестве дирижера.

 

Впервые Сергей Рахманинов встал за дирижерский пульт в 1893 году в Киеве, куда был приглашен для исполнения своей оперы «Алеко». Удачный дебют в дирижерском искусстве не прошел незамеченным. В 1897 году судьба сводит Рахманинова с известным русским предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым, человеком, обожавшим и боготворившим искусство, под покровительством которого была Русская частная опера. Здесь находили пристанище такие прославленные художники, как К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов. Великий Федор Шаляпин, будучи молодым певцом, так же начинал свой творческий путь на сцене Русской частной оперы. Всегда чуткий и внимательный к молодым талантам Савва Мамонтов пригласил на должность второго дирижера молодого Сергея Рахманинова. Первым дирижером в театре был тогда Евгений Доминикович Эспозито, по совету которого Рахманинову для «боевого крещения» была дана опера Глинки «Жизнь за царя». Молодой дирижер взялся за дело с жаром, желая очистить это монументальное сочинение от штампов и рутины, исполнить его живее, как того требовала сама музыка. Но неудача первой репетиции заключилась в том, что Рахманинов до конца не осознавал всей специфики руководства оркестром, солистами и всем спектаклем в целом, оставаясь увлеченным в большей степени работой с оркестром и понадеявшись на самостоятельность певцов в знании своих партий, тем самым оставив их без помощи капельмейстера. Ему, как он потом рассказывал, не приходило в голову, что надо подсказывать певцам вступление, он не мог себе представить такое отсутствие музыкальности. Узнав на неудачном опыте дирижёрские обязанности и поняв, в чём дело, он в дальнейшем успешно справлялся с этими задачами. Наблюдая за работой Эспозито, буквально все схватывая на лету, молодой маэстро быстро постигал искусство оперного дирижирования.
12 октября 1897 года в театре Мамонтова состоялся дебют 24-летнего Сергея Рахманинова, вызвавший большой интерес московской публики. Это была опера Сен-Санса «Самсон и Далила». Спектакль имел значительный успех, отзыв «Московских ведомостей» свидетельствует об этом: «…Оркестр звучит у него особенно: мягко, не заглушая пения, и в то же время до мелочей тонко, точно это специально-симфоническая музыка, а не оперный аккомпанемент». Главная заслуга г. Рахманинова в том, что он сумел изменить оркестровую звучность частной оперы до неузнаваемости. Сергей Васильевич стремился приучить оркестр к четкости, ясности и глубокой выразительности. Редкая музыкальность, артистизм, преданность музыке и дисциплина в работе вызывали огромную симпатию со стороны всех музыкантов театра к новому маэстро.
Всего в Мамонтовском театре Сергей Рахманинов в итоге провел 33 спектакля, исполнив 8 опер «Самсон и Далила», «Русалка», «Кармен», «Орфей», «Рогнеда», «Миньон», «Аскольдова могила» и«Майская ночь»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: