Тема 5. Логические основы теории аргументации




Доказательство как логическое ядро аргументации. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Правила и ошибки по отношению к элементам доказательства. Виды доказательства: прямое и непрямое. Виды непрямого доказательства.

Опровержение, его структура и виды. Понятие софизма, паралогизма и логического парадокса.

Диалоговые формы аргументации: спор, дискуссия, полемика. Модификация по отношению к ним основных правил доказательства.

Допустимые и запрещенные приемы ведения спора, дискуссии, полемики.

Роль вопроса в аргументации. Структура и виды вопросов и ответов.

 

3.2. Номера компетенций, развиваемых в результате освоения данного модуля, перечень Знаний, Умений, Владений.

В результате освоения данного курса выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

профессиональными компетенциями (ПК):

владением основами речи, знает её виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения (ПК-5);

обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур; политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);

способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).

 

В результате освоения – курса «Логические основы аргументации» обучающийся должен

· Знать: суть законов и форм логически правильного построения, организации и изложения мыслительного процесса, теоретические и прагматические аспекты аргументации (логические, психологические, риторические и др. приёмы и правила аргументации, стратегии аргументации и критики, уловки, применяемые в споре).

· Уметь: анализировать тексты, речи, дискуссии; правильно делить, классифицировать, определять понятия; находить ошибки и не допускать их в своих рассуждениях; анализировать вопросно-ответные ситуации, корректно ставить вопросы и давать ответы на них; делать рациональные выводы из имеющейся информации в соответствии с законами логики; готовить речи и публично выступать.

· Владеть: практическими навыками применения средств и приёмов аргументации в профессиональной деятельности, методами противодействия уловкам.

3.3. Общая трудоемкость в ЗЕ – 2 ЗЕ

3.4. Виды контрольных заданий и стоимость в баллах – см. 3.7.

3.5. Данный модуль изучается в 3 семестре.

3.6. Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах - лекции – 18ч., практические занятия – 8 ч., контрольные работы – 4 ч., интерактивные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 36 ч.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  МОДУЛЬ I Логические средства аргументации     Л ПЗ КР НИРС СР  
  Предмет и законы логики               Конспект лекции
2.1     Понятие Понятие (логический анализ, способы выражения в языке, отношения между понятиями)                                   Конспект лекции   Упражнения, тест, реферат
2.2 Операции над понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление)                         Конспект лекции Упражнения, тест, реферат Контрольная работа №1   Защита проекта «Убедить или доказать?»  
3.1 Суждение Суждение (логический анализ простого суждения)                   Конспект лекции Упражнения, тест, реферат
  МОДУЛЬ II Теория и практика аргументации                
3.2 Сложное суждение   Логика вопросов и ответов                     Конспект лекции Презентация «Логика вопросов и ответов»
4.1 Умозаключение Дедуктивные умозаключения                   Конспект лекции Упражнения, тест, реферат
4.2 Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии               Контрольная работа №2  
  Логические основы теории аргументации. Логика диалога. Стратегия и тактика спора.                   Конспект лекции   Упражнения, тест Тренинг «Дебаты»
  Итоговое занятие               Дискуссия «Можно ли одержать победу в споре?»
                   

3.7. Требования к модульно-балльному контролю.

1 Модуль «Логические средства аргументации»

  Посещение лекций 1б.
1.1 Конспект лекции 0,5 б.
2. Практическое занятие 1 б.
2.1 Подготовка сообщений, рефератов, докладов 1 – 3 б.
2.2 Устный опрос, решение упражнений 1 – 3 б.
2.3 Тестирование 1 – 3 б.
3. Письменная контрольная работа 3 − 6 б.
4. Защита проекта (аргументация) 5 – 10 б.
5. Поощрительные баллы 3 б.
     

 

 

2 Модуль «Теория и практика аргументации»

  Посещение лекций (5) 1 б.
1.1 Конспект лекции 0,5
2. Практические занятия (1) 1 – 3 б.
2.1 Подготовка сообщений, рефератов, докладов 1 – 3 б.
2.2 Устный опрос, решение упражнений 1 -3 б.
2.3 Тестирование 1 -3 б.
3. Письменная контрольная работа 3−6 б.
4. Презентация 5 – 10 б.
5. Тренинг 5 – 10 б.
6. Поощрительные баллы 1,5 б.
     

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

1. Практическое занятие «Понятие». УМК с. 7, тест 1 с. 37.

2. Практическое занятие «Операции над понятиями». УМК с. 8, тест 2 с. 37, кроссворд с. 39

3. Практическое занятие «Простое суждение». УМК с. 12., тест 3 с. 38.

4. Практическое занятие «Дедуктивное умозаключение». УМК с. 18., тест 4 с. 38.

Темы рефератов

1. Основные этапы формирования учения об аргументации.

2. Практика и теория аргументации в Древней Греции.

3. Практика и теория аргументации в Древнем Риме.

4. Практика и теория аргументации в Новое время.

5. Риторические приёмы аргументации.

6. Логика и язык.

7. Истина: логико-философский анализ.

8. Интуитивная логика.

9. Роль вопросов в процессе аргументации. Правильные и неправильные вопросы и ответы.

10. Задачи определения понятий.

11. Деление и классификация в процессах аргументации.

12. Аргументация и критика как средство убеждения.

13. Способы опровержения в дискуссии.

14. Основные законы логики и философии.

15. Психологические приёмы аргументации.

16. Диалектические и логические противоречия.

17. Дедукция и индукция.

18. Проблема надежности индукции. Использовать индукцию − видеть общее через пример.

19. Заключения по аналогии. Виды аналогии в СМИ.

20. Уловки, применяемые в дискуссиях и способы противодействия уловкам.

21. Этапы построения гипотезы журналистом.

22. Какие «прогнозы» публикуют СМИ?

23. Корректные и некорректные приемы спора.

24. Специфика политической аргументации

25. Софистика как спор без правил.

26. Устранение и разрешение парадоксов.

27. Анализ логических приемов (по книге Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: