ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

СОГЛАСОВАНО Директор государственного учреждения «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» ___________________ О.М.Жерко 4 августа 2014г. УТВЕРЖДАЮ Начальник управления кадровой политики, учреждений образования Министерства здравоохранения Республики Беларусь   ________________ Н.В.Мирончик 4 августа 2014г.  

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для учреждений, реализующих образовательную программу

среднего специального образования по специальности

2-79 01 31 «Сестринское дело»

 

 

Минск

2014

Авторы: Н.А. Онисимова, преподаватель учреждения образования «Витебский государственный медицинский колледж»;   Е.В.Попова, преподаватель учреждения образования «Витебский государственный медицинский колледж»;   Т.П.Куликова, заведующий отделением, преподаватель учреждения образования «Витебский государственный медицинский колледж».  
Рецензенты: В.Н.Гирса, заведующий кабинетом ультразвуковой диагностики учреждения здравоохранения «Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет»;   О.М.Сезеневская, заведующая отделением неотложной терапии учреждения здравоохранения «Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи».  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа учебной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» предусматривает подготовку квалифицированной медицинской сестры, владеющей системой знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций. Программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта и типового учебного плана специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело».

Данная дисциплина содержит научные знания и методики по обследованию пациента, проведению анализа полученных данных.

Главной целью дисциплины является формирование социально-личностной и профессиональной компетентности специалиста.

Основной задачей дисциплины является формирование у будущего специалиста навыков по методам обследования пациента при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, умения анализировать и систематизировать данные, полученные в результате обследования, развивать клиническое мышление.

Знание основных разделов дисциплины дает возможность будущим специалистам правильно оценить тяжесть состояния пациента.

По всем темам программы сформулированы цели их изучения на основании характеристики деятельности обучаемого и прогнозируются конкретные результаты достижения этих целей в соответствии с уровнями усвоения программного материала.

В результате освоения программного материала в соответствии с образовательным стандартом специалист в области пропедевтики внутренних болезней должен:

знать на уровне представления:

– историю развития учения о болезнях, задачи пропедевтики внутренних болезней;

– международную классификацию болезней;

– методы клинических исследований, применяемых для диагностики заболеваний внутренних органов;

знать на уровне понимания:

– функциональные показатели жизнедеятельности организма и их изменения при болезни;

– физикальные методы обследования пациента;

– изменения физикальных данных при различных заболеваниях;

– лабораторные, инструментальные и сложнотехнологические методы исследований, применяемые при заболеваниях внутренних органов;

– основные клинические синдромы заболеваний внутренних органов;

– принципы лечения заболеваний внутренних органов;

уметь:

– провести субъективное обследование пациента;

– провести объективное обследование пациента с применением осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации;

– выявить патологические изменения в организме, характерные для наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов.

Преподавание учебной дисциплины проводится на II курсе с использованием междисциплинарных связей. Программой предусмотрены теоретические занятия – 28 часов, практические занятия – 52 часа. Текущая аттестация проводится в виде обязательной контрольной работы и экзамена по учебной дисциплине.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, реализующих образовательные программы среднего специального образования.

Программа содержит примерный перечень оснащения учебного кабинета оборудованием, техническими средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.

Приведенный в программе примерный тематический план является рекомендательным. Цикловая комиссия может вносить обоснованные изменения в содержание программного материала и распределение учебных часов по темам в пределах 15% общего бюджета времени, отведенного на изучение дисциплины. Все изменения должны быть утверждены заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество учебных часов
всего в том числе на практ. занятия
  Введение. Пропедевтика внутренних болезней как область практической деятельности Раздел 1. Методы обследования при соматических заболеваниях    
1.1. Общий план обследования пациента. Субъективные и объективные методы обследования пациента    
  Практическое занятие №1 Изучение субъективных и объективных методов обследования пациента    
  Раздел 2. Методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания    
2.1. Общий план обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания    
  Практическое занятие №2 Изучение субъективных и объективных методов обследования пациента с пульмонологическим заболеванием    
2.2.   Основные симптомы и синдромы при патологии дыхательной системы    
  Практическое занятие №3 Изучение основных симптомов и синдромов при патологии дыхательной системы    
2.3. Основные инструментальные и лабораторные методы исследования в пульмонологии    
  Практическое занятие №4 Изучение лабораторно-инструментальных методов исследования в пульмонологии    
  Раздел 3.Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы    
3.1. Общий план обследования пациента с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы    
  Практическое занятие №5 Изучение субъективных и объективных методов обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы    
3.2. Лабораторно-инструментальные методы исследования в кардиологии    
  Практическое занятие №6 Ознакомление с лабораторно-инструментальными методами исследования в кардиологии    
3.3. Основы электрокардиографии. Анализ электрокардиограммы в норме и патологии    
  Практическое занятие №7 Освоение работы на электрокардиографе. Анализ зубцов электрокардиограммы в норме и патологии    
3.4. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы    
  Обязательная контрольная работа    
  Практическое занятие №8 Изучение основных симптомов и синдромов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы    
  Раздел 4. Методы обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы    
4.1. Общий план обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы    
  Практическое занятие №9 Усвоение навыков по субъективным и объективным методам обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы    
4.2.   Основные симптомы и синдромы при заболеваниях пищеварительной системы    
  Практическое занятие №10 Изучение основных симптомов и синдромов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы    
4.3.   Основные лабораторные и инструментальные методы исследования в гастроэнтерологии    
  Практическое занятие №11 Изучение лабораторно-инструментальных методов исследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения    
  Раздел 5. Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы    
5.1.   Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы    
  Практическое занятие №12 Усвоение навыков по субъективным и объективным методам обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы    
5.2. Практическое занятие №13 Изучение лабораторно-инструментальных методов исследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы    
  Итого    

 


Содержание программы

Цели изучения темы Содержание тем Результат  
Введение. Пропедевтика внутренних болезней как область практической деятельности  
Сформировать представление о дисциплине, её задачах. Познакомить с историей развития диагностики внутренних болезней. Актуализировать знания о возникновении, течении и исходе заболеваний, их семиотике, синдромологии и клинической диагностике. Определение, цели и задачи дисциплины. История развития медицинской диагностики. Понятия: «болезнь», «больной», «пациент». Течение болезни и ее исходы. Понятие об этиологии, патогенезе, симптомах и синдромах заболеваний. Понятие о диагнозе и его видах. Медицинская документация отделения стационара, амбулаторно-поликлинической службы. Понимает сущность и важность дисциплины. Излагает цели и задач, конкретизирует и комментирует их. Описывает основные достижения в клинической диагностике. Излагает историю развития внутренней медицины. Раскрывает понятия: этиология, патогенез, болезнь, пациент. Характеризует отдельные симптомы и синдромы.  
Раздел 1. Методы обследования при соматических заболеваниях  
Тема 1.1.Общий план обследования пациента. Субъективные и объективные методы обследования пациента  
Обеспечить усвоение общих принципов обследования пациента, знаний по субъективным и объективным методам обследования и их роли в постановке диагноза. Общие принципы обследования пациента. Классификация методов обследования пациента. Общий план обследования пациента. Сущность и значение субъективных и объективных методов обследования в диагностическом процессе. Ориентируется в общих подходах к обследованию пациентов, классифицирует, дает характеристику методов клинического обследования пациента. Осмысливает и обосновывает сущность и значение субъективных и объективных методов обследования и характеризует их значение в диагностическом процессе.  
  Практическое занятие № 1    
Сформировать умения общения с пациентом и оценки общего состояния пациента. Сформировать умения по методике субъективного обследования пациентов. Сформировать навыки по объективному обследованию пациента. Сформировать умения проводить анализ полученных данных. Сформировать навыки оценки тяжести общего состояния пациента. Изучение субъективных и объективных методов обследования пациента. Оценка общего состояния пациента. Отработка навыков по субъективным и объективным методам обследования пациента. Оценка диагностического значения выявленных изменений. Умеет устанавливать контакт с пациентом в типичной ситуации. Владеет методикой субъективного обследования пациента. Заполняет паспортную часть «Медицинской карты» стационарного пациента и амбулаторно-поликлинической службы, оформляет данные субъективного обследования. Проводит объективное обследование пациента. Объясняет и демонстрирует методику проведения осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. Дает оценку тяжести общего состояния пациента. Понимает принципы обследования, высказывает предположение о возможной патологии дыхательной системы.  
Раздел 2. Методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания  
Тема 2.1. Общий план обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания  
Актуализировать знания по анатомо-физиологическим, патологоанатомическим и патологофизиологическим особенностям поражения органов дыхания. Акцентировать внимание на роль анамнеза в диагностике заболеваний органов дыхания. Сформировать знания по объективным признакам патологических изменений органов дыхания. Анатомо-физиологические, патологоанатомические и патологофизиологические особенности системы органов дыхания. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания. Анализ полученных данных. Знает, излагает, классифицирует анатомо-физиологические, патологоанатомические и патологофизиологические особенности органов дыхания. Находит патологические изменения на рисунках, диаграммах, слайдах внешнего вида пациентов и объясняет их. Понимает сущность патологических изменений. Называет основные жалобы при заболеваниях органов дыхания.  
  Практическое занятие № 2    
Сформировать умения по методике субъективного и объективного обследования пациента с пульмонологическим заболеванием. Сформировать умения проводить анализ полученных данных. Изучение субъективных и объективных методов обследования пациента с пульмонологическим заболеванием. Разбор алгоритмов методов обследования пациента с пульмонологическим заболеванием. Основные жалобы, их детализация и значение в диагностике заболеваний органов дыхания. Особенности истории развития болезни и анамнеза жизни при патологии органов дыхания. Отработка навыков по методике объективного обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания. Анализ полученных данных. Проводит субъективное обследование пациента с пульмонологическим заболеванием. Получает объективные данные путем общего осмотра и пальпации грудной клетки. Демонстрирует технику топографической и сравнительной перкуссии легких, технику определения голосового дрожания, аускультации легких.    
Тема 2.2. Основные симптомы и синдромы при патологии дыхательной системы  
Сформировать знания по основным симптомам и синдромам при заболеваниях органов дыхания. Основные симптомы и синдромы при патологии дыхательной системы (синдром бронхиальной обструкции, синдром инфильтративного уплотнения легочной ткани, синдром воздушной полости в легких, синдром ателектаза, синдром повышенной воздушности легких, синдром скопления жидкости в плевральной полости, синдром скопления воздуха в плевральной полости, гипертермический синдром).   Раскрывает сущность возникновения основных симптомов и синдромов, их клиническую картину. Объясняет суть происходящих изменений в легких в соответствии с полученными данными обследования системы органов дыхания и формирует предположение о возможной патологии дыхательной системы. Формулирует заключения по основным симптомам и синдромам при заболеваниях органов дыхания.  
  Практическое занятие № 3    
Научить анализировать, интерпретировать клинические данные, формулировать заключения по основным симптомам и синдромам при заболеваниях органов дыхания. Изучение основных симптомов и синдромов при патологии дыхательной системы. Основные симптомы и синдромы при патологии дыхательной системы. Разбор клинических задач с различными симптомами и синдромами с последующим углублением и закреплением знаний по семиотике и синдромологии, умений и навыков по обследованию пациента с пульмонологическим заболеванием.   Объясняет суть происходящих изменений в легких в соответствии с полученными данными обследования системы органов дыхания и формирует предположение о возможной патологии дыхательной системы. Формулирует заключения по основным симптомам и синдромам при заболеваниях органов дыхания.  
Тема 2.3. Основные инструментальные и лабораторные методы исследования в пульмонологии
Сформировать знания о сущности дополнительных методов исследования и их значении, роли медицинской сестры в подготовке к исследованиям. Значение общего и биохимического анализа крови, исследования мокроты, плеврального выпота в диагностике заболеваний дыхательной системы. Рентгенологические, эндоскопические и функциональные методы исследования, их диагностическое значение.   Дает характеристику основных лабораторных и инструментальных методов исследования в пульмонологии. Классифицирует, объясняет сущность, цели и значение лабораторных и инструментальных методов для постановки диагноза.

 

 
  Практическое занятие № 4    
Развивать умение сопоставлять данные клинических и лабораторно- инструментальных исследований и делать выводы. Сформировать умения выявлять патологические изменения в результатах лабораторных и инструментальных исследований. Изучение лабораторно-инструментальных методов исследования в пульмонологии. Лабораторные методы исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови (общий белок и его фракции, СРП), исследование мокроты и плеврального выпота. Диагностическое значение. Рентгенологические, эндоскопические и функциональные методы исследования, их диагностическое значение.   Дает характеристику методам лабораторного и инструментального обследования пациентов. Классифицирует, объясняет сущность, цели и значение лабораторных и инструментальных методов для постановки диагноза. Дает оценку результатов исследования на уровне «норма-патология».    
Раздел 3. Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы  
Тема 3.1.Общий план обследования пациента с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы  
Актуализировать знания по анатомо-физиологическим, патологоанатомическим и патологофизиологическим особенностям поражения органов кровообращения. Сформировать знание особенностей субъективных и объективных методов обследования. Анатомо-физиологические особенности системы органов кровообращения здорового человека. Патологоанатомические и патологофизиологические изменения при заболеваниях органов кровообращения. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Знает, излагает, классифицирует анатомо-физиологические особенности системы кровообращения. Оперирует знаниями по патологоанатомическим и патологофизиологическим особенностям поражения органов кровообращения. Находит патологические изменения на рисунках, диаграммах, слайдах внешнего вида пациентов и объясняет их. Понимает принципы обследования, высказывает предположение о возможной патологии сердечно-сосудистой системы.  
  Практическое занятие № 5    
Сформировать умения по выявлению признаков патологических изменений органов кровообращения. Научить применять методику субъективного и объективного обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Сформировать умение анализировать полученные данные. Изучение субъективных и объективных методов обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Субъективные методы исследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Жалобы, их детализация и систематизация. Особенности анамнеза жизни и развития заболевания. Объективные методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Осмотр. Пальпация. Определение сердечного и верхушечного толчка, дрожания грудной клетки. Пальпация пульса и его характеристика (частота, симметричность, напряжение, ритмичность и др.). Перкуссия сердца. Техника выполнения, правила и условия проведения перкуссии сердца. Аускультация сердца. Правила и условия проведения аускультации сердца. Тоны сердца. Шумы сердца. Определение, классификация, причины и механизм возникновения. Свойства шумов. Диагностическое значение. Проводит субъективное и объективное обследование пациента. Анализирует полученные данные. Понимает важность оценки жалоб в диагностике заболеваний органов кровообращения, исследует жалобы пациента по алгоритму, детализирует и аргументирует их. Устанавливает причинно – следственные связи анамнеза болезни и жизни пациента с его состоянием здоровья. Представляет и комментирует нарушения частоты и ритма сердцебиения; изменения границ сердца, сердечной тупости; изменения сердечных тонов; наличие шумов сердца.  
Тема 3.2.Лабораторно-инструментальные методы исследования в кардиологии  
Сформировать знания о сущности дополнительных методов исследования и их значении, роли медицинской сестры в подготовке к исследованиям. Значение общего и биохимического анализов крови в диагностике заболеваний сердечно - сосудистой системы. Инструментальные методы исследования. Эхокардиография. Коронарография. Электрокардиография. Мониторирование ЭКГ. Велоэргометрия. Реовазография. Диагностическое значение. Дает характеристику методам лабораторного и инструментального исследования кардиологических пациентов. Объясняет сущность, цели и значение лабораторных и инструментальных методов.  
  Практическое занятие №6    
Развивать умение сопоставлять данные клинических и лабораторно-инструментальных исследований и делать выводы. Сформировать умения выявлять патологические изменения в результатах лабораторных и инструментальных исследований при заболеваниях сердечнососудистой системы. Ознакомление с лабораторно-инструментальными методами исследования в кардиологии. Ознакомление с работой биохимической лаборатории. Диагностическое значение биохимических методов исследования в постановке кардиологического диагноза. Знакомство с работой кабинета функциональной диагностики. Правила безопасности при работе с электроприборами. Особенности подготовки пациентов к диагностическим исследованиям сердечно-сосудистой системы. Знакомство с эхокардиографической диагностикой, участие в проведении велоэргометрической пробы, холтеровского мониторирования и реовазографии.   Дает оценку результатов лабораторно-инструментальных методов обследования кардиологического пациента на уровне «норма-патология».  
Тема 3.3.Основы электрокардиографии. Анализ электрокардиограммы в норме и патологии  
Сформировать знания об основах электрокардиографии. Электрокардиография. Определение понятия, диагностическое значение. Техника электрокардиографии. Анализ основных зубцов и интервалов электрокардиограммы. План расшифровки электрокардиограммы. Формирование электрокардиографического заключения. Электрокардиограмма – диагностика ишемической болезни сердца (приступ стенокардии, инфаркт миокарда, нарушения ритма и проводимости). Описывает сущность электрокардиографии. Объясняет значение электрокардиограммы, излагает правила работы с электроприборами.    
  Практическое занятие № 7    
Сформировать умения по технике записи электрокардиограммы, методике расшифровки электрокардиограммы и основам электрокардиографии. Освоение работы на электрокардиографе. Анализ зубцов электрокардиограммы в норме и патологии Освоение работы на электрокардиографе. Техника записи электрокардиограммы в 12 стандартных отведениях. Основы электрокардиографии. Анализ записи электрокардиограммы и выявить изменения электрокардиограммы при инфаркте миокарда, стенокардии, нарушениях ритма сердца. Владеет техникой электрокардиографии. Умеет провести анализ и выявить изменения на уровне «норма - патология».  
Тема 3.4.Основные симптомы и синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы  
Сформировать знания об основных симптомах и синдромах при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Симптомы и синдромы поражения органов кровообращения (синдром ишемии миокарда, острый коронарный синдром, синдром нарушения сердечного ритма и проводимости, синдром артериальной гипертензии, синдром острой сосудистой недостаточности, синдромы острой и хронической сердечной недостаточности). Называет основные симптомы, синдромы, объясняет сущность основных синдромов, опираясь на знания анатомо-физиологических особенностей и патологических изменений сердечно-сосудистой системы.  
Обязательная контрольная работа  
Практическое занятие № 8  
Развивать умение анализировать симптомы и синдромы, научить интерпретировать клинические данные, формулировать заключения по основным синдромам при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Изучение основных симптомов и синдромов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Разбор клинических задач с различными синдромами с последующим углублением и закреплением знаний по семиотике и синдромологии, умений и навыков по обследованию пациента. Определяет и дифференцирует симптомы, синдромы при заболеваниях системы кровообращения. Истолковывает суть происходящих изменений в соответствии с полученными данными обследования, формулирует заключения по основным синдромам и формирует предположение о возможной патологии системы кровообращения.  
       
Раздел 4. Методы обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы  
Тема 4.1.Общий план обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы  
Актуализировать, углубить, систематизировать и показать роль знаний по анатомо-физиологическим, патологоанатомическим и патологофизиологическим особенностям поражения органов пищеварения в диагностике заболеваний органов пищеварения. Сформировать знания по субъективным и объективным методам обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Объективные методы обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Основные жалобы, особенности сбора анамнеза заболевания и жизни. Объективные методы обследования гастроэнтерологического пациента. Общий осмотр. Пальпация живота. Перкуссия. Определение размеров печени по Курлову. Аускультация кишечника. Диагностическое значение. Объясняет и характеризует патологоанатомические и патолого-физиологические изменения органов пищеварения. Находит патологические изменения на рисунках, диаграммах, слайдах внешнего вида пациентов и объясняет их. Исследует жалобы пациента по алгоритму, детализирует их и аргументирует. Устанавливает причинно – следственные связи анамнеза болезни и жизни пациента с его состоянием здоровья. Понимает принципы обследования, высказывает предположение о возможной патологии пищеварительной системы.  
  Практическое занятие № 9    
Сформировать навыки обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Научить анализировать, интерпретировать полученные данные. Усвоение навыков по субъективным и объективным методам обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы Разбор алгоритмов по методам обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Основные жалобы, их детализация и значение в диагностике заболеваний органов пищеварения. Особенности истории развития болезни и анамнеза жизни при патологии органов пищеварения. Отработка навыков по методике объективного обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Анализ полученных данных. Владеет методикой субъективного обследования пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Получает объективные данные путем общего осмотра и пальпации живота. Демонстрирует технику перкуссии печени и аускультации кишечника.  
Тема 4.2.Основные симптомы и синдромы при заболеваниях пищеварительной системы  
Сформировать знания на уровне понимания об основных симптомах и синдромах при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Научить анализировать, интерпретировать полученные данные. Симптомы и синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (болевой синдром, желудочная диспепсия, кишечная диспепсия, желудочно-кишечное кровотечение). Знает основные симптомы и синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, объясняет их происхождение, опираясь на анатомо-физиологические, патологоанатомические и паталогофизиологические знания.  
  Практическое занятие № 10    
Развивать умение анализировать симптомы и синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчевыделительной системы. Научить интерпретировать клинические данные, формулировать заключения по основным симптомам и синдромам. Изучение основных симптомов и синдромов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы. Разбор клинических задач с различными синдромами с последующим углублением и закреплением знаний по семиотике и синдромологии, умений и навыков по обследованию пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчевыделительной системы. Называет основные симптомы, синдромы, объясняет сущность основных синдромов, опираясь на знания анатомо-физиологических особенностей и патологических изменений желудочно-кишечного тракта. Объясняет механизмы развития симптомов и синдромов и их клиническое значение при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчевыделительной системы.  
Тема 4.3.Основные лабораторные и инструментальные методы исследования в гастроэнтерологии  
Сформировать знания о сущности различных методов исследования в гастроэтерологии (лабораторных, инструментальных) и их значении.   Изучение лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения. Лабораторные исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи и копрологическое исследование. Инструментальные, эндоскопические и рентгенологические методы исследования органов пищеварения. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости. Лапароскопия. Диагностическое значение лабораторно-инструментальных методов исследования.   Дает характеристику, классифицирует, объясняет сущность, цели и значение лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения.    
  Закрепить навыки подготовки пациента к дополнительным методам исследования (лабораторным, инструментальным). Сформировать умения выявлять патологические изменения в результатах лабораторных и инструментальных исследований. Практическое занятие № 11 Изучение лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения. Лабораторные исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи и копрологическое исследование. Инструментальные, эндоскопические и рентгенологические методы исследования органов пищеварения. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости. Лапароскопия. Диагностическое значение лабораторно-инструментальных методов исследования.     Дает характеристику, классифицирует, объясняет сущность, цели и значение лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения. Дает оценку результатов исследования на уровне «норма-патология».  
Раздел 5. Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы  
Тема 5.1.Субъективные и объективные методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы    
Актуализировать знания по анатомо-физиологическим, патологоанатомическим и патологофизиологическим особенностям поражения мочевыделительной системы. Сформировать знание особенностей субъективных и объективных методов обследования, акцентировать внимание на роль анамнеза в диагностике заболеваний мочевыделительной системы. Сформировать знания об основных синдромах при заболеваниях мочевыделительной системы. Научить анализировать, интерпретировать полученные данные. Субъективные методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы. Объективные методы обследования: общий осмотр, пальпация и перкуссия почек. Основные клинические синдромы (синдром почечной колики, отечный синдром, нефротический синдром, синдром почечной артериальной гипертензии, мочевой синдром, синдром острой и хронической почечной недостаточности).   Объясняет и характеризует патолого-анатомические и патолого-физиологические изменения мочевыделительной системы. Находит патологические изменения на рисунках, диаграммах, слайдах внешнего вида пациентов и объясняет их. Исследует жалобы пациента по алгоритму, детализирует их и аргументирует. Устанавливает причинно – следственные связи анам


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: