Каменные стражи горы Парвати




 

Курги помнят многое. События вековой давности оживают в семейных преданиях. То, что произошло несколько веков назад, записано на камнях, медных пластинках, на бумаге. Но есть в этой стране свидетели далекого прошлого, о котором даже сами курги ничего определенного сказать не могут. Они о нем уже не помнят, и записей об этом времени у них не сохранилось. По одной очень простой причине. Тогда еще у кургов не было письменности. Но знаки прошлого, насчитывающие не одно тысячелетие, сохранились. Они живут в древних камнях Курга. Очень своеобразных камнях, обработанных человеческой рукой и превращенных в загадочные памятники. Памятники мегалитической культуры, или культуры «больших камней». Культура эта более двух тысяч лет назад была распространена не только в Курге, но и по всей Южной Индии. Она была очень разнообразна. Но в Курге она оставила свои следы в виде дольменов, менгиров и таинственных каменных погребений. Дольмены в этой горной стране встречаются довольно часто, но не все курги о них знают. И поэтому свой первый дольмен я искала довольно долго. Мне охотно рассказывали о кургских раджах, о кровавых столкновениях между кланами, о золотоволосой богине Кавери, но о дольменах сообщить ничего не могли.

— Кажется, у нас что-то есть, — говорили мне знакомые курги. — И если мы не ошибаемся, это называется пандава-паре.

— Что значит пандава-паре? — спрашивала я.

— Дом Пандавов, — отвечали мне.

Пандавы были славным родом, деяния которого описаны в «Махабхарате», и название, данное дольменам, свидетельствовало об их древности. Но где находятся эти пандаве-паре, никто толком не знал. Я устала от долгих и бесплодных расспросов, от рассуждений на эту тему и от безрезультатных поисков. Помощь пришла совершенно неожиданно.

Живая и подвижная старушка, мать миссис Ченгаппы, с которой у меня установились добросердечные отношения, пригласила меня в гости к себе в Вираджпет.

— Приезжайте ко мне, — сказала она. — По крайней мере хоть день отдохнете от этого сумасшедшего семейства. Так она определяла семью своей дочери.

Я отправилась в Вираджпет и не пожалела об этом. Сидя на веранде скромного дома, мы уже о многом переговорили со старушкой. О Ченгаппах, о Курге, о Москве. Старушке очень понравился мой рассказ о Москве, и она вдруг всерьез засобиралась в этот далекий и такой интересный город.

— Значит, у тебя в квартире две комнаты, — сказала она, размышляя вслух. — Но я тебя не стесню. Не думай, что я по вечерам буду сидеть в этой квартире. Я буду ходить по городу, посмотрю ваши театры и, может быть, посижу в ресторане. Это ведь так, интересно! Ченгаппы сидят в своем английском клубе, а я посижу в московском ресторане. Впрочем, — продолжала она, — везде интересно. Вот взять, к примеру, мой сад. Знаешь, стали пересаживать деревья и нашли, как ты думаешь, что?

— Клад! — выпалила я.

— А вот и нет! — засмеялась старушка. — Нашли большой, большой горшок.

— И что в нем было? — затаив дыхание, спросила я.

— А ничего особенного. Земля, перемешанная с пеплом. Но все равно интересно, правда?

Она просто себе не представляла, как это было интересно.

Старушка довольно точно описала древнее урновое захоронение.

— А где теперь этот «большой, большой горшок»? — с надеждой спросила я.

— Горшок пришлось разбить, — с сожалением сказала старушка. — Кто-то из детей в него забрался, а обратно не смог выбраться. Вот мы его и разбили, чтобы освободить этого злоумышленника. Но у меня в саду есть еще кое-что. Идем покажу.

Этим «кое-что» и оказался давно желанный мною «пандава-паре», или дольмен. Он находился в глубине сада и вокруг него была аккуратно расчищена земля. Когда-то он, видимо, был врыт в эту землю. Дольмен, сложенный из хорошо пригнанных гранитных плит, оказался около полутора метров в высоту и около трех метров в длину. Он был разделен на две камеры, каждая из которых имела круглое отверстие в восточной «стене». Сверху дольмен был прикрыт массивной гранитной плитой, края которой выступали над основным сооружением. Он и вправду напоминал собой жилище неизвестных существ, которые, видимо, попадали в него через эти окошки-иллюминаторы. Дольмен был сработан на славу, и ни время, ни люди не повредили его. Я обошла его, постучала по гранитным плитам и заглянула в отверстия. Такие же дольмены я видела в Керале во время своей поездки по Малабару.

— А что было внутри? — спросила я старушку.

— Какие-то пустяки, — махнула она рукой. — Полусгоревшие кости. Мы их выбросили. Зачем этот мусор?

Она не знала, что «этот мусор» был самым важным в ее «пандава-паре». Значит, этот дольмен был погребением. Но кто его соорудил и кого в нем похоронили, я не знала. Далекого ли предка кургов или аборигена-австралоида или, может быть, кого-то совсем неизвестного? Дольмен стоял в саду серый и массивный, молчаливый свидетель далекого прошлого. Того прошлого, которое сами курги уже не помнят. Устная кургская традиция пока не донесла до нас ничего такого, что связывало бы кургов с этими погребениями. Я осмотрела дольмен, но ни к каким определенным выводам не пришла.

В Меркаре я рассказала Минне Бопайе о дольмене и Вираджпете.

— Н-да, — сказала задумчиво Минна. — Значит, он стоит в саду матери Ниламмы Ченгаппа?

— Да, — ответила я, не подозревая о том, что данное местоположение дольмена было весьма существенным для Минны.

— Конечно, у Ченгаппов есть все, — иронически улыбнулась Минна. — Даже дольмен.

— Но это ведь не у Ченгаппов, — возразила я, почуяв не совсем ладное. — Это только у матери Ниламмы.

— Какое это имеет значение? — рассердилась Минна. — Все равно это Ченгаппы.

Я знала, что Ченгаппов и Бопайя разделяла какая-то давнишняя вражда. И пожалела, что сказала Минне о дольмене. Но я плохо знала Минну и Кург. Именно этот дольмен и его принадлежность родственникам Ченгаппы и заставили Минну предпринять ряд шагов, направленных на посрамление их «жалкого дольмена». В тот день Минна покинула меня, не попрощавшись. Появилась она только через два дня. Она была в отличном настроении, улыбалась и даже поздоровалась.

— Людмила, — сказала она, — я узнала нечто для тебя очень важное. Говорят, на горе Парвати, что рядом с Пушпагири, таких дольменов видимо-невидимо. Я отправляюсь туда вместе с тобой. Ченгаппам такое и не снилось. Завтра утром я заеду за тобой.

Если бы мне когда-нибудь сказали, что я «наживусь» на прошлом феодальной усобицы в Курге, я бы не поверила. Но случилось именно так.

С утра над Кургом стоял туман и шел моросящий дождь. Окрестные горы были затянуты серой пеленой. Тяжелые темные тучи появлялись время от времени там, где туман рассеивался. Моросящий дождь явно собирался перейти в ливень. Холодный и пронизывающий. Но Минну это не остановило. На карту была поставлена честь ее клана. Выигрышем должны были стать дольмены. Дорога наша лежала на север до Сомварпета, а оттуда к границе Курга, где стояла манящая и неведомая гора Пушпагири. Минна проявила всю свою энергию, чтобы эта поездка состоялась. Она достала джип и теперь, несмотря на неблагоприятные погодные условия, не собиралась от нее отказываться. В нескольких милях от Меркары дорога стала подниматься круто вверх, петляла между лесистыми горами и узкими горными проходами. Совсем низко, над самыми деревьями, висели облака. Дождь то прекращался, то начинался снова. От Сомварпета дорога пошла вниз, и лес, подступавший к ней, стал гуще. Порой гигантские деревья с прямыми стволами полностью скрывали окрестности и тянулись куда-то вверх, к серым облакам, набухшим дождем. Эти деревья росли вперемежку с кокосовыми пальмами, дикими бананами и панданусами. С деревьев свешивались толстые канаты лиан и цеплялись за кусты, усеянные крупными белыми колокольчиками. От колокольчиков поднимался резкий дурманящий запах. Цветы были ядовитыми. Ни одна тропинка не вела в эти стоящие сплошной стеной заросли. Через них можно было пробиться только с топором.

Дорога то прижималась к мокрым каменистым скалам, то уходила от них, уступая место зарослям тропического леса. Со скал и склонов срывались мутные потоки воды и, превращаясь в быстро бегущие ручьи, пересекали наш путь. В некоторых местах эти дождевые ручьи размыли гравий, и дорога обрывалась вниз глинистыми крутыми склонами и провалами. К полудню лес неожиданно расступился, и джип затормозил у обширной поляны. На поляне стояло одинокое одноэтажное здание под красной черепичной крышей.

— Все, — сказал шофер. — Дальше дороги нет даже для джипа. До Пушпагири осталось еще миль пять. Вам придется пройти их пешком.

Минна поежилась, глядя на потоки льющегося дождя. Но делать было нечего. Борьба с кланом Ченгаппов требовала своих жертв. Мы вышли из джипа и сразу окунулись в дождь.

В здание под черепичной крышей на лесной поляне размещалась школа для детей окрестных деревень. Учитель, молодой смущающийся кург, встретил нас на ее пороге.

— Пушпагири? Да, еще порядочно идти. Может быть, вы переждете дождь?

— А если он не кончится? — спросила я.

— И такое может быть, — кивнул учитель. — Дорога? Я вам, конечно, объясню, но тут есть кое-какие сложности. Впрочем, кажется, я вам могу помочь. Кутаппа! — крикнул он в темный коридор.

Почти мгновенно перед нами предстал юный кург лет девяти, одетый в шорты и рубашку цвета хаки, но босой.

— Кутаппа, — сказал учитель, ты, кажется, сегодня собирался в свою деревню?

— Да, сэр, — ответил Кутаппа.

— И твоя; деревня недалеко от Пушпагири?

— Да, сэр.

— Тогда ты проводишь этих двух леди до своей деревни и покажешь им дорогу на Пушпагири.

— Да, сэр. — И Кутаппа с удивлением уставился на двух леди. — С удовольствием, сэр, — спохватился он.

— Будешь за них отвечать, как мужчина, — сдвинул брови учитель.

— Конечно, сэр. Можете на меня положиться.

— Пожалуйста, идемте, — сказал наш страж и проводник, пропуская нас вперед.

Но на поляне он нас обогнал и ринулся куда-то в чащу по тропинке, идущей вниз. Дождь усилился, в чаще было темно, как в поздние сумерки, и сверкаюющие впереди пятки Кутаппы служили нам в этой темноте единственным ориентиром. Травянистая тропа из зарослей вывела нас на глинистую дорожку, которая шла по лесу, как по ущелью. С двух сторон дорожки плотной стеной стояли деревья. И только где-то вверху виднелась узкая полоса дождливого неба. Минна, подобрав сари до колен и придерживая его рукой, отважно ступила на дорожку. Тропа была скользкой и размытой. Наши ноги разъезжались, и мы с трудом удерживались на этой ненадежной почве. Где-то внизу за деревьями слышался шум текущей воды. Скользя и спотыкаясь, мы продолжали путь. Наконец тропа вывела нас на берег довольно широкой горной реки. Течение ее было спокойным, по черно-зеленой воде били струи дождя. Мы пересекли деревянный скрипучий мост и оказались на противоположном берегу. Теперь тропа медленно поползла вверх. Идти становилось все труднее. Одежда наша намокла, и нас не спасали даже плащи. Вода проникала сквозь их швы и струйками стекала по телу. Моя сумка с фотоаппаратами разбухла, и вес ее удвоился.

Вдруг в зарослях раздался шум, и на дорожку выскочил олень. Он на мгновение остановился, раздувая ноздри и удивленно кося на нас большим влажным глазом. И снова, как видение, скрылся в чаще. Олень уходил от преследования. Преследователями здесь могли быть только два представителя здешней фауны: тигр или пантера. Встреча ни с одним, ни с другим не сулила ничего хорошего. Но через милю я поняла, что тигры и пантеры — не самое страшное в кургском лесу в дождливый сезон. Эти властители лесов были шумливы и нахальны. Они оглашали лес своим рыком и не считали нужным соблюдать осторожность в охоте. Они делали все громко. А вот глинистая тропа была усеяна существами, на первый взгляд, тихими и безобидными. Они напоминали какие-то странные черные орехи. Это оттого, что они так сворачивались. «Орехи» были бесчисленными пиявками, «тихими убийцами» кургских лесов. Они лежали на тропинке и поджидали добычу. Как они умудрялись вцепляться в ноги, я не знаю. Но тем не менее они это делали. Не успела я сделать и нескольких шагов, как две из них уже сидели на моей щиколотке. Я заметила их быстро, но результат уже был налицо. Из ранок на щиколотке потекла кровь. Кровь, которая не хотела сворачиваться. Я шла по этому лесу, оставляя за собой кровавый след. Теперь я поверила той истории, которую мне рассказали в Меркаре. Истории об английском отряде, который заночевал, ничего не подозревая, в таком лесу, а наутро в полном составе больше не проснулся. «Тихая смерть» подобралась к людям незаметно и лишила их крови.

Пока Минна забавлялась моей неосторожностью, пара «тихих убийц» напала и на нее.

— Ну что тут поделаешь! — рассердилась Минна. — Никогда бы не подумала, что наше предприятие будет стоить столько крови.

Но те пиявки, которые лежали на тропинке, были не столь изощрены, как те, что уцепились за ветви деревьев. Они непостижимым образом в самый нужный им момент сваливались на нас, точно попадая на открытые части тела. Мы забыли с Минной о тиграх и пантерах и думали только о пиявках. Нам начинало грозить нервное расстройство…

Дождь все лил и вместе с его мутными струями на красноватой глине тропы появились новые обитатели. Они удачно дополняли пиявок. Они были, вежливо говоря, более темпераментными. А попросту — осатаневшими. Они вывинчивались из глины, подпрыгивали, вцеплялись в икры и на той же скорости пытались ввинтиться в них. После червяков на теле оставались красные следы зубов, которые сразу начинали болеть и чесаться. Короче говоря, это были даже не червяки, а какие-то собаки. Я первый раз видела таких.

Огромные лягушки прыгали по глине среди пиявок и «собак-червяков». Некоторые из них сидели на ветвях деревьев. Но все они были совершенно безобидны, худшее, что они могли сделать, — это неожиданно свалиться с дерева нам на голову. Лягушки компенсировали недостаток предприимчивости своими вокальными способностями. Они кричали на разные голоса. Тише, когда дождь чуть стихал, громче, когда он усиливался. Они монополизировали птичье пение. Дождь явно мешал птицам. И только одна из них неизвестной мне породы, одуревшая от холода и сырости, вся нахохлившаяся, тоже кричала по-лягушачьи. Я думаю, что она просто сошла с ума и вообразила себя лягушкой. С птицами, наверное, тоже такое бывает. С нами также могло произойти нечто подобное… Но нас спасли наши человеческие идеи, которые завели нас в этот лес. Мне нужно было во что бы то ни стало увидеть древние погребения, а Минне — насолить Ченгаппам. И поэтому мы стоически вынесли все трудности пути и не вообразили себя лягушками.

Но наше положение было не из лучших. Насквозь промокшие, мы стали быстро замерзать. Однако продолжали путь, аккомпанируя себе стуком зубов. Так было веселее. Наконец из зарослей вынырнула небольшая деревушка. Наш проводник, молчавший всю дорогу под тяжестью возложенной на него ответственности, остановился на краю рисового поля.

— Я привел вас, — сказал он серьезно. — И, кажется, с вами ничего не случилось. Вам осталось не более двух миль. Теперь все по прямой. Дойдете до подножия горы и увидите там лестницу. Спасибо за внимание. Всего хорошего.

И растворился в дождливом тумане.

Теперь мы продолжали путь вдвоем. Проводник объяснил нам все хорошо, и мы не сбились с пути. Через час мы увидели лестницу, сложенную из необработанных камней. Лестница вела куда-то вверх, туда, к разбухшим облакам и ветру. Потом лестница кончилась. Круто идущая вверх тропа шла через заросли. В зарослях мы наткнулись на два небольших храма на каменных платформах. Один из них был посвящен богу Шиве.

Старый жрец очень удивился, увидев нас в такой неурочный час. Он нам ничем не мог помочь, но принес плоды хлебного дерева, которые восстановили наши силы. И еще он сообщил, что мы уже почти на месте и осталось пройти не более двухсот метров.

— Вы сделали благое дело, — одобрительно покачал он головой. — Дошли до священной горы богини Парвати. Вы знаете богиню Парвати? — спросил он меня.

— Лично не знаю, — ответила я. — Но слышала, что она жена бога Шивы.

— Вот-вот, — закивал головой жрец. — Вы правильно говорите. Это очень священная гора.

— Но на горе есть древние каменные погребения, — сказала я. — Кто их построил? Вы что-нибудь слышали об этом?

— Нет, ничего, — отрицательно качнул головой жрец. — Ну, а построили их те, кому надо было это сделать.

— Слушай, — придвинулась ко мне Минна. — В жизни большего чудака не встречала. — А еще жрец. «Кому надо было это…» — передразнила она его. — Пошли.

И мы пошли, поднимаясь все выше по сглаженной гранитной скале. Вершина горы Парвати была такой же гранитной и обнаженной. Мы остановились перевести дух. Оставалось сделать только несколько шагов. Неожиданно дождь прекратился. Налетел порыв холодного ветра, и сидевшее на вершине облако уплыло куда-то к соседним склонам. Из-за тучи, стоявшей над горой, торжествующе и празднично брызнули солнечные лучи. Лучи коснулись священной горы и осветили то, что было от нас еще несколько мгновений назад скрыто дождем и туманом. Я сразу поняла, что Минна Бопайя одержала крупную победу над Ченгаппами. Правда, некоторое состояние остолбенения мне удалось преодолеть не сразу. Но на это были свои причины. Вот о них я и хочу рассказать.

На обнаженной вершине горы бесконечными рядами выстроились пирамиды, сложенные из камней. Пирамиды тянулись к небу вертикальными менгирами, которые венчали их верхушки. Здесь, на этой каменистой вершине, их было не менее двухсот. Над пирамидами лесистой громадой, как декорация, возвышалась гора Пушпагири. Высота пирамид была разной: от полуметра до трех. К ним были пристроены небольшие дольмены, сложенные из гранитных плит. Одни дольмены были ориентированы на восток, другие на запад. Я прошла вдоль этих застывших каменных рядов и обнаружила несколько отдельных дольменов без пирамид. Они отличались от того пандава-паре, который я видела в Вираджпете. Их плиты не были столь массивными и отсутствовала передняя «стена» с круглыми отверстиями. Каждый дольмен имел только одну камеру. Между дольменами и пирамидами редкими вкраплениями высились одиночные менгиры. Что все это было? Памятные камни в честь погибших воинов? Древние святилища? Или погребения? Сказать было трудно. Я обошла дольмены и обследовала их, но они были пусты. Ни пепла, ни керамической посуды, которые обычно находят в погребениях. Ничего. Только каменное основание горы, служившее им полом. Кто соорудил эти памятники? Курги или более ранние пришельцы?

Каменные пирамиды и дольмены молчаливыми рядами проходили перед моими глазами. Серовато-белый мох покрывал камни, и от этого они выглядели поседевшими. Отсюда, с этой вершины, был виден простор Курга. Один за другим тянулись лесистые хребты. Между хребтами вклинивались узкие долины. И над лесами и горами плыли облака, но они шли ниже нашей вершины. Здесь же над нами висело близкое небо. Вершина напоминала огромную сторожевую башню Курга, на которой вечным дозором застыли седые каменные воины, поднявшие к небу острые пики менгиров. Сколько веков они стерегут Кург? Сколько дождей и ветров прошумело над ними? Свидетелями чего они были? Но они молчат. Кто-то заклял их этим молчанием и неподвижностью. И только ветер мечется среди каменных стражей, поет и плачет о чем-то давно ушедшем и невозвратимом. А они стоят, навечно замершие, и несут свой бесконечный тысячелетний дозор на границе маленькой горной страны.

Солнце, на краткий миг озарившее эту удивительную картину, вновь скрылось за тучами. Небо потемнело, стал снова накрапывать дождь. Облака наползли на каменных стражей, окутали их плащами туманов и увели от нас куда-то в далекое прошлое.

Возвращались мы в Меркару уже ночью. Струи ливня хлестали по брезентовым бокам джипа. Фары выхватывали из темноты придорожные кусты и деревья. Дул порывистый ветер, и они мерно раскачивались под его напором. И в этой тьме, пронизанной водой и туманом, деревья и кусты казались гигантскими водорослями, колышущимися на дне призрачного древнего моря. Наконец где-то внизу замелькали огоньки Меркары. Призрачное море медленно растворялось и уходило туда, где остались безмолвные и таинственные каменные стражи священной горы Парвати…

 

Курги — кто они?

 

Я ездила по Кургу, ежедневно общалась с его людьми, слушала их рассказы, наблюдала их церемонии, изучала их религию. Я осматривала их памятные камни, дольмены, стелы с надписями. И, конечно, вопрос, каково же происхождение кургов, не давал мне покоя. Но я должна сразу вас разочаровать. Я не смогу ответить на него. Многие до меня старались это сделать, но и у них тоже ничего не получалось. Я расскажу о том, что думали и писали по этому поводу до меня, и позволю себе также порассуждать немного на эту тему.

Первое знакомство с кургами, даже поверхностное, приводит к мысли, что они отличаются, так же как и индийское племя тода, от основного дравидийского населения Южной Индии. Отличаются внешне, обычаями, характером. У многих крупных дравидийских народов, таких, как тамилы и телугу, малаяли и каннара, существует значительная примесь австралоидной крови, крови древнейшего населения Индии. Эта примесь внесла и определенные черты в облик индийских дравидов. Толстые губы, широкие носы, вьющиеся волосы, темная кожа — довольно частое явление среди индийских южан. У кургов такой примеси почти нет. Они продолжают сохранять чистоту своего древнего антропологического типа. А тип этот, как уже говорилось, европеоидный. У кургов светлая кожа, прямые волосы, тонкие носы — у многих с горбинкой, узкие губы. Цвет глаз у большинства темный, но нередко встречаются люди с голубыми, серыми и зелеными глазами. Светлоглазого курга от современного европейца отличает иногда только легкая смугловатость кожи. Форма их головы имеет тенденцию к брахикранности, то есть к короткоголовью. Это их в какой-то мере отличает от европеоидного средиземноморского типа, который существует среди населения Южной Индии с древнейших времен. Для этих средиземноморцев, к которым, например, принадлежит европеоидное племя тода, характерна доликоцефальность, или, иными словами, длинноголовость.

Одежда, военные традиции кургов выделяют их среди земледельческих народов Южной Индии. Ряд их церемоний не имеет аналогий у остального южноиндийского населения. Неподатливость индуизму — господствующей религии страны, незначительная роль в их духовной жизни индусских жрецов-браминов свидетельствуют о разных истоках формирования индуизма и религиозной системы кургов. Все эти отличия придают кургам характер уникальности. Уникальности загадочной и не всегда объяснимой. Это подтверждает мысль о том, что курги в противоположность соседствующим с ними группам австралоидного населения, таким, как иерава или курумба, не являются аборигенами здешних мест. Они пришлые.

Естественно, что в связи с этим утверждением сразу возникают вопросы: откуда они пришли и когда? Достоверно и определенно на этот вопрос можно ответить только исследуя большую и пока нерешенную проблему происхождения индийских дравидов вообще. Ибо курги, несмотря на свои отличия, являются неотъемлемой частью дравидийского населения, вернее, народов, говорящих на дравидийских языках. Их отличия от остальных, которые, возможно, возникли в результате долгой изоляции Курга, лишний раз подчеркивают сложность процесса формирования дравидоязычного населения, прихотливость путей передвижения народов в древней Индии.

Язык кодагу, на котором говорят курги, относится к семье дравидийских языков. В основном этот язык и связывает кургов с остальными дравидами, что дает нам определенную возможность рассматривать вопрос их происхождения как неотъемлемый от общих исторических проблем дравидоязычного населения. Язык кодагу в какой-то мере близок к одному из крупных соседних языков каннара и, по утверждению некоторых, является даже диалектом последнего. Правда, в кодагу есть свой специфический словарный запас, который отличает его от других дравидийских языков. Но этот запас еще не изучен, и поэтому исторический его характер остается для нас неясным.

Малоизученность конкретной проблемы происхождения кургов, крайняя бедность источников заставляют меня сделать только первый робкий шаг — изложить и рассказать лишь то, что известно о самих кургах. Я не буду пока увязывать все это с общим вопросом происхождения дравидов. И делаю это намеренно. Ибо только конкретное первоначальное изучение отдельной проблемы дает нам возможность в будущем правильно связать частное с общим.

Итак, что мы знаем о кургах? Какие отголоски о них доносит до нас древность? В каких источниках прозвучали о них слова, какие погребения отдали их молчаливые реликвии?

В глубокой древности история рассказывалась и писалась не так, как в наши дни Безвестных авторов не волновали детали и доподлинность событий. На хронологию они вообще не обращали внимания. Их занимала суть излагаемых деяний, их этическая и философская подоплека. Это были времена, когда боги вместе с людьми жили на земле, когда появлялись герои-полубоги, когда происходили чудесные события. Реальность и вымысел переплелись в описываемых событиях в единое целое, и отделить одно от другого сейчас трудно. История глубокой древности приобрела легендарный характер. Но за легендами и сказаниями тем не менее стояла реальная жизнь или, возможно, отзвуки ее. Вот такая полулегендарная, полуреальная история отражена в древнем индийском эпосе «Махабхарата» и в пуранах — сказаниях об индусских богах и героях.

Точная датировка обоих источников крайне затруднительна. Индийская традиция относит события, описанные в «Махабхарате», к III и даже IV тысячелетиям до нашей эры. Ряд европейских исследователей считает, что эти события имели место в I тысячелетии до нашей эры. Как бы то ни было, многие сходятся во мнении, что ядро знаменитого эпоса в том виде, в каком он существует теперь, сложилось примерно в середине I тысячелетия до нашей эры. Короче говоря, эпическая традиция Индии относится к глубокой древности и складывалась на протяжении многих веков. Трудно сказать, древнее ли пураны «Махабхараты». Возможно, они создавались параллельно. Приблизительно в середине I тысячелетия до нашей эры эти две традиции, эпическая и пураническая, пересеклись.

Самые ранние упоминания о Курге и кургах содержатся в «Махабхарате» и пуранах. В «Махабхарате» Кург фигурирует под именем Матсья Деша. «Матсья» — значит «рыба». Этой страной, согласно эпосу, управлял царь Вирата из рода Пандавов. И хотя Пандавы во время войны с Кауравами, той войны, описание которой составляет основную часть «Махабхараты», жили на севере Индии, не исключена возможность, что побежденные Пандавы откатились на юг и осели там. Кроме этого небольшого упоминания никаких иных сведений о Курге и кургах эпическая поэма не дает. Отождествление Курга с Матсья Деша произошло на основании пуранического материала. Одна из пуран так и называется «Матсья пурана». «Кавери пурана» является ее частью. Это в ней содержится легенда о богине кургов — Кавери. Но там есть и другие сведения.

Кург назывался в древности Матсья Деша, сообщает пурана, потому что недалеко от истоков Кавери, там, где сейчас находится самое священное место кургов, был пруд. В этом пруду жил один из трех верховных богов индусов — Вишну. Он мог жить там в воде, потому что в те времена он еще не был человеком, а был рыбой — «матсья». Согласно этой пуране, Кург в то время был населен «мленча» — дикими лесными племенами, темнокожими и толстогубыми. Короче говоря, Кург был населен австралоидами, и это не противоречит тому, что мы знаем об этнической истории района. Далее пурана повествует о царе Чандраварме, который был сыном другого царя, Сиддарты. Страну, которой правил Сиддарта, помещают на территории теперешнего Майсура. Правильно ли это предположение или нет — судить трудно. Во всяком случае, видимо, Сиддарта был одним из южноиндийских правителей. Но как он выглядел, кто были его родители, к какой этнической группе он принадлежал — об этом пурана умалчивает. В те отдаленные времена такие вопросы не вставали перед авторами пуран. Известно только, что Сиддарта принадлежал к касте кшатриев. Кшатрием был и его сын Чандраварма.

В пуране рассказывается, что Чандраварма отправился в паломничество в города Южной Индии. Путешествуя по югу, он забрел в Кург. Очарованный красотой страны, юноша впал в состояние, близкое к экстазу. Тогда ему явилась богиня Парвати, супруга Шивы. Она спросила его, чего он желает. Чандраварма высказал три желания: получить королевство, которое было бы лучше отцовского, жену из своей касты и успокоение после смерти. Парвати обещала ему все, кроме жены. Оказывается, жена из своей касты воинов-кшатриев Чандраварме не была положена судьбой. Парвати предложила ему жениться на женщине из касты шудр — рабов. В качестве королевства она отдала ему Кург. Но Кург надо было сначала завоевать. Поэтому Парвати снабдила Чандраварму белым конем и мечом и дала ему воинов. Чандраварма завоевал Кург, победив темнокожих «мленча», и стал там королем. Потом он женился на женщине — шудре, у которой было от него одиннадцать сыновей. У сыновей появились свои сыновья. Потомки Чандравармы были сильными людьми, они расчистили земли своей страны под пашни подобно диким кабанам — «крода». И страна начала называться Крода Деша. Потом слово «крода» перешло в «кодагу». Так стали называть кургов.

И «Махабхарата», и пураны были записаны на санскрите. Но есть еще один ранний источник, возникший в Южной Индии в первые века до нашей эры и завершенный в первые века уже нашей эры. Это тамильская литература эпохи Сангама. В поэмах этой эпохи есть упоминание о стране Кудаккам, которую опять-таки отождествляют со словами «кодагу», «кодава».

Вот и все сведения о кургах и Курге в древних письменных источниках, которыми мы располагаем. Сведения эти, без сомнения, красочные, но в них нет ответов на многие наши вопросы. Тем не менее кое-какие выводы из сообщенных фактов сделать можно.

Во-первых, ранние упоминания о Курге в древних источниках свидетельствуют о том, что эта страна была известна по крайней мере в I тысячелетии до нашей эры. Во-вторых, Кург был завоеван кшатрием царского рода, который одержал победу над темнокожими племенами южноиндийских аборигенов. Этот кшатрий-воин был пришлым, так же как и те, кто помогал ему в войне против австралоидов. В-третьих, потомки пришельца не сохранили чистоты крови своего родителя и прародителя, ибо последнему пришлось жениться на женщине более низкой касты шудр. Смешанные браки пришельцев, видимо, были историческим фактом. Остается только неясным, что собой представляла эта женщина-шудра. Пураны умалчивают и о ее внешности, о ее языке и месте постоянного обитания. В-четвертых, пураны не содержат никакого указания на то, что пришелец-завоеватель явился откуда-то издалека, из неизвестной авторам пуран страны. Он пришел, по их утверждению, из соседней области. Ну, а если и не точно из соседней, то по крайней мере из той же Южной Индии, заселенной в то время дравидо-язычными народами. Следовательно, если опираться на эту традицию, то есть основания отрицать наличие какого-либо чуждого миграционного потока для Курга I тысячелетия до нашей эры. В-пятых, учитывая то обстоятельство, что австралоидная примесь в кургах или незначительна или почти отсутствует, мы можем в какой-то мере исключить принадлежность легендарной прародительницы-шудры к этому слою населения. Можно предположить, что она была представительницей европеоидного средиземноморского населения Южной Индии. Принадлежность части этого населения к шудрам имеет свои основания. Но прародительница не наградила своих потомков длинноголовостью — признаком, свойственным южноиндийским средиземноморцам. По-видимому, курги унаследовали антропологический тип воина-кшатрия.

И наконец, в-шестых, принадлежность легендарного завоевателя Курга к высшей касте кшатриев наводит на мысль о том, что он мог быть в какой-то степени связан с арийским или еще более поздним чужеродным элементом в Южной Индии. Известно, что система варн и каст в том виде, в каком она существует сейчас, была принесена арийским потоком.

Выводов получилось много. Однако они построены на зыбкой почве скупых сведений, многие из которых, возможно, и не имели под собой исторических оснований. Но когда ничего нет, то даже и такие умозаключения в чем-то могут помочь.

Кург предоставил в наше распоряжение еще один источник — археологические находки. Источник еще более трудный для понимания нашей проблемы, нежели эпос и сказания. Ибо перед тем, как его использовать в полной мере, надо доказать принадлежность его именно кургам. Пока такими доказательствами мы не располагаем. Но тем не менее кое-какие сведения из этой области, возможно, окажутся для нас полезными.

Наиболее древними археологическими памятниками Курга являются погребения дольменного типа, те самые погребения, одно из которых я видела в Вираджпете. Они довольно широко распространены в этой горной стране. Их можно встретить около Меркары, в районе Фрейзерпета, их немало по соседству с Вираджпетом. Эти дольмены не являются чем-то уникальным, свойственным только Кургу. Они представляют собой одну из форм так называемой мегалитической культуры, или культуры «больших камней», очень характерной для Южной Индии вообще. Дольмены найдены в Майсуре, в Тамилнаде, Андхра Прадеш. Но дольменная культура не исчерпывается Индией. Образцы ее нам дают страны Европы, Кавказ, Ближний Восток. Правда, мегалитическая культура Южной Индии несколько более позднего происхождения, чем мегалит упомянутых районов. В большинстве своем мегалиты Южной Индии относятся к эпохе железа и датируются в пределах середины II тысячелетия — конца I тысячелетия до нашей эры.

Мегалит Южной Индии — одна из загадочных древних культур, происхождение которой и ее этническая принадлежность еще не нашли своего решения. В последнее время эта культура привлекает пристальное внимание многих индийских ученых: археологов, этнографов, историков. Ибо решение ее теснейшим образом связано с вопросом происхождения дравидо-язычных народов.

Проведена классификация мегалитических памятников, тщательно изучаются древние реликвии, найденные в них. Некоторые ученые считают, что южноиндийский мегалит — пришлая культура, попавшая в страну или с севера — по суше или с запада — по морю. Другие считают, что эта культура имеет местное происхождение. Мы воздержимся здесь от участия в этой дискуссии. Хочется только привести одно мнение, которое, как мне кажется, имеет непосредственное отношение к нашей теме. Индийский ученый Г.Г.Мажумдар считает, что ключевым районом, куда проникала с самого начала мегалитическая культура, был север штата Майсур (сейчас штат Карнатака)[11]. Туда она проникла через западное побережье Индии, а также Раджастан и Центральную Индию. Оттуда она продвинулась на юг, и в частности в Южный Майсур, где расположен район Курга. Эту идею первоначального вторжения мегалитической культуры или ее носителей в Северный Майсур поддерживает и английский археолог Уиллер. Он считает, что это произошло в конце первого тысячелетия до нашей эры. Основным материалом для такого вывода Уиллеру послужили раскопки мегалитических погребений в Брахмагири — районе, соседнем с Кургом.

Раскопки кургских дольменов начались в середине XIX века. Первым сделал такую попытку миссионер Мёглинг, имя которого уже неоднократно упоминалось в этой книге. В 1856 году он открыл целую группу дольменов в Беппунаде и стал их раскапывать. Несколько позже его примеру последовал английский лейтенант Маккензи, который начал раскопки в 1868 году в районе Вираджпета. Потом были обнаружены дольмены в Фрейзерпете, на майсурской стороне реки Кавери. Ими занялся капитан Коул, который был в то время английским комиссаром Курга. Коул даже опубликовал статью об этих раскопках в журнале «Индийские древности» в июле 1873 года. Нужно ли говорить о том, что все



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: