УТВЕРЖДАЮ
Командир АЭ
Семесюк А.И.
«01 » сентября 2015 г.
КОНСПЕКТ
Проведения занятий с курсантским составом АЭ
Тема: «Предполетная штурманская подготовка к полетам»
Время: 1 час.
Место проведения: методический класс АЭ.
ПЛАН
1. Общие положения.
2. Расчет максимальной взлетной и фактической массы воздушного судна.
3. Расчет безопасной высоты полета ниже нижнего безопасного
эшелона и нижнего безопасного эшелона полета.
Омск 2015
Общие положения.
Предполетная подготовка: проводится перед каждым полетом с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеорологических условий. Экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее, чем за 1 час до намеченного времени вылета. Качество подготовки в штурманском отношении контролируется штурманом подразделения, дежурным штурманом, а при его отсутствии – назначенным должностным лицом.
При подготовке к полету курсант обязан:
- получить полетную документацию (сборники АНИ, маршрутные карты), необходимые для выполнения полета, сверенные с контрольными экземплярами;
- изучить фактическую метеообстановку и прогноз погоды по посадочной площадке вылета, маршруту, аэродрому (посадочной площадке) назначения, запасных аэродромах, аэронавигационную обстановку в районе посадочной площадки, по маршруту, на основном и запасных аэродромах;
- уточнить данные работы РТС на посадочной площадке, по маршруту полета, аэродроме назначения (посадочной площадке) и на запасных аэродромах;
- выполнить навигационный расчет полета (по маршруту и схемы полета по кругу, с использованием посадочных систем);
- выполнить расчет безопасной высоты полета ниже нижнего безопасного
эшелона и нижнего безопасного эшелона полета;
- выполнить расчет потребного количества топлива на полет от посадочной площадки вылета до аэродрома назначения (посадочной площадки) с учетом прогностического ветра и аэронавигационного запаса топлива;
- выполнить расчет рубежа возврата, ухода на запасной аэродром (при необходимости);
- рассчитать максимальную взлетную массу воздушного судна;
- пройти контроль готовности у штурмана эскадрильи и доложить пилоту-
инструктору о готовности к полету;
На воздушном судне:
- выполнить работы на воздушном судне, предусмотренные РЛЭ;
- сверить показания личных и бортовых часов с показаниями контрольных
часов (точность установки не хуже ± 2 секунды);
- рассчитать центровку и взлетную массу воздушного судна;
- выполнить установку (сверку) данных СНС (при необходимости) для
предстоящего полета;
Расчет максимальной взлетной и фактической массы
Воздушного судна.
Расчет максимальной взлетной массы воздушного судна в зависимости от типа производится согласно РЛЭ воздушного судна по номограммам.
Для вертолета АС-350 Б2 максимальная взлетная масса – 2250 кг.
Для вертолета Ми-171 исходными данными для расчета максимальной взлетной массы являются относительная высота посадочной площадки высота от изобарической поверхности 760 мм. р. ст. и температура наружного воздуха – tо. При использовании противообледенительной системы (ПОС) при температуре наружного воздуха от +5о и ниже – взлетная масса уменьшается на 800 кг.
Примечание: максимальная взлетная масса не должна превышать 13000 кг.
Ми-171
Таблица зависимости значений mмах доп. взлетной (посадочной) массы вертолета, удовлетворяющей требованиям категории В, при взлете и посадке без использования влияния земли, от tонв (Нпл = 100 м).
При включении ПОС двигателей, НВ и РВ взлетная масса должна быть уменьшена на 800 кг.
+50 | +49 | +48 | +47 | +46 | +45 | +44 | +43 | +42 | +41 |
+41 | +40 | +39 | +38 | +37 | +36 | +35 | +34 | +33 | +32 |
+31 | +30 | +29 | +28 | +27 | +26 | +25 | +24 | +23 | +22 |
+21 | +20 | +19 | +18 | +17 | +16 | +15 | +14 | +13 | +12 |
+11 | +10 | +9 | +8 | +7 | +6 | +5 | +4 | +3 | +2 |
+1 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | -6 | -7 | -8 | |
-9 | -10 | -11 | -12 | -13 | -14 | -15 | -16 | -17 | -18 |
-19 | -20 | -21 | -22 | -23 | -24 | -25 | -26 | -27 | -28 |
-29 | -30 | -31 | -32 | -33 | -34 | -35 | -36 | -37 | -38 |
-39 | -40 | -41 | -42 | -43 | -44 | -45 | -46 | -47 | -48 |
-49 | -50 |
Для вертолета Ми-8Т исходными данными для расчета максимальной взлетной массы являются относительная высота посадочной площадки высота от изобарической поверхности 760 мм. р. ст., температура наружного воздуха – tо и скорость ветра у земли. При использовании противообледенительной системы (ПОС) при температуре наружного воздуха от +5о и ниже – взлетная масса уменьшается на 400 кг. При температуре наружного воздуха от +15о и выше взлетная масса уменьшается на 350 кг.
Примечание: максимальная взлетная масса не должна превышать 12000 кг, максимальная взлетная масса рассчитывается для условий взлета против
Расчет фактической взлетной массы воздушного судна в зависимости от типа производится согласно РЛЭ воздушного судна.
Для вертолета АС-350 Б2 фактическая взлетная масса рассчитывается из расчета: массы воздушного судна, количество топлива в килограммах, количества членов экипажа (пассажиров) = 80 кг • n, где n - количество членов экипажа (пассажиров), массы служебного груза (10 кг). Фактическая взлетная масса не должна превышать – 2250 кг.
Для вертолета Ми-171 данными для расчета фактической взлетной массы являются: масса воздушного судна, количество топлива в килограммах, количество масла в килограммах (68 кг), количество членов экипажа (пассажиров) = 80 кг • n, где n - количество членов экипажа (пассажиров), массы служебного груза (300 кг).
Примечание: фактическая взлетная масса не должна превышать 13000 кг.
Для вертолета Ми-8Т данными для расчета фактической взлетной массы являются: масса воздушного судна, количество топлива в килограммах, количество масла в килограммах (69-70 кг), количество членов экипажа (пассажиров) = 80 кг • n, где n - количество членов экипажа (пассажиров), массы служебного груза (300 кг).
Примечание: фактическая взлетная масса не должна превышать 12000 кг.