Методика определения выбросов загрязняющих веществ
В атмосферный воздух от передвижных источников для проведения
сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
I. Общие положения.
1. Настоящая методика предназначена для расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы) от совокупности передвижных источников, движущихся по автомобильным дорогам, (далее – автотранспортные потоки, автодороги) на территории, для которой проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха (далее – Сводные расчеты)[1].
2. В качестве исходных данных для расчета максимальных разовых и валовых (годовых) выбросов от транспортных средств на эксплуатируемых автодорогах используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков с учетом категории автодорог и типов транспортных средств[2]. Для проектируемых автодорог используются данные о структуре и интенсивности движения транспортных средств в соответствии с проектной документацией.
3. При проведении Сводных расчетов необходимо регулярное обновление данных о выбросах от транспортных средств на автодорогах с учетом возможных изменений интенсивности автотранспортных потоков, схемы организации улично-дорожной сети, транспортной инфраструктуры.
II. Организация и проведение натурных обследований
структуры и интенсивности автотранспортных потоков
4. Для расчета выбросов автотранспортных потоков проводится анализ особенностей распределения автотранспортных потоков на территории, для которой проводятся Сводные расчеты, на основе данных о площади и линейных размерах территории, для которой проводятся Сводные расчеты, о климатических условиях, о количестве населения, схемы организации улично-дорожной сети, об особенностях расположения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов социальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, включая автохозяйства, бензозаправочные станции, станции техобслуживания, о составе и интенсивности автотранспортных потоков и их изменений во времени (сутки, неделя, сезон и год).
Данные о схеме организации улично-дорожной сети, а также информация об условиях дорожного движения и организации движения транспортных средств (далее - транспортная нагрузка), запрашиваются в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция).
5. На основе анализа схемы организации улично-дорожной сети, а также информации о транспортной нагрузке составляется программа обследований.
6. Программа обследований включает перечень автодорог (участков автодорог) с различной интенсивностью движения, выбранные места наблюдения на каждой автодороге (участке автодороги), способ изучения структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, даты, время суток и длительность проведения обследования.
В программу обследований не включаются автодороги (участки автодорог) с интенсивностью движения менее 150-200 транспортных средств в час, выбросы от автотранспортных потоков которых признаются несущественными для проведения Сводных расчетов.
7. В случае если на протяжении автодороги структура и (или) интенсивность движения автотранспортных потоков изменяется более чем на 15-20 %, автодорога разбивается на участки, для которых отдельно осуществляется расчет выбросов.
8. С учетом (климатических, географических, градостроительных) особенностей муниципального, городского округа оставляется Перечень автодорог (участков автодорог), выбросы от автотранспортных потоков которых учитываются при проведении Сводных расчетах и для которых составляется программа обследований.
9. Автодороги (участки автодорог), включенные в указанный в пункте 8 настоящей Методики перечень, наносятся на ситуационный план территории, для которой проводятся Сводные расчеты с соблюдением масштаба указанного плана.
Для каждой автодороги (участка автодороги) указывается наличие и количество регулируемых и (или) нерегулируемых перекрестков.
10. Способы обследования структуры и интенсивности движения:
фиксация транспортных средств визуально;
видеофиксация по видеофайлам;
видеофиксация по данным непрерывного автоматического учета.
11. Визуальный способ основан на визуальном наблюдении и фиксировании количества транспортных средств, проезжающих по выбранному участку автодороги.
12. Видеофиксация по видеофайлам проводится в два этапа:
видеофиксация, позволяющая идентифицировать типы, конструктивные и технические особенности всех транспортных средств, движущихся в потоке;
определение интенсивности движения по видеофайлам визуальным методом.
При использовании способа видеофиксации по видеофайлам камера устанавливается на штатив в месте наблюдения за участком автодороги. Запись проводится в течение 20 минут 2 − 3 раза в течение каждого часа.
13. Обследование способом непрерывного автоматического учета осуществляется при условии наличия данных за период не менее двух лет.
14. Учет транспортных средств, проезжающих по автодороге (участку автодороги), осуществляется с разделением по следующим типам:
I – легковые (Л);
II − автофургоны и микроавтобусы до 3,5 тонн (АМ);
III − грузовые от 3.5 до 12 тонн (Г£12);
IV − грузовые свыше 12 тонн (Г>12);
V − автобусы свыше 3.5 тонн (А >3,5).
15. Подсчет проезжающих по обследуемой автодороге (участку автодороги) транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа периода наблюдений.
Фиксация проезжающих транспортных средств проводится в двух встречных направлениях синхронно раздельно по каждому направлению движения. При высокой интенсивности движения (более 2 − 3 тысяч транспортных средств в час) допускается фиксация проезжающих транспортных средств первые 20 минут – в одном направлении, а следующие 20 минут − в противоположном направлении.
16. Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы с повышенной интенсивностью движения (далее - часы «пик»).
Для обоснованного выбора часов «пик» при составлении программы обследований анализируются данные об интенсивности и структуре движения автотранспортных потоков, полученные в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики.
Для автодорог с транзитным проездом через муниципальный, городской округ (далее – транзитные автодороги) наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток.
Для автодорог, не являющихся транзитными автодорогами, характерны часы «пик» в период с 7 − 8 часов до 21 − 22 часов, при этом отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7 − 8 часов до 10 − 11 часов и с 16 − 17 часов до 19 − 20 часов) или один максимум в течение дневного времени суток.
17. Натурные обследования состава и интенсивности движения автотранспортного потока проводятся не менее 4 − 6 раз в часы «пик» на каждой автодороги (участке автодороги) в течение 5 − 7 рабочих дней условно летнего периода года.
18. При проведении натурных обследований для автодороги (участка автодороги) фиксируется количество регулируемых и нерегулируемых перекрестков, определяется протяженность очереди транспортных средств, в том числе перед запрещающим сигналом светофора, включающая длину соответствующей зоны перекрестка.
19. Для оценки валовых (годовых) выбросов в программу обследований включаются выходные дни и дни в разные сезоны года.
20. Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движения автотранспортного потока оформляются в табличной форме, рекомендуемый образец которой приведен в таблице № 1.
Таблица №1.
Рекомендуемый образец
Таблица