Культура умственного труда в школе




Культура умственного труда в школе и дома

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и мужественным… Кто не надеется, что люди будут уважать его сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность…

В свою очередь, каждый педагог ставит перед собой цель воспитать грамотного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой действительности современного окружающего мира.

Иначе говоря, и родители, и педагоги мечтают и хотят видеть человека, способного занять достойное место в обществе.

Как мы понимаем, решить эту задачу непросто и трудно…

Но можно…

 

Задачи формирования культуры умственного труда у учащихся

 

Задача воспитания культуры умственного труда на современном этапе развития общества становится одной из самых важных для педагогов и психологов школы. Владение наиболее рациональными приёмами и способами умственного труда помогает человеку успешно решать задачи по непрерывному пополнению и совершенствованию своих знаний в разных областях жизнедеятельности.

Что же включает в себя понятие «культура умственного труда»?

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент, интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и т.д.

Элементы личностного и интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения.

Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности.

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

 

Итак, при воспитании культуры умственного труда особое место отводится формированию положительного отношения ученика к учению, мотивации. Для развития мотивации используется особая группа приемов: «пробуждение положительного отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

 

Культура умственного труда в школе

Правильный режим работы школы разрабатывается на основе нормативной документации, утверждается и согласовывается с Санпином и управлением образования. Оборудование мест для занятий проверяется в начале учебного года администрацией школы. И если театр начинается с вешалки, то школа начинается с внешнего вида учащихся и кабинетов. Ответственность за внешний вид учащихся несут родители и классные руководители. За соблюдение санитарно-гигиенических и эстетических требований в кабинете несут ответственные за кабинет. Учитель начинает урок только при наличии в нём всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

Каждый урок начинается с подготовки к нему рабочего места: учащийся обязан иметь все необходимые учебные принадлежности на каждом уроке учебник, тетрадь, ручку, дневник и т.д., забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности запрещается. На учебном столе у учащегося не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

Не менее важной стороной учебного процесса является организация учебной деятельности учащихся на самом уроке. Разумно организованный, учебный процесс создает особое психологическое «поле», обстановку, которая оказывает эмоциональное воздействие на ученика, рождает дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Для успешной организации учения учителя стремятся основательно изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы, способности, отношение к делу, состояние здоровья и т. д.
Повторение и закрепление нового учебного материала, оценка и учет знаний, навыков и умений учащихся – заключительная, итоговая часть урока.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Кроме того, значительное влияние на овладение учащимися навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, рекомендовано иметь памятки для характеристики общественного строя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей. В кабинете физики – типовые планы изложения учебного материала о физическом явлении, физическом законе, физической теории; в кабинете русского языка и литературы: «Как определять части речи», «Как писать изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной книге», «Как охарактеризовать художественное произведение»; в кабинете иностранных языков: «Как работать со словарем», «Как работать над текстом» и д.р.

Оценки в журнале и дневниках – показатели учебного труда учащихся, эффективности деятельности учителя. Оценка успеваемости - важная психолого-педагогическая проблема. Оценка успеваемости учащегося должна отражать количество и качество знаний, достижений, навыков и умений в их диалектическом единстве. Качество при этом определяется как свойство объективного знания с точки зрения его относительной ценности, взаимосвязей между частями и другими знаниями, а критерий качества рассматривается как конкретные указания на то, как пользоваться им на практике, в том числе и для получения новых знаний.

Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой-то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности.

 

Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объёмом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости.

Основным требованием к учащемуся на уроке должно быть, на мой взгляд, таким: изучаемый материал должен быть понят. Невнимательное отношение учащегося к материалу, его недооценка является достаточно распространёнными. Совершенно недостаточно просто запомнить правило и уметь его воспроизвести. То значимое и важное, что в нём содержится, может быть извлечено, например, при решении задач, только при работе с чертежом,. Приведу пример: учащиеся 6-ых классов, прочно запоминают теорему (даже самые слабые) «медиана в равнобедренном треугольнике, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой». Недостаточная глубина понимания этой теоремы, небрежность в её формулировке приводит к грубым ошибкам в решении задач: часть учащихся склонны наделять таким свойством и другие медианы равнобедренного треугольника. Следовательно, при работе на уроке важна не только установка на то, чтобы понять материал, но и запомнить его в строгой и определенной словесной формулировке (теоремы, формулы, правила). Многие наши учителя на своих уроках, добиваясь четкой и грамотной математической речи, используют разные приёмы, в том числе и комментируемый ответ.

Минутное отвлечение ученика на уроке может привести к тому, что станет непонятным всё последующее. Усваивать материал можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения. Именно от нас, учителей, зависит, как длительно мы можем удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: