Культура умственного труда при выполнении домашних заданий




Итак, уроки закончены, учащиеся приступают к выполнению домашних заданий.

Домашняя работа учащихся – это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Её особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала.

 

Домашнее задание должно быть выполнено возможно лучше и возможно в короткое время. Прежде всего, есть общие правила организации домашней работы.

Одно из них – это умение организовать самостоятельную деятельность. Воспитание культуры умственного труда и призвано обеспечить процесс обучения таким образом, чтобы ученики учились мыслить самостоятельно, проявлять творческую активность при выполнении учебных действий. Овладение приемами мышления гарантирует прочность знаний, развивает интерес к учёбе, расширяет познавательные возможности. Возникает потребность искать новый материал, что способствует самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности.

В.А.Сухомлинский проводил прямую зависимость между уровнем развития учебных навыков и желанием детей учиться. Он писал: «...чем больше школьники овладевают навыками умственного труда, тем меньше выражают они нежелание учиться».

Многие школьники жалуются на плохую память.

Рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объёмом материала, если он не обработан и разобран по смыслу, если ученик не обладает культурой запоминания, не умеет использовать подсобные приёмы, облегчающие работу. Каковы же основные законы культуры запоминания? Это, прежде всего, «закон распределения повторений по времени». Например, школьнику надо выучить большой объём материала сразу. И вот старательный ученик накануне сидит целый вечер над одним предметом 4-5 часов, несколько раз повторяет, прочитывает весь материал, т.е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. А этот закон прямо велит: чем больше материала надо запомнить, тем важнее делать это не в один присест, и уж конечно, не накануне дня опроса. Даже и не очень большой текст лучше выучивать не сразу, а так: немного сегодня, потом завтра.

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением. Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе? Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Родители, учителя, отдельные учёные жалуются на перегрузку школьников домашними заданиями. Существует мнение о том, что домашние задания вообще не нужны, что надо успевать все делать на уроке и научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями. Без разумного и рационального домашнего задания учащиеся не могут в полной мере получить определённые умения и навыки. Кроме того самостоятельная домашняя работа школьников играет важнейшую роль в деле отработки приёмов учебно-познавательной деятельности, т.к. выполняя домашнее задание, учащиеся отрабатывают навыки активной умственной деятельности при работе с книгой и другими источниками информации, а также навыки правильной организации учебной работы, приёмы самооценки и самоконтроля.

 

Перегрузка учащихся домашними заданиями возникает по разным причинам. Чаще всего из-за плохой организации труда. Домашняя учебная работа должна удовлетворять определённым требованиям.

Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными. Они сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении конкретного правила, операции мышления, практического действия.

Учебные задания на дом более просты и понятны, чем та учебная работа, которая проводится в классе. Иногда учитель даёт задания на дом, которое равноценно по трудности. Но ведь в классе ученик работает под руководством учителя, в условиях коллективных действий. Если домашнее задание сложно, ученик тратит много времени, у него снижается интерес и познавательная активность.

Домашнее задание полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей, особенно при составлении задач, примеров, предложений, сочинений.

Обязательным требованием является необходимость инструктивных указаний о том, как выполнять задание. Главное в том, чтобы предупредить возможность механического копирования того, что выполнялось в классе. Ученик всегда должен понимать, какое правило, теоретическое положение лежит в основе выполнения задания.

Учителю важно знать, каковы формы помощи родителей в учебной домашней работе школьников. Влияние родителей может быть как положительным, так и отрицательным. Своевременная консультация для родителей закрепит полезную помощь и снизит или вовсе ликвидирует неправильное воздействие на выполнение домашней работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: