Основные теории происхождения религии.




Существует две группы теорий:

1.Теологические (религиозные) - «изнутри».

2.Научные «извне».

 

Теологические (религиозные) теории (тео - бог, логос - учение) основаны на утверждении о сверхъестественном происхождении религии.

1. Традиционалистская теория гласит о том, что религию открыл сам Бог (Адаму, Еве; Моисею, Мухаммеду и др. пророкам). Развивали эту теорию: Афанасий Александрийский (295-373), Иоанн Златоуст (350-407), Иоанн Дамаскин (675-753), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274).

2. Теистическая теория - Бог принципиально отличается от мира вещей и явлений. Он выше человека, является источником всего, в т.ч. и религии (схожа с №1).

3. Концепция врожденных идей - идея существования Бога присуща человеку с самого рождения. Если бы никто не сказал, человек все равно бы знала это. (Рене Декарт 1569-1650, фр. математик).

4. Мистическая теория - человек видит бога внутренним взором, наблюдает не телесно, а духовно. Это наблюдение требует не ума, а веры (Фридрих-Генрих Якоби 1743-1819. Нимец.писатель, философ-иррационалист).

 

Научные теории происхождения религии. Главная их особенность заключается в старании объяснить религию как результат реализации определенных потребностей, интересов или неспособности человека преодолеть свою зависимость от внешних сил.

1. Политико-государственная теория. Предложена она в V в. до н.э. древнегреческим философом Критием (460-403 до н.э.), который выразил допущение, что религия является выдумкой законодателей. Ее делил Лактаций (250-225 до н.э.), который считал основателем религии римского царя Помпилия. Эту гипотезу развили гуманисты (идейное направление в культуре Возрождения), которые отстаивали право на существование независимой от религии светской культуры и энциклопедисты (французские мыслители - Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо и др.), Которые участвовали в создании «Энциклопедии» первого произведения, систематизировавшее тогдашние научные знания XVII-XVIII вв. Религию они считали обманом, выдумкой, результатом невежества, сознательным нечестным заговором для достижения чьих-то интересов или общего спокойствия.

2. Эвгемеризм. Его автором был греческий философ Эвгемер (340-260 до н.э.), который считал, что религия ведет начало с предоставления почестей и обожания древних царей.

3. Натуралистическая (материалистическая) концепция возникла синхронно с эвгемеризмом, она базировалась на утверждениях, что сфера духовного, в частности религия, является производной от материального мира. Ее сторонники считали религию фантастическим отражением мира в сознании людей. Среди мыслителей этого направления греческий философ-материалист Эпикур (342-270 до н.э.), который выдвинул гипотезу о атомистическом строение мира, вечном и бесконечном, и поэтому не мог быть созданным богами. Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) писал, что представление о богах произошло из наблюдений за природой, а страх людей перед ее могущественными силами побудил сооружать богам капища. Одному из последователей Эпикура - римскому писателю Петронию (ок. 66 н.э.) принадлежит высказывание: «Первых богов на Земле создал страх». Так думал и основатель материалистической линии в философии Демокрит (460-361 до н.э.), во времена которого было распространено утверждение, что религия возникла в древнем Египте от страха перед природой, ее позаимствовали другие народы. Об этом писали и историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.). Натуралистическая концепция происхождения религии прижилась в многочисленных теориях как материалистов, так и нематериалистов. Среди ее сторонников английские философы Д. Юм, Т Гоббс, представители немецкой классической философии - Г.В.Ф Гегель, Ницше, основатель «философии жизни» Л. Фейербах, представитель марксистской философии Ф. Энгельс и др.

4. Мифологическая теория. Ее придерживался английский лингвист Макс Мюллер (1823-1900), изучая языки древних народов, предположил, что религия ведет начало из мифа о Солнце, с обожествления Солнца. Это было ударом по теологической концепции, так как в определенной степени отрицало сверхъестественное происхождение религии. Концепция Мюллера имела зыбкую научную основу, поскольку мифы о Солнце отражали переход отдельных племен к земледелию, а религиозные представления существовали задолго до этого.

Мифологическую теорию происхождения религий поддерживали братья Гримм, А. Потебня и др. Она является своеобразным продолжением астральной теории происхождения религии, представители которой считали ее возникновения следствием древних древних людей объяснить метеорологические, астральные явления.

5. Анимистическая теория. Распространилась в конце XIX в начале XX в. Основателем ее был английский этнограф, религиовед Э.Тайлор. Он считал, что религия сформировалась от веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. анима, анимуз - душа, дух). Английский философ и социолог Г. Спенсер выводит происхождение анимизма с идеи «двойника»: первобытный человек видел своего двойника или двойника другого человека во сне или в мечтаниях, и у него появлялась мысль о двойной сущности человека. По другим утверждениям, анимизм состоялся благодаря стремлению первобытного человека к самопознанию. Анимистическая теория побудила к признанию умственных способностей первобытного человека.

6. Психологическая теория. В ее основу взят тезис, что зарождение религии обусловлено особенностями природы человека. Ее основатель австрийский психолог, автор теории психоанализа 3. Фрейд. Религия, согласно его учению, есть следствие психических переживаний человека в стрессовой ситуации. Психическое предшествует социальному, определяет его, а значит, психическое восприятие мира первобытным человеком является источником его религиозного мировоззрения.

 

 

Структура религии

Религия является сложным социально-историческим явлением, все элементы ее структуры - религиозные взгляды, представления, чувства, интуиция, обряды, праздники, ритуальные церемонии, нравственные и канонические предписания, культовые сооружения, религиозные организации, учебные заведения, служители культа, находятся в тесном единстве и взаимозависимости.

Проблема структуры религии имеет несколько аспектов. Первый из них связан с религиозным сознанием - особенностью взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих, второй - с культовой деятельностью; третий - с религиозными организациями.

 

1)Религиозное сознание.

Охватывая мифы, концепции, идеи, теории, представления о сверхъестественном, догматы, содержание священных книг, легенд, молитв и т.п. представляет концептуальный аспект религии.

Религиозное сознание - отношение верующих к миру, выраженное в

системе взглядов, чувств, смысл которых - вера в сверхъестественное. Существенными признаками религиозного сознания является образность, символичность, интимность, таинственность, объединение иллюзорного и реалистического.

Важнейшими аспектами религиозного сознания являются

• религиозные взгляды, которые существуют в форме представлений, понятий, мыслей. Главной особенностью их является вера в сверхъестественное

• религиозные чувства, выражающие эмоциональное отношение к миру, его явлениям. Особых религиозных чувств не существует, это обычные человеческие чувства, сосредоточены в религиозной сфере. Они бывают положительными (любовь, благоговение, радость) и отрицательными (страх, растерянность, отчаяние)

• религиозный смысл, касается смысла бытия, жизни и смерти, добра и зла, охватывает взаимосвязь человека и мира.

Вера - состояние религиозного сознания, которая проявляется в бездоказательном признании истинности религиозного учения, существование сверхъестественных сил, абсолюта.

Вера в сверхъестественное является существенным признаком любой религии: это вера в единого Бога, а также, распространенная в ранних формах религии - вера в духов, богов, дьяволов и другие потусторонние силы.

Религия не существует в неизменном виде. В ней происходят процессы зарождения, развития, изменения, в некоторых случаях, прекращение существования. Современные религии впитывают в себя моменты древних верований. В религиоведении, как и в некоторых др. науках существует такое понятие, как преформизм.

Преформизм (лат. ргеfогmо- «создаю заранее») учение, которое утверждает, что все высшие формы, которые достигают высшие явления в процессе своего развития, зарождаются и черпают энергию в низших формах.

Богословие (теология) - система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, совокупность доказательств истинности догматики конкретной религии, религиозной морали, правил и норм жизни духовенства и верующих. В его состав входят теоретические и практические дисциплины - апологетика, догматизм, пастырское богословие и др.

Апологетика (греч. защищающий) - раздел богословия, который оправдывает и защищает определенную религиозную систему, ее догматы с помощью апеллирование к разуму.

Догматизм (греч.- мнение, учение) - вероучения религиозной конфессии, которые признаются как установленные Богом, вечные, неизменные истины. Религиозные догматы признаются как абсолютные истины, недоступные для критики. Любые попытки взять их под сомнение осуждаются как ересь, прибегают к анафеме (греч. - проклятие) от имени Бога.

Существование религиозного культа (от лат. поклонение). отличает религию от других форм общественного сознания.

2)Религиозный культ - это реализация веры в предметах, символах, действиях индивидов или групп верующих.

Предметом культовой деятельности могут быть различные

объекты: материальные предметы, животные, леса, горы, солнце, месяц;

силы: духи, боги, Бог Всевышний;

средствами культа являются культовые сооружения (храмы, молитвенные дома, капища), религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка) религиозные предметы (крест, свечи, церковное оборудование).

Важным аспектом религиозного культа является религиозный обряд.

Религиозный обряд - это обусловленные обычаями, традициями символические индивидуальные или коллективные действия, воплощающие определенные идеи, нормы, идеалы и представления и направленные на установление взаимоотношений человека со сверхъестественными объектами.

Составляющие обряда: знаки - движения, которые имеют определенную смысловую нагрузку, и символы - условные обозначения смысла предмета, явления.

Молитва - вербальное обращение человека к объекту своей веры. Бывает индивидуальная и коллективная. Может сопровождаться хоровым пением, чтением священных книг, проповедями.

Значительную роль в культовой системе играет эмоционально-эстетический фактор, под влиянием которого нейтральные или негативные эмоции трансформируются в положительные.

 

3)Религиозные организации.

Культовые действия не могут происходить спонтанно, а требуют организованности, является основной предпосылкой формирования религии как социального института, то есть формирование религиозных организаций.

Религиозная группа - немногочисленная религиозная организация, созданная для удовлетворения религиозных потребностей; совокупность верующих внутри религиозной общности, объединенных определенным интересом; моно-, поликонфессионального объединения, созданные для проведения религиозных мероприятий.

В первобытных обществах к религиозной организации относились все члены рода, племени. В культовых действиях участвовали все члены первобытной общины. Это был состояние так называемой «примитивной религии», которой было свойственно мифологическое сознание, еще не способное отделить естественное от сакрального (священного).

Религиозная организация является сложным социальным институтом. Религиозные организации подразделяются на следующие типы: церковь, секта, харизматический культ и деноминация.

Церковь - религиозная организация со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий священнослужителей и верующих.

Она играет важную роль в регламентации отношений внутри религиозных сообществ, их взаимосвязей со светскими социальными системами, властями. К атрибутам церкви относятся вероучения, догматизм, религиозная культовая деятельность, основанная на иерархическом принципе системы управления. Отношения у нее строятся на основе канонического права - совокупности правовых норм, основанных на церковных правилах (канонам). Человек с рождения благодаря специальным обрядам (например, крещение) становится членом церкви.

К основным функциям церкви относятся изобретение, хранение и передача религиозной информации, организация, координация религиозной деятельности, контроль за поведением людей.

Секта - отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований. Возникает секта вследствие обособления от церкви части верующих и священнослужителей. Ей свойственно специфическое толкование традиционных догматов господствующего или наиболее распространенного вероучения, отказ от традиционных обрядов, проповедь исключительности своей религиозной доктрины (действительной дороги к спасению) Сектантство сопровождает все религии, протестуя против консерватизма внутриконфессиональной жизни, вместе с тем стимулируя его обновление.

Одной из разновидностей секты является харизматический культ, который возникает вокруг лица, провозглашенной носителем благодати Божией (харизмы).

Харизматический (греч.-дар) культ - разновидность секты, участники которой считают, что благодаря соблюдению определенного морально-этического кодекса и ритуальных предписаний они получат харизму (особую силу, дар Божий).

Часто харизматические культы возникают в лоне православия, католицизма. Учредители и руководители их оглашаются Богом или посланником Бога или другой сверхъестественной силой. Такие организации в большинстве своем немногочисленные, их сторонники склонны к чрезмерной экзальтированности, мистицизму, фанатичной преданности лидеру. Бесплодие их стараний изменить мир часто порождает явление эскапизма (англ. - спасаться, бежать) - старания уйти от общества, что обесценивает для них ценность земной жизни, порождает надежду на получение благ в загробной жизни.

Сектой, которая примирилась со своими противниками, считают деноминацию.

Деноменация (лат. - замена имени) - переходный тип религиозной организации, в зависимости от характера возникновения и направленности эволюции имеет черты церкви и секты.

Она еще сохраняет в себе черты секты (строгий контроль за поведением своих членов, удаленность от светской жизни), но дух бунтарства и изоляции ей менее свойственны. С церковью ее сближает централизация, иерархический принцип управления, признание возможности духовного возрождения и спасения всех верующих.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: