Основные функции религии




Функции религии – это способы, уровни, направления влияния религии на социум, его структурные элементы, на человека.

Функции религии тесно связаны со структурой религии. Они проявляют себя явным образом или скрыто (латентно), постоянно или только на определенных этапах истории. Роль религии является следствием реализации религией своих функций.

1.Компенсаторная функция - это своеобразная реакция на различные переживания человека, Религия психологически компенсирует ограниченность, бессилие, зависимость людей от объективных условий существования, наполняет содержанием смысл их жизни, влияет на ценностные ориентации, систему идеалов, целеустремленность.

2. Терапевтическая (утешительная) функция тесно связана с компенсаторной, поскольку обеспечивает снятие психологического напряжения, чувство неопределенности и тревоги, сохранения внутреннего равновесия, душевного покоя, эмоционального, социального оптимизма. Обеспечивается она вследствие общения между верующими, между верующими и священнослужителями в процессе культовых церемоний и тому подобное.

3. Мировоззренческая функция. Ее особенность заключается в выработке своеобразной системы взглядов, оценок, норм, установок, определяющих понимание человеком мира, они ориентируют и регулируют поведение верующего. В зависимости от способов и аргументов, благодаря которым человек объясняет мир, его мировоззрение может быть философским, мифологическим или религиозным. Соответственно этому он рассматривает и смысл жизни, осознание которого придает человеку силы в преодолении жизненных проблем, даже и в восприятии смерти. Каждая религия по-своему толкует эту проблему, но все признают то, что земная жизнь человека является лишь фрагментом его бытия, которое после смерти продолжается в загробном мире.

4. Регулятивная функция. Реализуется эта функция в регулировании социальных отношений, поступков верующих посредством системы запретов, табу, санкций, касаясь не только их поведения в обществе, но и в семье, интимной сфере. С этой точки зрения религия является ценностно-ориентированной и нормативной системой. Вместе с тем каждая религия имеет свою систему ценностей, основанных на особенностях ее вероучения.

Нормы бывают положительными, побуждающими к действиям, или негативными, запрещающие определенные поступки, отношения. Касаться могут всех последователей вероучения, или конкретной группы (мирян или священнослужителей - определяют порядок культовых обрядов, церемоний, определяют структуру религиозных организаций, порядок выборов руководящих органов, регламентирующих их деятельность, а также отношения между верующими и священнослужителями и т.п.).

5. Коммуникативная функция направлена на обеспечение общения верующих с Богом (молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.п.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачу религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она предусматривает передачу, обмен информацией, ее усвоение, оценку, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных групп.

6. Интегрирующая функция. Реализация ее предоставляет содействие обеспечению стабильности в обществе. По мнению французского философа, социолога Э. Дюркгейма, религия действует в обществе как клей, помогая людям осознать свою моральную принадлежность к социуму, самоопределиться в обществе, а вследствие этого объединиться с людьми близкими по взглядам, моральным установкам, верованиям, вместе с ними участвовать в культовых церемониях. Это способствует утверждению в обществе согласия, солидарности, сплоченности, снижает конфликтность, когда система религиозных ценностей соответствует фундаментальным потребностям общества.

7. Дезинтегрирующая функция. Суть ее заключается в том, что, объединившись на основе определенного вероучения, группы людей противопоставляют себя другим социальным группам, с другим вероисповеданием. Это может быть источником конфликта между представителями различных вероисповеданий, конфессий. Часто такие конфликты сознательно провоцируются, поскольку они способствуют укреплению религиозных групп, усилению авторитета их лидеров.

Существуют конфликты и внутри религиозных объединений, например, между консерваторами и реформаторами. Нередко они становятся причиной церковных, конфессиональных расколов, возникновению сектантских образований. Часто во главе угла религиозных конфликтов фигурируют политические, экономические интересы. Нередко под религиозными лозунгами разворачиваются социальные конфликты.

Одним из таких конфликтов был раскол в христианстве, который привел в 1054. к делению его на православие и католицизм, реформация в католицизме (XVI-XVII вв.), движение старообрядчества в Русской православной церкви (XVII в.).

8. Идеологическая функция. Суть ее заключается в том, что религия как форма общественного сознания может отражать общественные отношения - оправдывать, одобрять или осуждать. Все это соответственно сказывается на сознании масс и на их участии в общественно-политических процессах. Под влиянием религии в обществе могут доминировать конформистские (примиренческие) настроения или разворачиваться социально-политические конфликты.

9. Политическая, правовая функции. В значительной степени они взаимосвязаны с идеологической. История свидетельствует о том, что большинство церквей не обходили актуальные общественные проблемы, а активно вмешивались в их решение. Нередко церковь берет на себя управление общественными, государственными делами (теократические государства), в том числе и законодательные и арбитражные полномочия.

10. Культуроформирующая функция. Реализуется в воздействии религии на развитие письменности, книгопечатания, живописи, музыки, архитектуры, сохранение ценностей на этические традиции верующих и общества.

11. Легитимная (лат. - законный, узаконенный) функция. Проявляется в узаконивании определенных общественных порядков, государственных институтов, политических, правовых отношений, норм или признании их неправомерными.

 

 

 

Классификация религий.

 

Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира, еще не удалось никому, соответственно еще не выработана оптимальная классификация. Религии делят на группы, опираясь на этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус.

Распространена схема, которая охватывает все существующие религии, выделяя:

I. Ранние формы религии (родоплеменные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.

II. Национальные религии

1. Ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религии Древней Индии (веды, брахманизм), религия Древней Греции, религия Древнего Рима, религии доколумбовой Америки и др.

2. Поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуциантство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

III. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

IV. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения:

1. Неохристиянство (стремится приспособить традиционное христианство к особенностям времени): Богородичная церковь, церковь Иисуса Христа, святых последних дней (мормоны), Новоапостольськая церковь.

2.Религии ориентированного направления (ориентированы на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы.

3. Синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое братство; церковь Единения;

4. Саентологические движения (ориентированы на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.

5. Сатанизм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: