Помощь друзей или акция «приведи друга»




Как правило, человеку свойственно делиться своей радостью с близкими людьми и если вас переполняют чувства оттого, что нашли то, что нужно, не торопитесь ими делиться с близкими. «В ы носите» их в себе хотя бы пару месяцев, пока ваши начинания перестанут быть начинаниями, и вы твердо будете стоять на пути. Иначе скептики и люди, которые, мягко говоря, в это еще «не въехали», могут просто сбить своим неодобрением, ведь им было так привычно жаловаться вам и выливать свои проблемы, а теперь у вас просто нет времени – вы занялись своим самообразованием и не желаете слушать часами их жалобы. Им тоже не все равно, и вырваться из такого плена бывает очень сложно. Поэтому делиться радостью познания можно и нужно с человеком, который поддержит и поможет подняться, а не опуститься туда, где вы уже были.

Задайте себе вопрос, свободны ли Вы в Вашем выборе, в действиях, мыслях и чувствах в присутствии близких, нет ли страха быть отвергнутым или непонятым, не боитесь ли в присутствии близких открыто выражать то, что чувствуете?

Очень часто мы не осознаем, почему стало дискомфортно от присутствия друга, и новое начинание бросаем именно мы, а друг … продолжает учиться. А через время искренне сообщает, что понял … что это не его… но свою миссию его второе «Я» по отношению к вам уже выполнило.

Иногда неосознанная нами программа сопротивления своему счастью (попросту говоря – паразит) не может сама справится с выскальзывающим из под него стулом, то есть - Вами, и тогда он просит такого же «паразита» живущего в вашем близком человеке помочь вернуть кобылу в стойло, то есть Вас! Тогда друг абсолютно не подозревая, что качает весы Вашего выбора, чисто по-дружески, выносит вердикт: недостоин! Так окружающий мир озвучивает все наши затаенные страхи и глубинные мысли.

-Мне кажется, это не твое; ты что, с ума сошла на старости лет?; какое рисование? и т.д. И вместо усиления и действительной помощи, вы остаетесь со своими верованиями, т.е. «паразитами сознания». Если мы не знаем куда, приложить и направить свои силы, т.е. не делаем осознанный выбор, его сделает кто-то другой. Ведь пространство едино и неделимо по своей сути! Коллективное бессознательное, похоже тоже обладает сознанием… хотя нами еще и не регистрируется….

Тему «паразитов» я затронула «по просьбам трудящихся», так как очень часто озвучивается такая проблема – сопротивление своему развитию. Ходить, говорить, читать, писать научился. Это тоже было не легко. А что дальше? Все? Диван и телевизор? Формирование закончилось? Хотя на сегодняшний день я считаю, что человек сам себе выбирает и трудности для своего духовного развития. «Паразиты» это тоже часть нас, наш защитный механизм, только менее изведанная, не проявленная и, как правило, страдающая от недостатка энергии любви. Научиться безусловной любви можно и нужно. Приятие себя таким, какой ты есть, со всеми своими комплексами, недостатками необходимо, для того чтобы переживать безусловную любовь к самому себе или к кому-то другому. Например, если тебе не хватает эмоциональной пищи и ты замещаешь ее сахаром. Тем не менее нужно быть благодарным этому сахару: он заполняет пустоту, когда ты недостаточно любишь себя, но нуждаешься в любви и зависишь из-за этого от других… Привычка курить - неосознанное заземление. Возможно другого способа «свернуть свои поля», оформить, попасть в свой внутренний мир ты пока не знаешь… просто наблюдай себя таким какой ты есть… и со временем ты найдешь другой способ заземляться. И если ты пошел «не туда», то это тоже хорошо, ведь ты уже знаешь чего ты не хочешь, и следовательно, ты будешь определять, чего же ты действительно хочешь. Нужно дать себе время… Когда ты находишься в любви, уровень твоих вибраций повышается, и тогда тебе помогает и твое сверхсознание. Ты получаешь все необходимое для своего духовного развития.

Как-то раз ученики спросили суфийского мастера, почему он не являет акт милосердия по отношению к людям и не старается привлечь в свою школу большее число учеников. «Люди не могут и не хотят принять ту помощь, о которой вы меня спрашиваете», — ответил Учитель. Ученики его не поняли. Тогда он попросил найти в городе самого бедного и несчастного должника, с которого завтра должны прийти взимать налоги. Такой человек был найден. Учитель поставил посреди узкого моста на видном месте мешок с золотыми монетами. Затем позвали должника, находившегося на другом берегу реки и не видевшего этих приготовлений. Учитель сказал ученикам, что отдаст этому бедному человеку мешок с золотом, если тот увидит и возьмёт его. Должник подошёл к мосту, медленно прошёл по мосту мимо мешка и, подойдя к Учителю, радостно сказал: «Удивительная вещь со мной произошла, когда я подошёл к мосту. Я услышал внутренний голос, который спросил меня, смогу ли я пройти по этому мосту с закрытыми глазами. И вот смотрите: ведь получилось!» Поистине: каждый берёт то, что выбирает. Соответственно, то и получает! И голос интуиции - свой изначальный цвет важно не путать с цветами различных наслоений, обретенных в процессе жизни.

Лучший пример иллюстрирующий неосознанное сопротивление. Посмотрите внимательно на эту картинку. Ее автор сообщил нам, что это руки, дарящие солнечный свет. Однако язык подсознание общается с нами без интерпритации ума. Конечно, автору искренне хотелось подарить солнечный свет. Но жест рук явно показывает что руками он закрывается от этого света или закрывает его от зрителя. Как дети, которые не хотят чего-то видеть, закрывают ладошками глаза. И страхи пропадают, пока глаза закрыты… Кто-то из группы увидел, что ладошки отпихивают его с криком «не подходи!»

Такое сопротивление присуще не только тому, кто пришел учиться. И если «гуру» озабочен отсутствием учеников, то это повод серьезно задуматься. Если это осознанный выбор иметь одного, двух учеников это одно. И совершенно другое, когда он искренне хочет иметь большую аудиторию, а их нет. Здесь работает такое же сопротивление личностному росту у специалиста. Когда такая картинка появилась у меня в студии, то был серьезный повод задуматься. Ведь каждый человек выступает в двойственной роли. Каждый ученик является учителем. И естественно, чем больше аудитория, тем шире обучающий экран и самого учителя. Если человек уже пришел и не желает учиться то это обоюдное сопротивление, и «гуру» устранив его у себя может помочь ученику не сбежать после нескольких первых занятий. Любое событие это коллективное творчество. Новый ученик уже преодолевает свое собственное сопротивление, тем что пришел. Как встречает группа, аудитория, те же цветочки на подоконнике. Вся окружающая обстановка вместе со всеми людьми, включая зашедшую зачем-то уборщицу или сторожа, телефонные звонки - окружающее пространство принимает или не принимает, т.е. как зеркало отражает готовность состоятся общению учитель-ученик. И все-таки если человек уже пришел к Вам, то он Вам доверяет! А все выше описанное – это те части подсознания которые часто остаются за кадром. Ведь если бы он был целостен по своей природе – то такого бы сопротивления не возникло. Кстати, очень многие мастера просто не хотят заглянуть в свое собственное подсознания, и выяснить зачем была создана подобная ситуация, имеющая всегда позитивное намерение. На мой взгляд истинное мастерство как раз и заключается в выявлении той части подсознания которая сопротивляется и использовать ее для своего собственного развития. Внимательно наблюдайте что хочет донести лично для Вас такой человек. Возможно он озвучит то, в чем «гуру» давно боится себе признаться: какой-то тайный страх, неуверенность в себе и т.п. А может быть он пришел именно для того чтоб вы его послали подальше. Если вы это сделаете с пожеланием обрести свой собственный источник для развития, он в глубине души останется Вам благодарен! Но раз он уже пришел, значит он хочет расширить свою картинку мира с Вашей помощью, научится чему-то новому, и Вы, как мастер, обязаны ему помочь!

Кроме этого можно рассмотреть несколько стадий, определяющих мотивы любого пути.

1. «Я самовыражаюсь!» интерпретируем ее приблизительно так: «У меня есть что сказать Вам и мне наплевать на то, что вы мне говорите». В этой фазе, как правило, единственное замечание по поводу чего-либо может вызвать бурю эмоций, протест и т.п. Можно отправить такого «ученика» зреть один на один, а можно выдать ему необходимые материалы и не вмешиваться в его процесс дозревания. Каждый «гуру» делает свой выбор, один - как официант в ресторане, удовлетворяет запрос, годами выжидая когда его подопечный перешагнет на следующую ступеньку, другой не будет тратить свою энергию, а также время и деньги ученика. Скорее всего, поэтому раньше мастера и имели одного, максимум двух подмастерьев (под мастером – мастер как бы накрывал ученика полностью, который проживая в его доме, и впитывая не только то, чему пришел учиться а всю его жизнь в целом). В наше стремительное время очень сложно разобраться кто есть кто. Например, в моем кругу есть человек книги которого издаются уже не один десяток лет, я его уважаю за ту мудрость и знания, которые черпаю из этого общения, а моя знакомая считает что он неудачник и аутсайдер, только потому что у него маленькая аудитория на открытых встречах. Когда-то это меня сильно удивило, ведь каждый берет из окружающего мира лишь то, что созвучно и он может взять и тем более удержать… Возможно есть авторы для авторов, а не для широкого круга читателей. А взгляды со временем меняются: «5 лет: мама все знает!», «12 лет: мама не все знает!», «16 лет: мама ничего не знает!», «30 лет: эх, надо было слушать маму…»

2. Ученичество: «Я готов выслушать Вашу точку зрения.» Это путь последовательных упражнений усложняющихся на каждой ступени. Мастерство любого «гуру» заключается в том, что бы четко определить уровень развития своего подопечного и давать то,что он способен усвоить и переварить безболезненно.

3. Служение миру: «Я делаю это только для Вас!» Здесь уже сложно определить кто кого учит. Учитель и ученик – это единое целое, которое движется к общей цели - цели познания себя в безбрежном океане Великого Космоса.

Для меня критерием мастера является умение поднять ученика на ступеньку выше себя. И даже если это был единственный ученик, то мастер уже состоялся.

Доверьтесь себе в выборе правильного решения: это оно или нет.

Только твоя Душа знает, что ей нужно!

Как-то один человек сказал: «Мне так хочется уделять больше времени духовной практике, но, сами понимаете, – семья, работа, дети…» Он, вероятно, ещё не осознал, что если его путь – осознанно созданная семья и работа, то это и есть духовная практика, причём куда труднее и благодатнее по результатам, чем рисование, медитирование на заснеженных гималайских пиках, завинчивание себя в лотос, пробежки по десять километров и т.п. На сегодняшний день, я полагаю, что будни жизни – лучшая духовная школа. По мере того как собственное отражение всё чётче обозначается в зеркале повседневности, ваши проекции являются в образе любимых жен, мужей, детей, родителей, братьев, сестер, свекровей, тещ, друзей и т.д., вы глубже узнаёте и принимаете себя таким, каков вы есть. Учась на закономерных последствиях своих поступков – обретаете мудрость, столь нужную на пути личностного и духовного роста. А студия, спортивный зал, заснеженные вершины – этот съезд в другую реальность он необходим для того чтоб издалека осознать свои ценности, пересмотреть их под другим углом зрения, охватывая холст бытия полностью … и добавить в свою жизнь немного сияющего искристого света и цвета… Прекрасно, когда человек смог себе позволить выйти за ограничения, которые себе и создал. Семья и дети только скажут спасибо, если ты обновленный новой реальностью сможешь что-то изменить и улучшить в суете быта. Как сказала моя семилетняя дочь, вода кажется мокрой пока ты на берегу. Когда ты уже в море, то это просто вода. Но осознать и преодолеть границы своей двойственности можно только поднявшись над собственной действительностью.

 

Подлинная духовная практика – это не что-то такое, чем мы занимаемся двадцать минут, два часа или шесть часов в день. Это не что-то такое, чем мы занимаемся по утрам или по воскресеньям. Духовная практика – это не один из многочисленных видов человеческой деятельности; она составляет основу всех этих видов деятельности, их источник и критерий для их оценки. Это обращение к Запредельной Истине, проживаемое, вдыхаемое, постигаемое и практикуемое двадцать четыре часа в сутки. Постичь подлинное Я – значит без остатка посвятить себя осуществлению этого Я во всех существах согласно древнему завету: «Сколь несметны бы ни были существа, я клянусь освободить их; сколь величественной бы ни была Истина, я клянусь осуществить ее». Если вы ощущаете этот глубокий зов к постижению, зов к служению и жертвенности, зов к бесконечному, то духовная практика станет для вас естественным образом жизни.

 

Сейчас Дух нового времени ощущается наиболее остро. И задача - концентрироваться на лучшем, что несет ветер перемен. Очень многие люди чувствуют эти потоки концентрированного сознания, обладающего более мощной вибрацией. И пережить этот период перехода на более высокий объединяющий уровень сознания, отказаться, от прежних уже не нужных ценностей, устаревших схем мышления, обветшалых вредных традиций, которые стесняют и тормозят эволюционное движение человека от «нормального» (Норма – средняя температура по больнице) к «естественному», когда он станет самим собой, отпустит ситуации, которые порождают страх и другие состояния, несовместимые с истинной любовью.

 

Это время ОБЩЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ! - вот собственно зачем нужно приходить в студию – для общения и работы в группе, где наиболее полноценно раскрывается творческий потенциал, если его не получилось раскрыть над кастрюлей с борщом или не удается дома выкроить время и место для себя любимого.

Это время складывается из энергии свободы выбора – в способе бытия, мысли, самовыражения, действии. Не смотря на множество возмущений, высшие цели в человеке преобладают.

Если мы будем упорно цепляться за привычную жизнь в страхе, сопротивлении, неприятии всех этих перемен, то управлять этими переменами будет намного труднее. Если же мы решаем присоединиться к потоку и идти к любви, мы становимся открытым каналом для Божественной энергии и для всего, что несет нам благо. И вскоре пожнем то, что хочется.

Это ВЕЛИКОЕ ИЗОБИЛИЕ на планете призвано помочь человеку узнать, что лучше жить без оков, избавиться от привязанности и от обладания материальными благами и людьми.

Перечитав такое посвящение энергиям сопротивления, возникло желание рассмотреть его с точки зрения позитива, и, раз оно возникает на разных уровнях развития, послать ему благодарность. Ведь если бы его не было, то не возникло бы повода даже задуматься над моментом вхождения в любую реальность…

Сопротивление как позитивное явление:

1. Защитник устойчивости системы (Сопротивление надежно охраняет от любых резких изменений, оставляя в зоне известного, а значит комфортного состояния)

2. Мобилизация энергии (Кто подсчитает, какое количество энергии тратится на охрану своей комфортное территории?)

3. Толчок развития (Если бы я не искала ответ на вопрос «Почему человек сопротивляется своему развитию?», то не перечитала такое количество литературы, какое прочла за последние два года, не познакомилась бы с К.Уилбером, не втянула бы в свое измерение столько «учебных ситуаций», что бы рассмотреть его под разными углами зрения. А сколько интересных людей повстречала на этом отрезке своего пути!…)

4. Творческая сила (Сопротивление очень изобретательно: выше описано, как подсознательный разум охраняет людей от продвижения вперед, создавая петли и завихрения, заставляя бродить по одному и тому же замкнутому кругу, дарит подарки, отправляет в годовые командировки, создает болезни… и т.п.)

Обратная связь или как осознать свои подсознательные потребности и перестроить их таким образом, чтобы бессознательные мотивы соответствовали сознательным желаниям.

- Как перенаправить имеющуюся энергию сопротивления в нужное русло развития?

Этот вопрос я задала своему другу, Сергею Бершову, побывавшему трижды на высшей точке нашей планеты Эвересте, заслуженному мастеру спорта по альпинизму. Альпинизм, восхождения на вершины - на мой взгляд - в этом виде спорта преодоление является ключевым словом…

- Наверное, это так и есть. Это заложено в человеке - преодолеть себя.

-Так вот расскажи, пожалуйста, как мастера спорта преодолевают себя.

- А как, как все люди. Заставлять себя иногда надо…

- Смеюсь. И все?

-Ну а как еще… А ты какой-то рецепт ждала, которого никто не знает? У каждого свой.

-А у тебя какой?

-Откуда я знаю… заставляю себя.… какую-то ставлю цель. Потом уже легче упираться.

И все-таки ты двигаешься к цели?

-Конечно! А просто так двигаться в никуда… мотивации не будет никакой. Просто не будет преодоления. Только кнопочка удовольствия останется, и все… Лапкой на центр удовольствия можно нажимать как с крысой, которой вживили кнопочку…

-? … а… я тоже читала.

-Если у человека не будет цели, соответственно не будет никакого преодоления, стремления.

Спасибо, очень интересно ты ответил. «Как только появляется цель – кончается Дзен» - два года я размышляла над этой фразой и тысячи раз задавала себе вопрос «почему?». И вот до меня дошло! Любая цель включает намерение. И автоматически запускается сопротивление. Сопротивление, даже если человек осознает его отнимает много энергии, заставляет сознание быть настороженным, делать выбор… одним словом это требует большого усердия, внутренней дисциплины, напряжения.

Когда же человек выходит на объединяющий уровень вибраций, где желания не раздирают душу на части, здесь нет ни цели ни желания ее достичь. Все является важным и неважным одновременно.

Это трасса парения. Здесь живет вдохновение! Оно легкое, невесомое и (ты?) паришь вместе с ним. На этом уровне нет Я, которое чего-то хочет, куда-то стремится. Это когда ты и есть это вдохновение, сияние с бесконечно меняющимися цветами и оттенками такого же бесконечного пространства.

И следующий вопрос я задала Сергею:

- А были у тебя случаи, когда бы ты ощущал, что это не ты идешь на гору, а гора поднимает, несет тебя к своей вершине?

-… трудно сказать, были наверное…

- Когда ты взлетаешь на гору? (Я вспомнила, что у меня возникали такие ощущения, когда я занималась альпинизмом… Это были необычайные переживания. Я испытывала полнейшее умиротворение, состояние Огромной Божественной Любви. Когда ты не отделяешь себя от всего окружающего пейзажа, частью которого являешься сам. Сил и энергии хватало сполна…)

- Например, когда очень серьезная подготовка была к Эвересту первый раз. Какие-то травмы, болячки были… А потом когда приехали. Вот она - Гора. Начинает все отпадать, как шелуха. И подъем. Это еще психологический настрой определенный. Сильнейший подъем. Это как ты говоришь творчество – наверное, тот же момент. Когда ты вышел на финишную прямую достижения цели. И в то же время обратная сторона этого, например, В. Мысловский тоже мечтал залезть спустили его вниз, спускается обессиленный на 6400, до палатки еще сто метров не дошли, он садится и говорит: Ну вот, была мечта и нету… он опустошенный, он достиг цели и дальше у него пустота… Я не ставил себе задачу, что Эверест – это конечная цель. Все зависит от поставленной цели. А конечная цель имеет и обратный момент. Когда тот же Анатолий Кустовский сказал, что пик Коммунизма по Южной стене будет его последним восхождением. Последнее… последнее… он там и остался, заболел, умер и на высоте 7 300м и лежит, оставили на полке. Никогда не говорите что ваше действие это последнее. Пригода Юра тогда был, заболел, пневмония сильнейшая, накололи его и он все-таки спустился. Никогда нельзя говорить у меня цель последняя… или у меня цель только эта… Будешь себе обрубывать цели, - вот и все…

- Я с тобой согласна, за каждой вершиной тысячи вершин видны на горизонте…

- А жизнь прекрасна и удивительна и не кончается только одной вершиной то ли это в альпинизме в прямом смысле, или вершина в искусстве или в другом каком-то деле. Поэтому настрой должен быть положительным!

- Но все равно должна быть мечта, высокая цель: Выше Эвереста ничего нет, но тем не менее… Я толком и не поняла ответил ты на мои вопросы или нет…, наверное ответил. Вопрос звучал: как перенаправить имеющиеся энергии сопротивления в нужное русло развития?

- Как направить? Усилием воли. Напрягаться. Без напряжения ничего не будет. Все равно надо упираться, потеть, преодолевать. Преодолевать много-много факторов самых разных.

-Получается что все равно усилие воли должно быть.

-А без напряга…

-А как же тогда … вдохновение. Тут нестыковочка выходит… когда вдохновение…

-Вдохновение, это немножко другое … это озарение то ли умственное, то ли эмоциональное еще какое-то… это букет. Это букет высших состояний человека.

-Там же уже нет преодоления, правильно?

- Ну так значит человек готов, преодолел и вышел на этот высокий уровень.

- Вот! Вот это то, что я хотела услышать, наверное…

- Это итог проведенной громадной работы над собой физической, моральной, психологической… умственной, самой разной. Это и есть итоги. Просто так не бывает…

- А как научиться жить в этом вдохновении?

- Смеется…Спрашивайте у тех к кому оно часто приходит вдохновение, как они удерживают это состояние (Смеемся уже вдвоем)

Это тот же момент, как спортивная форма. Есть три фазы: приобретение, сохранение и потеря. Нельзя быть постоянно физиологически на острие… Так не бывает… Это твой вопрос. Эти свойства человека приобретаются, сохраняются и теряются – это три основных момента в спортивной подготовке, проверенные уже на многих и не вызывают сомнений. То же самое можно распространить и на твой вопрос…

- Подожди, но для профессионала… Ты профессионал в спорте, выходит, ты находишься в физической форме, но на каком-то более высоком уровне.

- Это называется остаточным явлением, которое не пропадает, определенный уровень сохраняется. Поэтому человек который провел большую работу … он легче входит в стадию спортивной формы.

То же самое о вдохновении. Этот человек много работает, он знает как себя вывести, он вывел себя, раз, сделал что-то написал, нарисовал, вылепил… после этого спад происходит, потом восстановиться надо организму, человеку, ментальному телу или еще какому-то, после этого набирает энергии опять человек и опять всплеск. Вот так волнообразно это все и происходит в нашей жизни, ритм определенный.

- Получается, что постоянно находиться на полосе вдохновения невозможно…

- Конечно находится постоянно на одном уровне нельзя, мы же живые люди, (смеется…), а не роботы, которого запрограммировали на этот уровень: его работоспособность равняется определенному параметру. Все. Поэтому, здесь невозможно просто. Если человек в спорте подготовлен. Я, например, тренируюсь с 1965 года - сорок пять лет, конечно у меня база такая, что я могу за месяц вывести себя на уровень формы серьезного восхождения. Почему? Потому, что я постоянно поддерживаю горение каждый день, на каком-то уровне работаю. Т.е. новых качеств я не приобрету именно спортивных в данном возрасте, но сохранить я их могу и выйти на этот уровень выше тех, кто только начал или занимается недавно. То же касается и других видов человеческой деятельности.

-Наверное ты мне ответил на мои вопросы, потому что я тоже думала, что человек должен прикладывать какие-то определенные усилия регулярно для того чтобы выйти на уровень ученичества.

- «Без труда не вытащить и рыбки из пруда» - вспоминай народные пословицы.

-Ну на самом деле бывает и так, что рыбки сами набрасываются на крючок, нужно знать место и время клева…

- А это и есть уровень профессионала, который точно знает когда будет клев и какую наживку именно в этот день и в этом месте необходимо одеть на крючок...

Кстати, на мой взгляд, самое сложное в овладении реальностью художника – стать у мольберта перед белым холстом и выдавить краски из тюбика на палитру… а дальше как по маслу…

Алан Уотс в книге «Путь Дзен» продолжает наш поиск: «Каждый из видов искусства требует технической сноровки, которая вырабатывается в соответствии с теми же принципами, что и обучение Дзэн. Наилучшее описание такого обучения, доступное на языке Западной Европы,— это книга Юджина Херригеля Дзэн в искусстве стрельбы из лука, где автор описывает, как он сам обучался этому искусству под руководством учителя японского лука. К этому следует также добавить уже упоминавшееся письмо о Дзэн и искусстве фехтования кендо учителя XVII в. Такуана, которое приводит Судзуки в своей книге «Дзэн-буддизм и его влияние на японскую культуру».

Главной задачей в обучении обеим этим дисциплинам является довести ученика до такой точки, когда он сможет действительно начать. У Херригеля ушло пять лет на то, чтобы научиться правильно отпускать тетиву лука, ибо это следовало делать «неумышленно», так, как спелый плод разрывает, лопаясь, свою кожуру. Он должен был решить парадокс — безжалостно тренироваться изо дня в день, не делая «усилий» — научится отпускать туго натянутую тетиву осмысленно, но без умысла. Учитель настаивал на том, чтобы он тренировался как можно больше, но одновременно запрещал ему делать усилия. Ибо искусством этим не овладеешь по-настоящему, пока стрела не «вылетит сама», пока тетива не отпустится у-синь и у-нянъ, без участия ума, и без блокировки или «выбора». После многих лет тренировки однажды наступил день, когда это произошло само собой — как, почему, Херригель так и не понял.

Так же обучают владению кистью в письме или рисовании. Кисть должна рисовать сама собой. Это невозможно без постоянной тренировки. Но это невозможно и в том случае, если человек делает усилия. Тот же принцип действует и в фехтовании: нельзя сначала решить нанести удар, а потом произвести его — будет уже поздно. Решение и действие должны слиться в одно. В этом смысл образа дров и пепла Догена: дрова не «превращаются» в пепел — это значит, что в них нет намерения стать пеплом до того, как они уже стали им — а с этого момента они уже перестают быть дровами. Доген настаивал на том, что два эти состояния резко отделены друг от друга, и точно так же учитель Херригеля требовал, чтобы ученик ни в коем случае не «смешивал» две различные операции — натягивание тетивы и отпускание ее. Ученик должен был натянуть тетиву до отказа и остановиться, не имея в уме никакой цели, ни малейшего представления о том, что делать дальше. И снова это напоминает учение Догена, согласно которому ученик должен сидеть в дза-дзэн «просто так, ради того, чтобы сидеть» и не питать ни малейшего намерения достигнуть сатори.

Внезапные проблески природы, составляющие суть хайку, описывающих природу, возникают так же. Этих картин нигде не увидишь, если станешь искать. Искусственное хайку воспринимается как кусок жизни, нарочно отломанный или оторванный от мирового целого, а подлинное хайку падает само собой, подобно капле дождя, и содержит в себе весь мир.

Художники и ремесленники Дальнего Востока так хорошо изучили, измерили и проанализировали технику своих мастеров, что путем сознательной имитации они «могли бы обмануть — если бы это было возможно — даже знатоков». По всем количественным признакам, произведение, созданное таким путем, становится неотличимым от оригинала, точно так же, как стрелок из лука или фехтовальщик, обученные совсем иными методами, могут добиться результатов не худших, чем вдохновленные Дзэн самураи. Но там, где начинается Дзэн, конечный результат не имеет никакого значения. Как мы видели на протяжении всей этой книги. Дзэн не имеет цели — это поездка без места назначения, путешествие в никуда: идти — значит быть живым, но добраться до места — значит умереть, ибо, как гласит наша собственная пословица: «Добрая дорога лучше приезда».

Мир, который на глазах превращается в сплошные пункты назначения, без соединяющих их путешествий; мир, где все важнее становится как можно скорее куда-нибудь добраться — такой мир лишается субстанции. Человек может легко попасть во все места и в любое из них, но стоит ли туда попадать? Ибо места назначения сами по себе слишком абстрактны, слишком евклидовы, чтобы им можно было радоваться, и от них, как и от всего прочего, остается оскомина, как от банана, от которого тебе досталась одна кожура. Так что смысл этих видов искусства, по-видимому, скорее в них самих, чем в их достижениях. И более того, истинная радость, которую они доставляют, рождается нечаянно, по ходу самих занятий, точно так, как удовольствие от путешествия возникает не столько от прибытия в место назначения, сколько от непредвиденных случайностей, которые происходят в дороге.

Запланированный сюрприз — такое же противоречие, как запланированное сатори. И тот, кто стремится к сатори, в конце концов похож на человека, посылающего самому себе подарок к Рождеству из страха, что другие о нем забудут. Следует честно признать, что Дзэн — это та часть нашего существования, которая абсолютно неподвластна нашему собственному управлению, и не придет к нам ни под каким нажимом, с какой бы хитростью или ловкостью мы не действовали — все ухищрения, создающие подделки под реальное, здесь бессильны. Но последнее слово Дзэн — это не абсолютный дуализм, отрывающий скудный мир контролируемых действий от спонтанного мира неконтролируемой случайности. Ибо кто же тогда контролирует контролера?

Поскольку Дзэн не признает абсолютного дуализма контролера и контролируемого мира, ума и плоти, духовного и материального,— в его методике всегда есть некий «физиологический» аспект…

…Искусства, вдохновленные Дзэн, каждое по-своему, дают живое выражение тому свойству неожиданности или мгновенности, которое присуще их видению мира. Мгновенные зарисовки картин суми или стихотворений хайку, тотальное внимание, необходимое в тя-но-ю и в кендо, вскрывают истинную причину того, почему Дзэн всегда назывался «путем мгновенного пробуждения». Это значит не только то, что сатори приходит мгновенно и внезапно, совершенно неожиданно,— скорость как таковая здесь не имеет значения. Дело в том, что Дзэн представляет собой освобождение от времени. Ведь стоит нам протереть глаза и хорошенько всмотреться, как мы убедимся в том, что никакого иного времени, чем данное мгновение, не существует, а прошлое и будущее — это абстракции, лишенные конкретной реальности.

Пока это не стало ясным, кажется, что жизнь состоит только из прошлого и будущего, а настоящее — всего лишь бесконечно тонкий волосок, отделяющий одно от другого. Отсюда возникает «нехватка времени», чувство, что жизнь летит мимо и исчезает прежде, чем мы успели ею насладиться. Но благодаря «пробуждению к мгновению» человек обнаруживает, что все обстоит как раз наоборот: прошлое и будущее скорее и есть мчащиеся иллюзии, а настоящее — вечная реальность. Становится ясно, что линейная последовательность времени есть конвенция нашего одностороннего вербального мышления, человеческого ума, который осваивает мир, захватывая его по частям, кусочками, и давая этим кусочкам название вещей и событий. Но каждый такой захват, производимый умом, исключает весь остальной мир, так что ум может составить приблизительную картину целого только путем последовательности таких захватов, следующих друг за другом. Поверхностность этого типа сознания ясно проявляется уже в том, что оно не может управлять и не управляет человеческим организмом. Ибо если бы пришлось контролировать биение сердца, дыхание, деятельность нервов, желез, мышц и органов восприятия, оно бы металось как бешеное, по всему телу, хватаясь то за одно, то за другое, и уж никак не успело бы делать что-нибудь еще. К счастью, это сознание не руководит телом; организм регулируется вневременным «изначальным сознанием», которое взаимодействует с жизнью в ее целостности и поэтому может «делать множество вещей» одновременно.

Однако неверно было бы думать, будто поверхностное сознание — это одно, а «изначальный ум» — нечто иное. На самом деле первое есть особая разновидность деятельности второго. Поэтому поверхностное сознание может пробудиться к вечному «сейчас», если прекратит хватать. Но добиться этого путем концентрации на настоящем — невозможно: это новое усилие, новый захват приведут лишь к тому, что настоящее станет казаться еще более текучим и неуловимым, еще менее поддающимся фокусировке. Проникновение в «вечное сейчас» приходит тем же путем, что ясность слуха и зрения, и подлинная свобода дыхания. Ясное зрение не имеет ничего общего с усилием видеть; оно есть осознание того, что глаза воспримут все подробности сами собой, ибо когда они открыты, человек вряд ли может помешать падать на них свету. И чтобы осознать вечное настоящее — достаточно понять, что ничего иного осознать нельзя, что в конкретной реальности нет ни прошлого, ни будущего. Делая усилия для того, чтобы сконцентрироваться на данном мгновении, мы тем самым признаем, что существуют и другие мгновения. Но их нет, и на самом деле человек чувствует себя в вечном настоящем так же естественно, как глаза естественно реагируют на свет, и уши — на звук.

И это вечное настоящее и есть «вневременное», неспешное течение Дао:

Тот поток, что, двигаясь, кажется, спит.
Слишком, полон для звука или пены.

Как говорил Нань-чжуан, пытаться слиться с ним — значит отклониться от него, хотя, в сущности, и отклониться от него невозможно, и отклоняться некому. Так что и здесь уйти от вечного настоящего, пытаясь проникнуть в него, тоже нельзя — и уже сам этот факт показывает, что вне этого настоящего нет отдельного «я», которое следит за ним и знает его. Вот почему Хуэй-ко и не мог обнаружить своего ума, когда Бодхидхарма попросил показать ему его. Каким бы загадочным все это ни казалось, какие бы философские вопросы ни вызывало,— одного ясного взгляда достаточно для того, что бы убедиться, что это правда. Существует только это сейчас. Оно ниоткуда не приходит. Оно никуда не уходит. Оно не постоянно, но и не временно. Хотя и в движении оно всегда неподвижно. Когда мы пытаемся поймать его, кажется, что оно убегает, и все же оно всегда тут, и от него нельзя убежать. А когда мы оборачиваемся, чтобы схватить то «я», которое осознает этот миг,— оказывается, что оно исчезло, подобно прошлому. Поэтому Шестой Патриарх и говорил в Тань Дзин:

В это мгновение нет ничего, что должно возникнуть. В это мгновение нет ничего, что прекращает быть. Поэтому в нем нет рождения-и-смерти, которым следует положить конец... Откуда следует, что абсолютный покой (нирваны) есть настоящее мгновение. И хотя он в этом мгновении — ему нет конца и в нем — вечная радость.»

 

Все описанное выше это своего рода вступление. Это маленький абрис маршрута, ведущего на путь Цвета. Какую цель я ставлю перед собой? Цель должна быть достойной и великой, как Эверест, например. Это не цель моей жизни, это направление пути. То, чему я научилась у Сергея Бершова – правильной постановке цели.

Вторым моментом на первой ступеньке можно считать трудности, выражаемые во вне, которые на самом деле, являя нам свои проекции, живут внутри человека. И осознанная работа над ними – это не подавление своих паразитов (попросту говоря - лени) с помощью силы и воли (манипурная энергия большинства спортсменов), а высвечивание и удержание в энергиях любви и приятия – это вторая ступенька, описанная во второй части в разделе как работает арт-терапия, т.е осознанное удержание себя в потоке творчества. При этом у художника могут быть и другие Божественные аспекты бытия! Ведь в какой-то мере заста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: