Возраст как ступень развития человека




 

Возраст является качественно специфической ступенью онтогенетического развития человека. В человеческой жизни каждый возраст имеет обусловленные нормативы, которые можно оценивать как адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития человека. Они выступают также как задачи определенного возрастного развития. Переход к каждому следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, т.е. в форме определенных периодов жизненных изменений и поворотных моментов, сопровождающиеся стрессом и определенными трудностями. Это сравнительно незначительные по времени периоды (до года) онтогенеза, которые характеризуются резкими психологическими изменениями. Их форма, длительность и острота в значительной степени может различаться в зависимости от особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

Как правило, кризисы развития отмечаются существенным психическим дискомфортом, иногда они ставят под угрозу выживание организма. Подобные переходы могут происходить самопроизвольно, как в случае кризиса середины жизни. Обычно плавно и безболезненно протекает психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости. Скорее рост различается переходными периодами беспокойства и попытками разрешения мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами полной дезорганизации и отчаяния. Если преодоление кризисов прошло успешно, то некая дезорганизация и хаос могут оказаться орудием избавления от жизненных паттернов, изживших себя. Появляется вероятность переоценить, «отпустить на волю» прежние убеждения, цели, идентификации, образ жизни и начать новые, наиболее перспективные жизненные стратегии. Таким образом, психологический кризис - это с одной стороны физическое и психическое страдание, а с другой стороны трансформация, развитие и личностный рост.

З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым, нужным элементом социализации, которые обусловлены логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. В то время как С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития[6].

Внешние поведенческие особенности кризиса, по Выготскому, характеризуются следующим: границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис начинается незаметно, его чрезвычайно трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его апогей, наличие этой верхней точки отличает критический период от других; в это время отмечаются выраженные особенности поведения; возможны острые конфликты с окружающими; болезненные и мучительные конфликты и переживания со стороны внутренней жизни[7].

Деление кризисного возраста на предкритическую и посткритическую фазы ввел Выготский[8]. В предкритической фазе появляется противоречие между объективной и субъективной компонентами социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В критической фазе данное противоречие усиливается и проявляется, раскрывая себя, достигая своего апогея. Далее в посткритической фазе противоречие разрешается через формирование новой социальных условий развития, через принятие новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза заключается в том, что человек обнаруживает неполноту той реальной формы, в которой он живет. Человеку открывается абсолютно нечто иное, что ожидает его в будущем, образ совершенно нового поведения. До этого открытия человек удовлетворяется сегодняшними проблемами и их решениями. В поворотные моменты жизни этого оказывается не вполне достаточно. Иное будущее оказывается более привлекательным, притягивающим и обнаружить это открытие будущего можно только косвенно, т.к. оно нерефлексивно.

Далее подходит собственно критическая фаза, которая состоит из трех этапов. На первом этапе совершается попытка непосредственной реализации наиболее общих представлений об идеальной форме в подлинных жизненных ситуациях. Обнаружив новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же старается «оказаться» в этом другом измерении.

Далее наступает этап конфликта, как необходимое условие для нормального развития в кризисе, разрешающее человеку и окружающим его людям максимально обнажить собственные позиции. Положительный смысл этого этапа заключается в том, что для человека открывается невозможность настоящего воплощения идеальной формы в реальную жизнь. Единственной преградой для материализации идеальной формы до конфликта оставались внешние ограничители, так называемые старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт формирует условия для трансформации этих ограничителей. Через конфликт раскрывается, что часть ограничителей действительно была соединена с запретами, утрачивающими свою актуальность, но какая-то часть была связана и с личной недостаточностью. В конфликте с максимальной ясностью оголяются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды убираются, но внутренние остаются, и они связанны с недостаточностью собственных способностей. Таким образом, возникает мотивация новой деятельности, создается условие для преодоления кризиса и происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».

Прежде завершения критической фазы, должен произойти третий этап - рефлексия личных способностей, должно появиться новообразование кризиса. Таким образом, рефлексию следует рассматривать как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным.

Создание новой социальной ситуации развития представляет собой завершающую посткритическую фазу кризиса. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», реализуется новая форма - идеальная, полноценная.

Ключевая идея работы с кризисными состояниями личности состоит в следующем: при возникновении кризиса, ему необходимо дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также использование лекарственных средств только лишь затягивают кризис во времени, а не приводят к скорому разрешению проблем и выходу личности на новый более качественный уровень целостности.

Основополагающая черта развития кризиса в зрелом возрасте - его минимальная зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени она определяется индивидуальными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом деятельности, установками и т.д.

Большинство исследователей выделяет три основных кризиса взрослого возраста: кризис 30 лет, кризис «середины жизни» и кризис старости.

Примерно в возрасте 30 лет человек добивается определенного социального, семейного положения. Представления о жизни, сформировавшиеся между двадцатью и тридцатью годами, уже не удовлетворяют его. Человек обнаруживает, при анализе пройденного пути, своих достижений и провалов, что при сформировавшейся и внешне успешной жизни личность его несовершенна. Много времени и сил потрачено напрасно, что он слишком мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т.д. и т.п. Другими словами, происходит критическая переоценка ценностей. Самореализовав себя период молодости, человек вдруг осознает, что, по сути, стоит перед той же проблемой - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом уже изменившихся реальных возможностей и, в том числе, ограничений, не замечавшихся им ранее. Этот кризис обнаруживает себя в ощущении острой необходимости «что-то предпринимать» и указывает на том, что человек переходит на новую возрастную ступень, которая называется возраст взрослости. «Кризис тридцати», как условно его можно назвать, может наступить и раньше, и позднее. Ощущение кризисного состояния может неоднократно наступать на протяжении всего жизненного пути, так как любой процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Испытывая «кризис тридцати», человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего взрослого статуса. Он стремится иметь хорошую работу, он стремится к определенности, безопасности и стабильности в своей жизни. Человек еще убежден в том, что по возможности реализуется полное воплощение его надежд и чаяний, образующих его «голубую мечту», и, потому, усердно трудится для достижения этого.

В начале пятого десятилетия жизни, что то же, достаточно условно, человек проходит сквозь период критической, острой самооценки и переоценки того, что им лично было достигнуто в его жизни к этому моменту времени. Анализируется аутентичность образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными, семейными отношениями, через беспокойство о взрослеющих и покидающих дом детях и через недовольство уровнем служебного положения. Появляются первые симптомы ухудшения здоровья, утраты красоты и физической формы, отчуждения в семейных отношениях и в отношениях с повзрослевшими детьми, закрадывается опасение, что ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви уже не получится. Этот психологический феномен определяется как кризис середины жизни (термин «кризис середины жизни» был введен Левинсоном). Очень часто такая переоценка может привести к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

Как результат – доминирующим в общем фоне настроений становится депрессивное состояние, чувство утомления от приевшейся действительности, от которых человек либо скрывается в мечтах, либо реально пытается «доказать свою молодость» через любовные интриги или подъемом по карьерной лестнице. В данный период человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который очень страшен, но всегда дает облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?[9]». Если человек обнаруживает, что жил, развивая и укрепляя ложное «я» - тогда он выявляет для себя возможность второго взросления. Настоящий кризис – это вероятность переопределения и переориентации личности. Те, кто осознанно проходят через этот кризис, чувствуют, что их жизнь стала более значимой. Кризис «середины жизни» открывает будущность обретения нового взгляда на свое «я», которое зачастую связано с крайне болезненными ощущениями.

В преклонном возрасте (старости) человека ждет преодоление трех подкризисов. Первый из них состоит в переоценке своего «Я» помимо его профессиональной роли, которая у большинства людей вплоть до ухода на заслуженный отдых остается главной. Второй подкризис связан с пониманием того факта, что здоровье ухудшается и старение тела неизбежно. Это дает человеку потенциал выработать у себя в этом плане нужное равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека пропадает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысли о смерти.

Несомненно, проблема смерти является всевозрастной проблемой. Но, именно, для пожилых и престарелых людей она не кажется надуманной, преждевременной, модифицируясь в проблему естественной смерти. Для них тема об отношении к смерти переводится в контекст самой жизни. Приходит время, когда в пространстве личного бытия начинает отчетливо раздаваться напряженный диалог между жизнью и смертью, постигается трагизм временности.

И в то же время старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются как абсолютное поражение и нездоровое непонимание ограниченности возможностей управления природой.

Социальная структура, в равной мере, как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук покидающего этот бренный мир. Пожилые и престарелые люди, как правило, боятся не самой смерти, а вероятности лишенного абсолютно всякого смысла растительного существования, страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать существование двух ведущих установок в их взгляде на смерть: во-первых, стойкое нежелание обременять близких им людей, во-вторых, стремление избежать мучений и страданий. Вследствие этого многие, находясь в аналогичном положении, переживают глубокий и всепоглощающий кризис, задевающий одновременно все стороны жизни: биологические, эмоциональные, философские и духовные.

На современном этапе кризисная ситуация для пожилых и престарелых людей определена и усугубляется следующими факторами:

- экономический статус данной социальной категории чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания, несмотря на старания правительства страны изменить его в лучшую сторону;

- отсутствует продуманная организация профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших определенную трудовую и социальную активность;

- состояние здоровья людей данной возрастной категории как правило хуже, чем у молодых членов общества (хронические болезни заставляют их чаще обращаться за медицинской помощью, что ведет к дополнительным расходам, практически отсутствует реабилитационная система);

- неизменное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни на финальном этапе онтогенетического развития человека вызывает чувство тревоги, апокалиптические настроения, кризис социальной тождественности у пожилых и престарелых;

- службы социальной помощи и поддержки населения находятся в зачаточном состоянии.

В каждом возрастном периоде совершается расширение и изменение системы судьбоносных отношений. Развитие новых отношений активизирует человека определять свой жизненный выбор, и определение направления данного выбора обусловливает основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Тенденция выборов заложена и в названии каждого возрастного периода.

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности и характеристики индивидуальных и возрастных кризисов, также рассмотрены особенности каждого из возрастных кризисов взрослости. Основываясь на вышесказанном можно сделать следующие выводы.

Возраст – специфическая онтогенетическая ступень развития человека. В жизни человека принято выделять следующие возраста:

младенчество (от рождения до 1 года);

раннее детство (1–3);

дошкольный возраст (от 3 до 6–7);

младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12);

отрочество (от 11–12 до 15–17);

юность (от 15–17 до 19–21);

молодость (от 19–21 до 25–30);

зрелость (от 25–30 до 55–60);

старость (от 55–60 и старше).

Каждый возраст в человеческом измерении имеет свои определенные нормативы, при помощи которых оценивается адекватность развития индивида и которые определяют психофизическое, интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие. Переход к каждому следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Развитие человека - неравномерный процесс становления различных психических функций, способностей, особенностей формирования характера и личности. В данном процессе необходимо учитывать и генетические возможности человека, и воздействие среды, общества и культуры. Надлежит помнить, что генетика дает возможность, которая реализуется в конкретной среде, т.о. генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития является именно возможностью, которая может быть реализована, а возможно и не будет.

Возрастные циклы жизни человека имеют разные периоды. В рамках разных психологических концепций, в зависимости от критерия, выделяются разные периоды в жизни человека. Однако, не смотря на различные основания в периодизации развития, большинство теорий вычленяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период в жизни человека описывается как возраст становления доверия к миру (Э. Эриксон), или как период оральной стадии (З. Фрейд), или как период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или как стадия сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Различные концепции выделяют в качестве главного признака данного этапа и разные стороны психического развития. Но все они сходятся в том, что именно этот возрастной цикл есть качественно особый этап психического развития человека.

Создание общей теории развития человека еще впереди. Предполагается, что эта теория должна будет вобрать в себя все достижения таких наук, как: биология, психология, психиатрия, культурная психология, социология, педагогика. И только общая теория развития человека будет поистине надежным инструментом для понимания изменений в их закономерном формировании, происходящих с человеком, инструментом диагностики его развития и инструментом квалифицированной помощи.

Таким образом, исходя, из поставленных в данной курсовой работе цели и задач можно сделать следующие выводы:

проблема возраста человека не только является центральной проблемой для психологии, но и становится ключом ко всем вопросам практики. Эта проблема напрямую связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Реальный уровень развития определяется возрастом, стадией или фазой внутри данного возраста, которую в данный момент переживает человек. Паспортный возраст человека не является надежным критерием установления реального уровня развития. Таким образом, определение реального уровня развития неизменно требует специального исследования, результатом которого может быть установлен диагноз развития;

определение реального уровня развития - необходимая задача для решения любого практического вопроса, связанного с воспитанием и обучением человека, контролем за нормальным ходом его физического и умственного развития или установлением тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в некоторых случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития является основной задачей диагностики развития.

Исследование симптоматологии возрастов позволяет выделить ряд надежных признаков, с помощью которых можно определить, в какой фазе и стадии какого возраста протекает данный процесс развития у человека, подобно тому как врач на основании тех или иных признаков устанавливает диагноз болезни, т.е. определяет внутренний патологический процесс, обнаруженный в симптомах.

Задачи, стоящие перед диагностикой развития, разрешимы только на основе полного и всестороннего изучения всей последовательности развития, всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз, всех основных нормального и аномального типов развития, всей структуры и динамики развития в их многообразии.

Таким образом, определение реального уровня развития и выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. Констатируя наличие тех или иных симптомов при определении реального уровня развития, фактически определяется лишь часть общей картины развития, охватывающая созревшие на данный момент процессы, функции и свойства, физического развития, характеризующие уже завершившиеся циклы развития. Такие симптомы говорят скорее о развитии в прошлом, чем о том, как оно происходит в настоящем и какую тенденцию примет в будущем. Знание итогов вчерашнего развития – существенный и необходимый фактор для представления о развитии в настоящем и будущем. При нахождении реального уровня развития определяются только плоды развития, т.е. то, что уже сформировалось и завершило свой цикл.

Таким образом, к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, зависящее от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
  Кризис Поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
  Сенситивный период Период оптимальных сроков развития, определенных сторон психики - процессов и свойств.
  Зона актуального развития Обладание ребенком того, чему он научился
  Возраст Продолжительность жизни (годы, месяцы и т.д.)
  Периодизация развития Психологическая классификация возрастов развития
  Психология возрастов Изучение закономерности переходов от одного периода к другому на основе смены типов деятельности
  Подростковый возраст Переходное положение от детства к юности (пубертатный) от12 до 19 лет
  Юношеский Получение профессии и создание семьи (от20 до 25лет)
  Молодость (ср. зрелость) Переход молодости к старости (от 26 до 64лет)
  Старость Период от 65 до конца жизни


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: