Развитие сервисного обслуживания требует привлечения дополнительных ресурсов, что в конечном итоге должно быть направлено на увеличение объема оказываемых услуг и получение дополнительной прибыли. При этом возникает необходимость в решении вопросов, связанных с определением предполагаемого объема сервисных услуг, которые могут возникнуть в районе деловой активности и должны быть освоены существующей и создаваемой сетями автосервисных предприятий. Общая логика анализа объема услуг сводится к следующему.
1. В регионе в исходный момент времени t0 имеется определенный автомобильный парк 1 (рис. 8.1), который диктует исходя из его конструкции, возраста, условий эксплуатации и других факторов определенную потребность в услугах по техническому обслуживанию и ремонту 2 и другим видам работ.
Рис. 8.1. Схема прогноза изменения размера парка и необходимого и фактического объемов услуг сервисной системы региона:
А — прогноз изменения размера парка; Б — прогноз изменения необходимого объема сервисных услуг в ремонте; В — прогноз изменения фактического объема сервисных услуг в регионе; t0 — исходное время; t1, — окончание периода краткосрочного прогноза; t2 — окончание периода среднесрочного прогноза; Д — неудовлетворенный объем автосервисных услуг; t,л — размер лага; 1 — 6— точки
2. Эта потребность частично (или полностью) покрывается существующей сетью сервисных предприятий 3. При этом обслуживание части автомобилей или определенная номенклатура услуг могут выполняться в других регионах или силами самих владельцев.
3. Данная ситуация не является стабильной: в перспективе растут парк (А) и необходимый объем услуг (Б), а также увеличиваются мощности (за счет расширения, реконструкции, технического перевооружения) существовавшей сети предприятий (В).
4. Очевидно, что для решения, нужно ли в данном регионе ставить вопрос о развитии или строительстве и вводе в эксплуатацию сервисного предприятия, следует оценить предполагаемый разрыв А к моменту времени tx между необходимым объемом услуг 5 и тем, который может обеспечить существовавшая сеть 6.
5. Сложность данной задачи при реальной ее постановке и решении состоит в прогнозировании потенциальных потребностей и фактических возможностей существующей сети автосервисных предприятий, которые зависят от многих переменных факторов и не апроксимируются линейными зависимостями или «от достигнутого».
6. Эти реально существующие на практике сложности решаются следующим образом. Размер парка в регионе А прогнозируется с использованием логистической зависимости и с учетом динамики его развития в прошлом, состояния в настоящем и показателей насыщения автомобилями населения в будущем.
Размер потребных услуг Б прогнозируется на основании роста размера парка, изменений интенсивности и условий эксплуатации, технического уровня парка, доли потенциальных услуг, удовлетворяемых существующей сетью сервисных предприятий региона.
Потенциальная возможность существующей сети сервисных предприятий региона В может оцениваться:
• экспертно;
• детальной проработкой возможностей роста пропускной способности действующих предприятий (расширение, многосменная работа, механизация, квалификация персонала и т.д.).
Размер лага при оценке прогнозируемых показателей
(спроса на услуги) определяется продолжительностью создания и согласования проектно-разрешительной документации, строительством и вводом в действие нового предприятия, т.е. двумя-тремя годами.
Размер лага, при прогнозировании размера парка для получения более устойчивых результатов должен составлять 5 — 7 лет.
Одним из главных факторов, определяющих мощность и тип СТОА (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания развиваемой или вновь создаваемой СТОА, а также число их заездов на обслуживание и ремонт (за год, месяц, сутки).
При обосновании мощности и размеров как действующей (или развиваемой), так и вновь создаваемой СТОА необходимо учитывать наличие и пропускную способность действующих предприятий автосервиса в данном регионе, возможность их совершенствования и развития. Причем развитие мощности действующих предприятий автосервиса, а также проектирование и последующее строительство любой новой СТОА, необходимо увязывать с перспективой увеличения парка автомобилей и насыщенности ими населения, изменениями в конструкции автомобилей, условиями эксплуатации АТС и другими факторами.
Общая постановка задачи маркетингового исследования и анализа развития или строительства новых предприятий автосервиса сводится к следующему. В определенном районе деловой активности (регионе, территории) для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется ряд СТОА. Требуется провести оценку целесообразности развития или создания в этом же районе еще одной СТОА, определить ее необходимую мощность и тип при условии, что в настоящий момент и на перспективу будет обеспечен спрос клиентуры на услуги автосервиса. Такой маркетинговый анализ и обоснование спроса на услуги в регионе может содержать следующие основные этапы.
Первый этап — определение основных показателей, характеризующих потребность региона в услугах автосервиса
На основании исходных данных (численности жителей региона, насыщенности населения легковыми автомобилями, динамики их изменения и др.) на текущий момент и перспективу определяются следующие показатели:
• число легковых автомобилей в регионе;
• годовые пробеги автомобилей (по моделям);
• наработка, тыс. км, на один заезд автомобиля на СТОА;
где — численность жителей региона в i-й момент времени; и, — насыщенность населения региона легковыми автомобилями в i-й момент времени; — индекс текущего момента времени; / = 2 — индекс времени на перспективу.
• годовое число заездов автомобилей региона на СТОА. Число легковых автомобилей в регионе
При определении динамики изменения числа легковых автомобилей в регионе или насыщенности ими населения региона задаваемый временной лаг от момента времени должен составлять 5 — 7 лет.
Решение данной задачи может базироваться на использовании логистической зависимости, учитывающей динамику изменения насыщенности населения региона легковыми автомобилями в прошлом, состояния насыщенности в настоящем и в будущем.
Изменение насыщенности автомобилями в зависимости от времени t определяется в виде
где — предельное значение насыщенности; — насыщенность населения региона легковыми автомобилями на текущий год
— коэффициент пропорциональности, характеризующий изменение насыщенности автомобилями; — индекс (номер) текущего года.
В выражении (8.2) можно записать в виде
где п, — значение насыщенности автомобилями в t-м году.
Прирост насыщенности автомобилями от (/ - 1)-го до t-ro года
Например, для исходных данных, представленных в табл. 8.4, характеризующих изменение насыщенности автомобилями за годы, предшествующие текущему и на текущий год коэффициент
Для текущего года, т.е. для (2011 г.), насыщенность пт =
= 100 авт./1 ООО жителей; для (2012 г.)
Таким образом, заданная предельная насыщенность населения автомобилями п2 = птал = 150 авт./ЮОО жителей может быть достигнута через (10 + 1) - 4 = 7 лет.
Графическая иллюстрация прогноза изменения насыщенности региона автомобилями представлена на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Прогноз изменения насыщенности населения региона автомобилями
Годовое число обращений (заездов) автомобилей региона на действующие СТОА
где — индекс текущего периода и перспективы —
доля владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТОА; —
среднегодовой пробег автомобилей; — средняя наработка автомобиля на обращение на СТОА.
Второй этап — проведение оценки спроса на услуги автосервиса в регионе
Оценка спроса на услуги автосервиса в упрощенном виде может базироваться на результатах экспертной оценки текущего состояния спроса и перспектив развития для рассматриваемой совокупности СТОА региона.
В рамках текущего состояния спроса для действующих СТОА региона оценка осуществляется по следующим показателям:
• фактическое годовое число обращений на к-ю СТОА (Мк);
• процент удовлетворения спроса на к-й СТОА (1Vk).
В то же время необходимо проведение экспертной оценки действующих СТОА с позиции их ближайших перспектив развития на временном лаге равном двум-трем годам, в течение которых предусматривается создание и согласование проектно-разрешительной документации, строительство и ввод в действие нового конкурирующего с ними предприятия в рассматриваемом районе деловой активности.
При этом экспертиза проводится по показателям, оценивающим возможность увеличения числа обращений после развития конкретного СТОА, что определяется:
• как правило, сложившейся конъюнктурой рынка услуг по ТО и ремонту автомобилей в регионе и динамикой ее изменения, выявляемой на основе опыта компетентных представителей (экспертов) рассматриваемых СТОА;
• финансовыми возможностями развития СТОА;
•
Таблица 8.4. Пример динамики изменения насыщенности населения региона легковыми автомобилями на текущий и предшествующие ему годы*
• наличием земельного участка, достаточностью его площади, производственными площадями и их резервом, технической возможностью реконструкции и расширения СТОА для обеспечения развития предприятия в целях увеличения степени удовлетворения клиентуры в услугах и т.д.
Экспертами на выбранных предприятиях выступают компетентные специалисты, занимающиеся вопросами менеджмента, маркетинга, управления производством (директор, коммерческий директор, его заместители, специалисты планирующих подразделений, менеджер по приемке и выдаче автомобилей, мастера, начальник производства, начальники смен и др.).
Оценка удовлетворенного и неудовлетворенного спросов проводится на основе данных, характеризующих фактическое годовое количество обращений Мк и процент удовлетворения спроса на к-й СТОА.
В данном случае под удовлетворенным спросом понимается число обслуженных на СТОА автомобилей (число обслуженных заявок). Причем необходимо иметь в виду, что общий годовой спрос М, т. е. фактическое число заездов на рассматриваемые СТОА, не может превышать годовое число заездов автомобилей рассматриваемого региона (для / = 1), поскольку данные СТОА могут обслуживать автовладельцев других районов.
Таблица 8.5. Пример оценки удовлетворенного спроса на услуги автосервиса в регионе на текущий период
Удовлетворенный спрос по к-й СТОА
Неудовлетворенный спрос по всех СТОА для всех моделей автомобилей
Если общий годовой спрос М больше годового числа обращений
на текущий период, то можно определить годовой спрос клиентуры из других регионов:
Максимальный годовой спрос на дальнюю перспективу (/ = 2) с учетом обслуживания клиентуры других регионов можно приближенно определить из выражения
Пример результатов расчета для предварительного выявления на основе экспертизы значений по действующим СТОА представлен в табл. 8.5.
Неудовлетворенный спрос на текущий период = 5 ООО - - 3 720 = 1 280 (обращений), что составляет 25,6 % от общего годового спроса.
Число обращений на СТОА клиентуры других регионов
Максимальный годовой спрос на дальнюю перспективу для i = 2 (> 2018 г.), т.е. более чем через > 7 лет, составит
Таким образом, через семь лет по сравнению с состоянием на момент времени появится необходимость в потенциальном дополнительном удовлетворении объемов работ по ТО и TP автомобилей СТОА региона в размере 12 172 - 3 720 = 8 452 обращений.
На основе полученных результатов и их анализа может быть принято решение о строительстве новой СТОА, поскольку на текущий момент времени имеет место значительный неудовлетворенный спрос на услуги. Тем более через семь лет значение спроса на услуги вырастет более чем в 2,4 раза. Однако для получения более точных результатов требуется проведение расчетов, связанных с оценкой динамики изменения спроса на услуги автосервиса в регионе, и на его основе определение рациональной мощности строящейся СТОА.
Третий этап — прогнозирование динамики изменения спроса на услуги автосервиса в регионе
При оценке прогнозируемых объемов услуг размер временного лага определяется продолжительностью создания и согласования проектно-разрешительной документации, строительством и вводам в действие новой СТОА и, как правило, составляет два-три года. При этом решение данной задачи также может базироваться на использовании логистических функций с учетом текущего М и максимального перспективного спросов на услуги, а также скорости изменения спроса, выражаемой через коэффициент пропорциональности достигнутый спрос у и потенциальный неудовлетворенный спрос При заданной или имеющейся динамике изменения спроса на ретроспективном периоде т.е. за т лет до рассматриваемого текущего момента имеется возможность в определении для задаваемого временного лага коэффициента пропорциональности Ф и прогнозных значений изменения спроса на услуги по ТО и ремонту легковых автомобилей у, на СТОА рассматриваемого региона.
При этом коэффициент пропорциональности и значения спроса на услуги по годам определяются следующими выражениями:
где t — номера годов, относительно которых определяется динамика изменения спроса; т = 4 — номер текущего года (2011 г.); — спроса в /-м году.
Прирост спроса от (/ - 1)-го до /-го года
Например, для исходных данных, представленных в табл. 8.6, которые характеризуют изменение и прирост спроса науслуги по ТО и ремонту для текущего и предшествующих ему годов, значение коэффициента пропорциональности
Таблица 8.6. Изменение и прирост спроса на услуги по ТО и ремонту автомобилей на СТОА региона
Прогнозная оценка динамики изменения спроса на услуги в регионе на временном лаге, соответствующем окончанию строительства и запуска СТОА и равном двум годам (т. е. от t = 4 до t = 6), следующая:
- спрос на конец текущего года
- спрос на конец 1-го года после проектной разработки и начала строительства СТОА
- спрос на конец 2-го года и окончания строительства СТОА (потенциальный спрос)
Таким образом, разрыв между спросом на 6-й год и текущим удовлетворенным спросом составляет 6 210 - 3 720 = 2 490 обращений.
В свою очередь, прогнозируемый спрос на услуги по к-й СТОА на ближайшую перспективу с учетом ее развития (на основе экспертизы, проводимой с учетом требований, изложенных ранее) определяется из выражения вида
где ак — возможное увеличение числа обращений на СТОА на ближайшую перспективу с учетом ее развития, полученное на основе экспертных оценок.
Например, для предварительно определенных для 1-й и 2-й СТОА соответственно получим
Общее возможное (прогнозируемое) число обращений на существующие СТОА региона с учетом их развития
Для нашего примера
С учетом спроса на услуги по окончании 2-го года, т. е. окончания строительства и возможного ввода в действие новой СТОА (уп = у,=6), дополнительный спрос на услуги
Для рассматриваемого примера дополнительный спрос
Таким образом, окончательно принимается
Графическая иллюстрация производной изменения спроса на услуги представлена на рис. 8.3.
Анализ результатов, представленных на рис. 8.3, показывает, что при перспективном максимальном годовом спросе обра
щений на момент запуска строящейся СТОА (/ = 6, 7} = 2 013 год при временном лаге t'n = 2 года) общий спрос в рассматриваемом регионе у, = 6 = у„ = 6 210 обращений. В то же время возможный прогнозируемый спрос на услуги по существующим СТОА Мп = 5 032 обращений в год. Следовательно, потенциальный дополнительный спрос на услуги в регионе на момент запуска проектируемой СТОА MDY = = 1178 обращений.
На рис. 8.3 Му = 3 720 представляет собой величину удовлетворенного годового спроса в регионе на текущий период (/, =, = т - 4).
В свою очередь, условно прикрепленное число автомобилей к проектируемой СТОА
Рис. 8.3. Прогнозное изменение спроса на услуги в регионе по обслуживанию подвижного состава на рассматриваемом множестве СТОА
Для рассматриваемого примера число автомобилей
Среднее число обращений на обслуживание для условного автомобиля на создаваемую СТОА в год определяется в виде
Четвертый этап — аналитическая оценка потенциала и степени освоения рынка автосервисных услуг
Для рассматриваемого примера число обращений в год
Парк автомобилей региона и динамика его изменения являются потенциальным рынком для реализации услуг по обслуживанию и ремонту, а также запасных частей и принадлежностей. На данных о парке и спросе на услуги может быть основан расчет некоторых оценочных показателей, в качестве которых могут выступать:
• сервисный потенциал рынка;
• степень освоения рынка;
• дополнительный потенциал рынка сервисных услуг и другие показатели.
Так, сервисный потенциал рынка определяется для текущего периода (/' = 1), т = 4 в виде
для дальней перспективы (/ = 2) при выходе на максимальную насыщенность населения региона легковыми автомобилями (п2)
для ближайшей перспективы, т. е. на момент ввода в действие проектируемой СТО:
где tp — трудоемкость ТО и ремонта, приходящееся на одно обращение автомобиля на СТОА.
а для оценки на ближайшую перспективу, т. е. на момент ввода в действие проектируемой СТОА (для временного периода т + 2 лет):
Степень освоения рынка может быть определена и спрогнозирована для текущего периода (i = 1) т = 4 в виде
Выражение (8.24) справедливо при оценке прогноза для действующих сервисных предприятий без учета вновь создаваемого.
Выражение (8.25) справедливо для оценки прогноза по всем сервисным предприятиям с учетом вновь создаваемого.
Дополнительный потенциал рынка сервисных услуг определяется как разность между сервисным потенциалом и степенью освоения рынка для соответствующего периода времени: