Государственная система стандартизации




России (ГСС РФ)

 

Общая характеристика системы. Днем рождения Государственной системы стандартизации в бывшем Советском Союзе считается 15 сентября 1925 г. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации.

Правовой основой ГСС является техническое законодательство. Оно представляет совокупность законов, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. Основные положения ГСС РФ и ее правовые основы были установлены Законом РФ «О техническом регулировании». Деятельность ГСС РФ конкретизирована в национальных стандартах таких как ГОСТ Р 1.5.-2004 « Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению», ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения», ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения», ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» и другие.Законодательная база ГСС находится еще в стадии становления. В перспективе техническое законодательство будет пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды.

Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и технических условий, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. Основные положения Государственной системы стандартизации, порядок разработки, принятия, регистрации стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов изложены в сборнике стандартов «Государственная система стандартизации».

Органы и службыстандартизации РФ. Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ или отдельных функций по стандартизации.

Государственное управление стандартизацией в РФ, руководство работами по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстехрегулирование).

Росстехрегулирование формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации; выполняет роль заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие, общетехнические и обязательные требования; осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; участвует в работах по международной (региональной) стандартизации; организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, издание и распространение НД. Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.

Росстехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы и службы. К территориальным органам Госстандарта относятся Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ более 100). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Росстехрегулирования создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. Они занимаются подготовкой предложений по законодательным актам, а также созданию государственных стандартов, осуществляют государственный надзор за соблюдением НД, средствами измерений, регистрируют технические условия (ТУ), участвуют в проведении государственных испытаний средств измерений, в аккредитации метрологических служб предприятий, проведении обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также систем качества и аттестации производства.

В систему служб Росстехрегулирование входят также 19 научно-исследовательских институтов (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», ФГУП «ВНИИМС», ФГУП «ВНИИР», ФГУП «ВНИЦФТРИ», ФГУП «СНИИМ», ФГУП «ВНИИМ им. Менделеева», ФГУП «ЦКБ», ФГУП «ВНИИОФИ» и др.), технические комитеты (ТК) по стандартизации (264 например, ТК «Птицеводство» ТК «Менеджмент качества» ТК «Кормопроизводство», ТК «Продукция животноводства и биотехнологии», ТК «Мясо и мясная продукция», ТК «Статистические методы в управлении качеством продукции» ТК «Зерно, продукты его переработки и маслосемена» ТК «Комбикорма, белково-витаминно-минеральные концентраты, премиксы» и др.), 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения.

Научно-исследовательские институты, входящие в состав Росстехрегулирование занимаются разработкой и утверждением основополагающих организационных, методических и нормативных документов, организацией деятельности ТК по разработке государственных стандартов, организацией и проведением обучения кадров.

Технические комитеты по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции (технологии и другим объектам стандартизации) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей, разработчиков, изготовителей продукции), органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ, а также ученые и специалисты. ТК осуществляют разработку проектов стандартов, пересмотр действующих стандартов и подготовку изменений к ним, подготовку предложений по отмене стандартов; проводят работу по обеспечению прямого применения международных (региональных) стандартов в народном хозяйстве РФ и гармонизацию отечественных стандартов с международными стандартами и стандартами зарубежных стран; сотрудничают с ТК в смежных областях деятельности, принимая участие в разработке программ комплексной стандартизации, а также с обществами потребителей, испытательными, сертификационными центрами, предприятиями и организациями – пользователями стандартов; разрабатывают планы проведения работ по стандартизации.

При организации разработки проекта стандарта ТК определяет подкомитет (ПК), рабочую группу (РГ) или предприятие, устанавливает сроки проведения работ. Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Росстехрегулирования по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления и регистрируются федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств и головные организации по стандартизации. В министерстве сельского хозяйства вопросами стандартизации ведает департамент продовольственных рынков, стандартизации, сертификации и качества продукции.

При необходимости службы стандартизации могут быть созданы и на предприятиях, которые выполняют научно-исследовательские, конструкторские и другие работы по стандартизации. Руководители этих предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; устранение барьеров в торговле; содействие научно-техническому сотрудничеству; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности; содействие соблюдению требований технических регламентов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; обеспечение взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Нормативный по стандартизации документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. К нормативным документам по стандартизации в России относятся национальные стандарты, технические регламенты, руководящие нормативные документы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила и рекомендации по стандартизации. Главенствующая роль среди нормативных документов принадлежит стандартам.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарт разрабатывается на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

Объектом стандартизации может быть продукция, производственные процессы или их элементы, конкретные услуги, которые охватывают услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций.

В последние годы стандартизации услуг уделяется особое значение. Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества.

Были разработаны стандарты: основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг), на конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, услуг общественного питания), на процессы (проектирование туристических услуг), на классификацию предприятий сферы услуг.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.02 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальный стандарт применяется на добровольной основе.

Технический регламент – технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технический регламент предъявляет требования к безопасности излучений; биологической безопасности; взрывобезопасности; механической безопасности; пожарной безопасности; промышленной безопасности; термической безопасности; химической безопасности; электрической безопасности; ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности.

В настоящее время приняты три регламента на пищевую продукцию:

– на молоко и молочную продукцию;

– на масложировую продукцию;

– на соковую продукцию.

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ) – систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение. В России действует более 30 ОКТЭИ, в том числе: Общероссийский классификатор продукции (ОКП); Общероссийский классификатор стандартов (ОКС); Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТНВЭД).

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Принятие, введение в действие общероссийских классификаторов, а также межведомственная координация работ по их проведению возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Росстандартом, Росстатом и Минэкономразвития России.

Правила по стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

Технические условия (ТУ) могут выступать в роли технических и нормативных документов. ТУ на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). Объектами ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий. В отличие от стандартов ТУ разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

4. Категории и виды национальных стандартов

Категории стандартов. В зависимости от сферы действия стандарты в РФ делятся на следующие категории: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), стандарты отраслей (ОСТ), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты РФ – стандарты, принятые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (в области строительства – Госстроем России). К объектам государственных стандартов относят: организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; продукцию, работы и услуги межотраслевого значения.

Стандарты на организационно-методические и общетехнические объекты должны содержать правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Государственные стандарты на продукцию должны содержать обязательные требования к качеству продукции (услуги) обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции.

Применение государственных стандартов – это, прежде всего, соблюдение государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований стандартов. Иные требования, дополняющие обязательные требования государственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения в договор либо в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Продукция, в том числе импортируемая, не подлежит реализации по назначению, если она не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным в действующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательной сертификации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных или признанных в установленном порядке уполномоченным на то органом

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Стандарты отраслей, как и государственные стандарты, разрабатывают на организационно-технические и общетехнические объекты, продукцию, процессы и услуги, но отраслевого значения. Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация и проведение работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли и др.

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: семена малораспространенных культур, а именно амаранта; пустынных кормовых культур, рыжика, горчицы, чая, саженцы хмеля, рассада табака, корневища мяты; сырье эфирномасличной розы, лаванды, герани и др.

Стандарты отраслей должны обеспечивать соблюдение обязательных требований государственных стандартов. Требования стандартов отраслей подлежат своевременному приведению в соответствие с достижениями науки, техники и технологии, а также требованиям государственных стандартов.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства) регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56-98-93 «Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатываются и принимаются для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов фундаментальных и прикладных исследований. Объектами СТО являются принципиально новые виды продукции и услуг, новые методы испытаний, нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения продукции и новые принципы организации и управления производством.

По мере применения СТО и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, но за рубежом данная категория используется давно и широко.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются предприятиями для регламентации оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время являются основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» допускалась разработка СТП и на поставляемую продукцию, но требования к качеству продукции должны быть более жесткими, чем в ГОСТ. В этих случаях в договоре на поставку продукции делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются.

Стандарты предприятий утверждает руководитель (заместитель руководителя) предприятия приказом или личной подписью на первой странице стандарта.

Кроме рассмотренных категорий стандартов в нашей стране широко применяются межгосударственные и международные стандарты, о которых будет изложено в разделах о межгосударственной и международной стандартизации.

Виды стандартов. В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: основополагающие, на продукцию и услуги, на работы (процессы), на методы контроля.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества. Основополагающий стандарт имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр.

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в декабре 2004 г. утверждены (с датой введения 1 июля 2005 г.) основополагающие стандарты национальной системы стандартизации Российской Федерации, определяющие разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов Российской Федерации, внесения в них изменений и отмену:

– ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Основные положения";

– ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены";

– ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения";

– ГОСТ Р 1.5-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения";

– ГОСТ Р 1.8-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения";

– ГОСТ Р 1.9-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Порядок Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения.";

– ГОСТ Р 1.10-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены" (взамен Р.50.1.039-2002 в части правил стандартизации за исключением межгосударственной стандартизации);

– ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Термины и определения";

– ГОСТ Р 1.13-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации";

– ПР 50.1.074-2004 "Подготовка проектов национальных государственных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены".

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции. На продукцию разрабатывают стандарты общих технических условий (к группам однородной продукции) и стандарты технических условий (к конкретной продукции).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к выполнению различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: