Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 5 глава




Шрила Харидас ответил: "Все, что я говорю, о, Господь, - я говорю лишь по твоей подсказке. Я - только марионетка. В писаниях перечисляются десять оскоблений Святого Имени, и я очень опасаюсь их. Я назову их одно за другим. О, Господь, дай мне силы их избежать.

1) критиковать святые личности;

2) считать полубогов независимыми от Всевышнего Господа, а Имя, образ, качества и игры Господа Кришны независимыми от Него;

3) не подчиняться духовному учителю, раскрывшему истину Святого Имени;

4) критиковать писания, прославляющие Святое Имя;

5) считать совершенства и божественные качества Святого Имени, как они представлены в писаниях, плодом воображения;

6) совершать грехи, полагаясь на силу Святого Имени;

7) раскрывать неверующим величие Святого Имени;

8) приравнивать воспевание Святого Имени к материальной благочестивой деятельности, предписанной Ведами в разделе "Карма-канда";

9) быть невнимательным при воспевании Святого Имени;

10) не развивать любовь к Святому Имени, даже узнав о Его величии, из-за привязанности к телу и ко всему, что к нему относится.

КРИТИКОВАТЬ СВЯТУЮ ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ОСКОРБЛЕНИЕ

Первое оскорбление Святого Имени - критика святой личности, - полностью разрушает духовную жизнь. Ты Сам, явившись Господом Кришной, описал качества садху в беседе с Уддхавой (Шримад-Бхагаватам, Песнь 11): милосердие; стойкость; беспристрастность; равное отношение ко всем; аскетичность без нанесения излишнего ущерба телу; правдивость; чистосердечие; сострадание; свобода от вожделеющего разума; владение чувствами; добровольное принятие материальной бедности; мягкость; чистота; умеренность в еде; спокойствие; отвержение материализма; терпение; твердость; обретение прибежища в одном лишь Кришне; свобода от иллюзии; серьезность; победа над голодом, жаждой, скорбью, сокрушениями, завистью и старостью; нежелание получать почести от других; почтительность со всеми; искушенность, свобода от лжи; обладание знанием.

КАЧЕСТВА ДВУХ ВИДОВ - SVARUPA И TATASTHA

Эти качества могут быть разделены на две категории: svarupa, т.е. прямые и неотъемлемые качества некой сущности и tatastha, качества, являющиеся украшением, которые становятся видимыми, когда данная сущность вступает в соприкосновение с чем-то еще. То, что садху признает единственным своим прибежищем Господа Кришну, является его svarupa-laksana; все прочие качества - tatastha. Если по великой удаче человек достигает общения с вайшнавом, в нем развивается вкус к Святому Имени, и он обретает окончательное прибежище у лотосных стоп Господа Кришны. Так он развивает svarupa-laksana, а затем, благодаря постоянному воспеванию, постепенно развивает все прочие laksana, т.е. признаки. Эти прочие laksana являются tatastha, но они, тем не менее, органически присущи вайшнаву.

СВЯТОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ SVARUPA-LAKSANA

Существуют четыре общественных уклада, варны: брахман, кшатрий, вайшйа, шудра, и четыре духовных стадии: брахмачари, грихастха, ванапрастха, саннйаси. Но эти внешние обозначения не служат признаками садху. Писания разъясняют, что признаком садху является только факт его полного предания себя Господу Кришне, и только такой садху способен чисто воспевать Имя Кришны.

О, Господь Чаитанйа! На примере Рагхунатхи даса Госвами Ты научил всех тому, как стать настоящим вайишнавом-грихастхой, Шрила Рагхунатха дас Госвами явился не в брахманской семье, а в более низкой касте "кайастха" в деревне Сантаграм. Ты наставил его в том, что не следует проявлять нетерпение и совершать бездумные поступки, по собственной прихоти бросая свой дом, а надо вернуться и продолжать жить в семье. Освобождение достигается постепенно, благодаря следованию определенной дисциплине. Нет нужды, не достигнув зрелости, претендовать на непривязанность и отреченность для того лишь, чтобы производить впечатление на людей. Отречение должно совершиться в сердце. Рядиться в одежды отречения, не обуздывая чувств, - это называется обезьяньим отречением, markata-vayragya. Домохозяин должен исполнять свой долг, как положено, и практиковать отречение, развивая в своем сердце твердую веру и глубокую привязанность к Кришне, внешне поддерживая нормальные общественные отношения с обычными людьми. Такого человека очень скоро освободит Сам Господь Кришна.

ПРИЗНАКИ ОТРЕЧЕННОГО САДХУ

Когда Ты узнал, что Шрила Рагхунатха даса Госвами в конце концов оставил семейную жизнь, приняв отреченный образ жизни, Ты дал ему чудесные наставления об истинном пути отречения.

Ты сказал, что не следует участвовать в пустых материалистичных разговорах или слушать их. Следует отвергнуть изящную одежду и лакомства. Всегда готовый выразить почтение другим, не ожидая почтения себе, человек должен постоянно воспевать Святое Имя. Следует совершать довериительное служение Шри Радхе и Кришне в настроении обитателей Враджи.

ОДНО И ТО ЖЕ ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И В ОТРЕЧЕНИИ

Сварупа-лакшана, т.е. главный признак (предание себя Господу) должна преобладать в садху независимо от его варны и ашрамы. Татхастха-лакшана, т.е. вторичные признаки, будут определенно различаться соответственно варне и ашраме. Неотступная преданность Господу Кришне - это сварупа-лакшана преданного служения. Кто обладает этим качеством, скоро обнаружит, что и неглавные признаки появляются у него один за другим. Но если у преданного садху неглавные признаки почему-либо не достигли полной зрелости, а, напротив, в его характере видны серьезные недостатки, он, тем не менее, должен почитаться как садху, т.е. святая душа. Таково заключение писаний, выраженное собственными словами Кришны в Бхагават-Гите. В том стихе явлена глубокая философская истина, и нам она известна лишь по Твоей милости.

ОСКОРБИТЕЛЬНО КРИТИКОВАТЬ САДХУ ЗА ПРОШЛЫЕ ГРЕХИ

Когда у человека развился истинный вкус к воспеванию, тогда Святое Имя, даже единожды произнесенное, может искоренить все его прошлые грехи. У определенных людей могут сохраняться остатки последствий грехов, но и они постепенно устранятся воспеванием. И когда эти последние остатки греха исчезают, он становится чистым преданным. Разумеется, обычный человек в этих сохраняющихся остатках греха видит грехи, но если он критикует святого за следы почти искорененных грехов в его характере, то это тяжелое оскорбление. Если садху критикуют за его грехи, совершенные до его предания себя Кришне, то это - еще одно серьезное оскорбление. Критикующий несомненно навлечет на себя гнев Господа Кришны.

ПРИЗНАКИ САДХУ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

Тот, кто полностью предался Господу Кришне, будет, естественно, воспевать Имя Господа Кришны постоянно. Такой человек по милости Господа имеет право называться садху. Только преданный Господа Кришны должен почитаться как садху, и никто иной. Если кто-то еще объявит себя садху, он всего лишь хвастун и шарлатан. Настоящий садху смиренно называет себя несчастной душой, предавшейся Господу Кришне и постоянно воспевает Имя Кришны. Считая себя ниже травинки и будучи терпеливее дерева, он почтителен со всеми, но не ожидает почтения по отношению к себе. К такому садху Святое Имя Кришны проявляет беспричинную милость и дарит ему божественную любовь к Богу.

ИСТИННЫЙ САДХУ - ЭТО ВАЙШНАВ, УТВЕРДИВШИЙСЯ В ИМЕНИ

Когда я слышу, что садху воспевает Святое Имя, я выражаю ему почтение, ибо знаю - это совершенный вайшнав. Вайшнав - духовный учитель мира, истинный друг каждого существа и всегда - океан сострадания. Критикующий вайшнава идет прямой дорогой в ад и страдает непередаваемыми муками из рождения в рождение. Для оскорбителя закрыты врата бхакти, поскольку преданное служение - милостивый дар вайшнава живым существам. Вайшнав - вместилище духовной энергии Господа Кришны; Кришна-бхакти обретают лишь в доверительном общении с Ним. Энергия, т.е. шакти чистой преданности - это смесь hladini (энергия Кришны, дающая наслаждение) и samvit (энергия Кришны, дающая знание). Чистая энергия бхакти вливается совершенными чистыми преданными в преданного-кандидата; так энергия бхакти передается из поколения в поколение. Энергия бхакти находится в сердце трансценденталиста и использует его как средство для дальнейшего продвижения. Когда джива становится свободной от зависти и склонной к преданному служению, в ее сердце из сердца чистого преданного переносится энергия чистого бхакти. Это - великая тайна. Три великие, исполняющие желания драгоценности, которые дает милость вайишнава в виде бхакти это: остатки пищи вайшнава, вода от омовения его ног и пыль его лотосных стоп.

КАК ВАЙШНАВ НАСЫЩАЕТ СВОЕЙ ЭНЕРГИЕЙ ДРУГИХ

Если человек хоть немного побудет в присутствии вайшнава, он почувствует, как энергия Кришны истекает из этой личности. Эта энергия входит в сердце, имеющее веру, и оплодотворяет его бхакти. еловек при этом сразу же впадает в экстаз. Достаточно лишь общения с вайшнавом, чтобы вызвать бхакти в сердце благочестивого человека. Тот немедленно вдохновится на воспевание имени Господа Кришны, а Святое Имя - постепенно - сообщит ему все духовные качества.

ВАЙШНАВА-НИНДА, т.е. КРИТИКА ПРЕДАННОГО

Тот, кто критикует вайшнава: за его касту, непреднамеренное случайное падение, остатки предыдущих грехов или грехов, предшествовавших его приходу к Кришне, тот оскорбляет садху.

Такой оскорбитель никогда не разовьет в себе вкуса к воспеванию Имени. Тот, кто бесповоротно встал на путь чистой преданности, считается чистым вайшнавом. В нем можно обнаружить четыре недостатка, названных выше, но он полностью свободен от всех остальных. Критиковать его - значит накликать на себя гибель.

Вайшнав распространяет славу Святого Имени; Господь Кришна не мирится ни с какой критикой в свой адрес. Можно бросить всю прочую деятельность - дела благочестия, йогу, жертвоприношения, кармическую деятельность, эмпирическое познание, - если просто повторяешь Святое Имя; это - квинтэссенция духовной культуры.

САДХУ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДАЕТСЯ СВЯТОМУ ИМЕНИ

Истинный садху не критикует полубогов или другие писания; он просто повторяет Святое Имя. Кем бы ни был такой садху - домохозяином или саннйаси - следует с готовностью принимать на себя пыль с его лотосных стоп. О чистоте вайшнава судят по тому, насколько сильно в нем rati (влечение к Святому Имени). Это не имеет никакого отношения ни к его официальному статусу вайшнава, ни к его богатству, эрудиции, возрасту, внешней красоте, силе. Итак, пришедший под кров Святого Имени должен устранить в себе склонность критиковать садху.

Чистая преданность, основанная на воспевании, зависит от милости чистого преданного и его беспримерной преданности. Без этого все будет искажено и испорчено. Бхакта уходит при первых же признаках sadhu-ninda, которая затем становится namaparadha. Пусть же кандидат на преданное служение осудит садху-нинду, будет служить садху и общаться с ними.

ДВА ТИПА ДУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Правильное вайшнавское поведение состоит в том, чтобы избегать asat-sanga, т.е. дурного общества, которое может внушить человеку непочтение к садху. Дурное общение бываает двух видов.

Первый - это общение с женщинами, которое означает либо недозволенные связи с женщиной вне брака, либо излишнее вожделение к собственной жене. Писания одобряют лишь правильно организованное общение с женой. К этой первой категории asat-sanga относится также общение с мужчиной распущенным или находящимся под башмаком у жены.

ТРИ ВИДА НЕПРЕДАННЫХ

Дурное общение второго типа - это общение с непреданными.

Непреданные бывают трех видов: mayavadi, dharmadhvaji (притворщик) и nivisvara (атеист).

Майавади не признают вечность тела Всевышнего Господа. Они говорят, что и форма Божества иллюзорна, т.е. относится к майе, и что джива также - продукт майи.

Dharmadhvaji - это тот, у кого в сердце нет ни преданности, ни привязанности, но внешне он имитирует то и другое. Он носит одеяния преданного ради достижения материалистических целей.

Nirisvara - это неверующий, атеист. Серьезный кандидат на преданное служение, т.е. sadhaka, должен избегать подобного дурного общения. Если кто-то возражает, что, дескать, критиковать этих непреданных значит совершать sadhu-ninda, такого человека надо тщательно избегать. Надо держаться подальше от дурного общения и полностью предаться Святому Имени. Только это гарантирует любовь к Богу.

КАНИШТХА-ВАЙШНАВ

Неофит-преданный (вайшнав, каништха-адхикари) проявляет формальную, даже мирскую веру. Он поклоняется Божеству, но не развил интереса к служению вайшнаву-садху. Он - почти вайшнав, но еще не настоящий вайшнав и поэтому не способен извлечь всю духовную пользу из sadhu-sanga. Чтобы развиваться духовно, неофит должен получать благословения чистого вайшнава.

МАДХЙАМА-ВАЙШНАВ

Если мадхйама-вайшнав (преданный промежуточного уровня) развивает в себе любовное чувство к Господу Кришне, дружеское отношение к преданным Господа Кришны, сострадание к невинным, а также избегает общества атеистов, он быстро становится чистым преданным. Лишь он способен воспевать чистое Имя.

УТТАМА-ВАЙШНАВ

Чистый преданный высшего уровня видит, как Господь Кришна являет себя повсюду и как все покоится в Нем. Он знает, что Кришна - сама его жизнь. Его не заботит, кто вайишнав, кто - нет. Вся его жизнь вращается вокруг Святого Имени. Святое Имя для него - суть всего.

ДЕЙСТВИЯ СООТВЕТСТВЕННО СТАТУСУ ВАЙШНАВА

Мадхйамя-вайшнав всегда служит садху. Стадия развития мадхйама-вайшнава отмечает начало чистого вайшнавизма. Для него существенно отличать вайишнава от невайишнава; служить чистому вайшнаву для него - необходимость. Если он пренебрегает различением уровней вайшнавов, тогда он рискует совершить вайшнавапарадху. Он должен постоянно оценивать вайшнавов и служить чистому вайшнаву. Уттама-вайшнав не видит никаких различий между вайшнавом и невайшнавом, между врагом и другом; как ему служить вайшнаву? Как он отличит вайшнава и невайшнава? Писания утверждают, что вайшнав-неофит (почти вайшнав) может воспевать на стадии namabhasa, т.е. на стадии очищения. Вайшнав-мадхйама достоин воспевать чистое Имя, поэтому он должен всегда тщательно избегать оскорблений, т.е. намапарадхи. Уттама-вайшнав никогда не может совершить какого бы то ни было оскорбления, поскольку он повсюду видит Господа Кришну. Каждый sadhaka должен все это спокойно обдумать и определить свое собственное истинное положение. Прежде всего, он должен прекратить sadhu-ninda. Затем он должен воспевать с твердой верой согласно своему статусу вайшнава. Поэтому для него существенно осознать свое собственное положение. Деятельность преданного должна иметь своим средоточием общение с садху, служение садху, воспевание Святого Имени и неизменно сострадательное отношение ко всем живым существам.

ЛЕКАРСТВО ОТ САДХУ-НИНДЫ

Если кто в состоянии безумия или заблуждения оскорбит садху, он должен пасть к ногам этого садху и горько каяться. Он, плача, должен молить о прощении. Он должен назвать себя падшим негодяем, нуждающемся в милости вайшнава. Садху очень милостив, его сердце смягчается, и он обнимет оскорбителя, снимая тем самым с него вину за оскорбления. Подношу это объяснение первой из десяти намапарадх Твоим лотосным стопам.

Кто, подобно, шмелю влечется к лотосным стопам Шрилы Харидаса Тхакуры, тот найдет в этой "Харинама Чинтамани" саму силу жизни.

Глава 5. СЧИТАТЬ ПОЛУБОГОВ НЕЗАВИСИМЫМИ ОТ КРИШНЫ

Слава Господу Шри Гауранге, самой жизни для Шри Гададхар Пандита; слава Господу Нитйананде, душе Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе, господину матери Ситы; слава всем преданным Господа Чаитанйи.

КАТЕГОРИЯ ВЕРХОВНОГО ГОСПОДА ВИШНУ

Шрила Харидас Тхакур со сложенными руками продолжал говорить: "О, Господь Вселенной, теперь я молю Тебя выслушать мое объяснение второго оскорбления Святого Имени. Господь Вишну - Всевышний; Он не отличен от Абсолютной Истины. Он - господин Вселенной и обладатель трансцендентного тела, всегда пребывающего в чистой благости. Господь Кришна, владыка Голоки, - это сущность и исток Господа Вишну. Кришна украшен шестьюдесятью четырьмя чрезвычайными превосходствами; Он - вместилище всех трансцендентных рас. Господь Нарайана обладал шестьюдесятью из этих качеств и с меньшей полнотой, чем Господь Кришна. То же верно в отношении Господа Вишну и пуруша-аватар.

Господь Нарайана, господин Вайкунтхи, - vilasa-vigraha, т.е. частичная экспансия Господа Кришны. На Вайкунтхе Санкарша- на распространяет Себя как Маха-Вишну, возлежащего в Причинном Океане. Это - первая пуруша-экспансия. Вторая - Гарбходакашаи-Вишну, исток Господа Брахмы. Он входит во все вселенные в качестве пуруша-аватары. Он распространяется как Кширодакашай-Вишну, Высшая душа всякого живого существа. Эти три Вишну-пуруши - экспансии Господа Кришны. Кширодакашай-Вишну - исток таких аватар, как: Рыба (Матсйа), Черепаха (Курма) и прочие. Все эти аватары - формы начала Вишну, Верховного Бога; Они украшены шестьюдесятью трансцендентными качествами. Saktyavesa-avatara - это джива-таттва, в которую нисходит энергия Господа. Эти аватары - отделенные экспансии Господа, vibhinnamsi. Примерами Их являются: Парашурама, Пратху и другие. Отделенные части Всевышнего Господа разделяются на две категории. Обычные дживы обладают первыми пятьюдесятью из указанных выше шестидесяти четырех трансцендентных качеств Господа, причем количественно - в очень малой степени. Но во второй категории джив, к которой относятся Господь Шива и другие полубоги, эти пятьдесят качеств присутствуют во всей полноте, а кроме того, в определенной степени проявляются следующие пять качеств. Однако, в полной мере эти пять качеств проявляются лишь в категории Вишну.

Итак, лишь Вишну-таттвы наделены первыми пятьюдесятью пятью качествами Господа в полной мере. Они также проявляют до некоторой степени следующие пять качеств, итого - шестьдесят.

Эти пять качеств во всей полноте присутствуют лишь в Господе Кришне. Потому Господь Шива и прочие полубоги - слуги Всевышнего Господа Вишну. Хотя полубоги - дживы высшего уровня. Всевышний Господь Вишну - владыка и правитель над всеми дживами, в том числе - над полубогами.

ПРИРАВНИВАНИЕ ГОСПОДА К ПОЛУБОГАМ СУТЬ НЕВЕЖЕСТВО

Те, кто пребывают в неведении относительно начала Вишну-таттвы Верховного Бога - пытаются уравнивать Всевышнего Господа с полубогами. Господь Шива и все прочие полубоги исполняют приказания Всевышнего Господа Вишну. Майавади утверждают, что безличный Брахман лишен формы, тогда как Шива, Брахма и Вишну, три господствующих Божества трех материальных гун (невежества, страсти и благости - соответственно), наделены формой. Писания недвусмысленно говорят, что Господь Брахма творит материальный мир, а Господь Шива разрушает его; но Господь Нарайана или Вишну, суть хранитель материального мира, суть Господь, вечный объект поклонения. Кто поклоняется полубогам, пренебрегая Васудевой, Всевышним Господом Нарайаной, вечно гниет в аду материального существования.

Некоторые возражают, что поскольку Господь Вишну признается в Ведах всепроникающей Абсолютной Истиной, Он присутствует во всех полубогах, оттого поклонение полубогам якобы равнозначно поклонению Господу Вишну. Эти доводы ложны. Писания не дают основания считать, что поклонение полубогам - все равно, что поклонение Господу Вишну. В действительности, поклонением Господу Вишну совершается поклонение всем полубогам. Потому отдельного поклонения полубогам не требуется.

Верное понимание ведической истины таково: раз Господь Вишну вездесущ, то поклонение Ему - это автоматически поклонение всем полубогам. Полив корня питает все дерево, а если поливать только ветви и листья, дерево увянет и умрет. Глупцы, забывшие ведические правила, совершают такую ошибку. В силу своего извращенного видения они поклоняются отдельным полубогам согласно собственному умонастроению. Они пребывают в неведении относительно того установления Вед, что поклонение Вишну - это вечная деятельность в чистой благости, вне трех материальных гун.

Из-за прихода Кали-йуги и осквернения имперсонализмом люди стали политеистами и игнорируют высшее положение Господа Вишну. Полубоги могут даровать лишь ограниченные благословения, и лишь Всевышний Господь Вишну может даровать любые благословения. Он - хранитель каждого. Если бы эти жадные материалисты осознали преимущества поклонения Господу Вишну, они оставили бы всякое поклонение полубогам.

ОБЯЗЯННОСТИ ВАЙШНАВА-ДОМОХОЗЯИНА

Преданный Господа Вишну или Кришны - домохозяин должен поклоняться Всевышнему Господу при всех обстоятельствах и не иметь никаких сомнений. От него не требуется совершения жертвоприношений и прочих кармических действий. Веды рекомендуют поклонение Господу Кришне и Его преданным. В порядке поклонения предкам и полубогам он должен подносить им гирлянды с Божества Господа Кришны. Если же преданный-домохозяин совершает ритуал sraddha по методу майавади или поклоняется полубогам, то он совершает тяжкое оскорбление. Применять к Всевышнему Господу Кришне какие-либо дуалистические представления значит совершать намапарадху. Это делает человека непригодным к пути чистого бхакти.

Считать таких полубогов, как Господь Шива, отдельными верховными богами - это серьезнаяи намапарадха. Политеизм является тяжелым оскорблением. "Господь Вишну - Всевышний Господь, но Господь Шива и другие полубоги - тоже сами по себе верховные личности". Это представление неверно. Однако можно поклоняться полубогакм как гуна-аватарам, saktyavesa-avatara или слугам Господа Вишну. Никто не обладает независимостью от власти Всевышнего Господа, ибо Он - Высший Правитель и Владыка всех энергий. Полубоги вроде Господа Шивы, Господа Брахмы, Господа Ганеши или Бога Солнца были наделены энергиями Всевышнего Господа. Оттого они и могущественны. Всевышний Господь один, все прочие - Его энергии.

Домохозяин-преданный должен раз и навсегда устранить всякий материализм в исполнении своих обязанностей; он должен развивать настроение чистой преданности. Человеческое общество должно вести жизнь согласно установлениям системы варнашрамы; такой образ жизни называется sanatana-dharma, т.е. вечной религией. Индия - страна nunyabhumi (праведности), и религиозная система варнашрамы была введена и реализована здесь великими мудрецами прошлого. В той или иной форме эта система присутствует и в других странах, но нигде она не была развернута в такую совершенную социально-религиозную систему, как в Индии. Человеческая природа не может найти себе полного выражения или достичь совершенства без социальных делений на варны. Разумеется, вечная истина гласит: всякий, даже низкорожденный, стоящий вне варн, годен на вступление в семью преданных Кришны, если ведет жизнь без грехов и оскорблений. Тем не менее человеческое общество в целом не может надлежащим образом ни существовать, ни функционировать без системы варнашрамы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ПРЕДАННОСТИ СЛЕДОВАНИЕМ ВАРНАШРАМЕ

Материалист должен подчинить свою жизнь указаниям варнашрама-дхармы. Силой поклонения Кришне в полном предании себя человек постепенно возвышается посредством варнашрама-дхармы на уровень святости. Но тот, кто следует варнашраме, не поклоняясь Кришне, - обречен. Домохозяин должен исполнять свои обязанности, диктуемые варнашрамой. Ему следует вести жизнь умеренную, принимая лишь то, что требуется для служения Кришне. Он должен с почтением относиться к правилам и предписаниям варнашрамы. Все это нетрудно тому, кто воспевает Святое Имя и совершает преданное служение. Более того, в той же самой практике преданного служения человек может обрести бхаву, т.е. духовный экстаз. С наступлением бхавы он превосходит юрисдикцию правил и предписаний. Пока человек нуждается в организованной формальной социальной жизни, он должен оставаться в рамках варнашрамы. Но при первых же движениях духовной любви с достижением бхавы проявляется чудесная природа дживы. Тогда человек больше не нуждается в обязательном следовании правилам варнашрамы. Настроение бхавы непостижимо для материалистов, ибо оно динамично и проявляется в человеке по своему собственному произволению. Вайшнав-домохозяин должен следовать этим путем очень сосредоточенно, дабы не подвергнуться осквернению влиянием майавади.

ИМЯ ГОСПОДА ВИШНУ НЕОТЛИЧНО ОТ НЕГО

Имя, тело, качества Господа Вишну никогда нельзя считать чем-то отличным от Него. Он недвойственен, Он - полное целое, Он - Высший Абсолют. Если, по невежеству, человек привязан к дуалистической концепции Бога, то, в лучшем случае он сумеет достичь в воспевании стадии namabhasa, но он никогда не достигнет премы. В то же время, если он обретет милость истинного духовного учителя и сможет победить свои анартхи, то в постепенном процессе очищения он достигнет чистого Имени.

ОШИБОЧНАЯ ЛОГИКА И ОСКОРБЛЕНИЯ МАЙАВАДИ

Самоуверенные люди часто выдвигают дуалистическую идею Бога. Эта идея предосудительна, и преодолеть ее трудно. Философы-майавади предполагают, что Брахман бесформен и безличен, а Имя, Образ и прочие атрибуты Господа Вишну относятся к продуктам иллюзии; они стремятся восприниматьь Господа Вишну в качестве безличного брахмана и ничего больше. Но эти рассуждения глупы и нигилистичны. Точка зрения майавади обусловлена безумием и тупым невежеством в отношении всесилия Господа. Но всемогущий Брахман - это Вишну; разница - только в имени.

Разум философа-майавади пребывает в крайней степени безумия. Видя, что для материального существования свойственно разнообразие, он заключил, что духовная сущность - в противоположность материальному царству - должна быть лишена качеств. Это несовершенное, незрелое теоретизирование вынуждает его воображать Брахмана сухим и безличным. В своем изначальном положении

Брахман имеет имя, образ, качества, игры и прочее, но майавади обусловлены человеческим существованием. Чистый преданный - бич для подобной вредной философии; он устанавливает ведическую истину о том, что Всевышний Господь не отличается от Своего Имени, образа, игр и качеств.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСПОДОМ ВИШНУ И БРАХМАНОМ

Господь Вишну - Высшая Абсолютная Истина; и личностный и неличностный аспекты свойственны Его божественной природе. Непостижимые энергии Всевышнегго Господа не только включают в себя Его личностный и неличностный аспекты, но проявляют также Его всепривлекающую красоту и прекращают все взаимно-противоречивые умствования на Его счет.

Разум человека ограничен и слаб. Ему трудно оценить непостижимые энергии Всевышнего Господа. Поэтому когда человек пытается постичь Всевышнего Господа своими неадекватными мозгами, он может дойти лишь до представления о безличном брахмане, который служит лишь частичным представлением Абсолютного Целого. Так он отвращается от высшей цели всякого поклонения - Господа Вишну, Чьим лотосным стопам поклоняются даже великие полубоги. Не зная о потерянном благе, он привязывается к поклонению безличному Брахману. Но тот, кто понимает трансцендентную природу Имени Господа, Его образа, качеств, и прочих атрибутов, зная, что Они не отличны от Него, может воспевать чистое Имя и воспринимает Господа Кришну во всей Его божественной полноте. Двойственность существует лишь на материальном плане - здесь Имя отличается от поименованного объекта. Но поскольку на духовном плане такого нет, было бы проявлением полной слепоты усматривать различие между Господом и Его Именем, образом, качествами и прочим. В такую же западню попадают и те, кто считает Господа Шиву и прочих полубогов независимыми от власти Всевышнего Господа.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРЕДАННЫМИ И МАЙАВАДИ

Преданный, который в полном сосредоточении предался Святому Имени, - поистине возвышенная душа. Он поклоняется как Всевышнему Господу одному Кришне и больше никому. Он не нападает на другие писания и другие Божества, в т.ч. полубогов; он поклоняется и почитает их в качестве слуг Господа Кришны. Он всегда воздерживается от сухих умствований. Когда в разных писаниях утверждается первенство того или другого полубога, это делается лишь в порядке снисхождения к ограниченной способности определенных умов охватить Абсолютную Истину. В действительности, эти писания имеют целью возвышение своих последователей до преданных Кришны. Поэтому не следует критиковать другие писания и полубогов - это оскорбление. Преданному не следует принимать остатков пищи или гирлянды от майавади, даже если они были поднесены Господу Вишну, ибо поклонение майавади нечисто. Майавади оскорбительно воспевают Святое Имя. Господь не принимает подношений и поклонения от майавади. Оскорблением будет также принять гирлянды и другие остатки после поклонения полубогам; это вредит чистоте жизни преданного служения. Но если преданный поклоняется Всевышнему Господу Кришне и остатки подносит полубогам, то принимать такие остатки - не оскорбление и никак не затруднит духовное развитие человека.

Чистый преданный всегда избегает оскорблений, постоянно воспевает, и таким образом достигает премы. Весь его успех кроется в Святом Имени.

ЛЕКАРСТВО ОТ ЭТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ

Иллюзия и безумие ослепляют дживу, и она думает, что кто-то еще может быть на одном уровне с Всевышним Господом Вишну. Единственное исцеление - горячо покаяться и сосредоточиться на Господе Вишну (Кришне), ибо таким памятованием рассеиваются оскорбления. Впоследствии надо тщательно избегать нового совершения этого оскорбления. Память о Господе - самое действенное искупление. Веды всегда рекомендуют брахманам, которые подвергаются риску, медитировать на лотосные стопы Господа Вишну для защиты. Удерживать в памяти Имя Господа - то же самое, что и медитация на Его лотосные стопы. Святое Имя способно рассеять все совершенные оскорбления, ибо действует как лучший друг преданного. Господь Кришна - океан милости и прощения. Преданный должен прекратить общение с поклоняющимися полубогам и многобожцами, стремясь общаться лишь с преданными, поклоняющимися исключительно Кришне, как Всевышнему. Для того, кто благословлен любовью и преданностью и находит наслаждение в служении лотосным стопам Шрилы Харидаса Тхакура, эта "Харинама Чинтамани" дороже жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: