Искусство повторения Святого Имени 14 глава




3. Приемы повторения: а) «сидите ровно». Иога-шастры утверждают, что, если сидеть прямо, это способствует сосредоточению: «Правильная поза делает ум спокойным» («Раджа-тантра», 27,59), «Для очищения тела и успеха в йоге поза крайне необходима» («Рудра-ямала-тантра», 2.24.38-39), «Если отрабатывать хорошую позу, тело избавится от болезней и станет крепким и выносливым» («Граха-ямала», 2.85).

* - фраза Шрилы Прабхупады, которую он произносит на известной кассете, где записано, как он повторяет джапу вместе с учениками. Прим. переводчика.

б) повторяйте, не прерываясь. Однажды в Лос-Анджелесе ученики спросили Шрилу Прабхупаду, что доставляет ему больше всего удовольствия. «Повторяйте шестнадцать кругов джапы, не вставая с места и не прерываясь!» - ответил Шрила Прабхупада.

в) заботьтесь о том, чтобы произносить святые имена четко и ясно.

4. Сосредоточение. Соберите все мысли в одну; сосредоточьтесь на звуке.

5. Держите ум в повиновении: а) если ум блуждает, возвращайте его назад. Все, кто повторяет, смотрите в оба!!! Йога-шастры говорят, что тамо-гуна и сон обычно нападают на садхаку после часа занятий медитацией. Иными словами, если вы спокойно сидите и повторяете джапу уже больше часа, храните бдительность и следите за уровнем своей активности и внимания. Почувствовав сонливость и вялость, повторяйте громко, чтобы согнать тамо-гуну\ выйдите из помещения и прогуляйтесь с джапой', выпейте немного холодной воды и сбрызните ею лицо; сделайте ширшасану (стойку на голове) в течение двух минут, а также десять циклов пранаямы либо выполните несколько упражнений на потягивание. Освежившись и взбодрившись, сядьте вновь перед Туласи-деви и вернитесь к медитации.

б) пресекайте склонность вспоминать вчерашние, недельной давности или прошлогодние события. Птица ума летает на двух крыльях - прошлое и будущее. Обрубите ей крылья. Будьте здесь и сейчас: слушайте, повторяйте и помните - любить, служить и отдать всего себя! «Забудь о прошлом: это сон; и будущим не грезь ты никогда. Живи настоящим мгновеньем - оно поведет вперед тебя» («Шаранагати»).

в) не планируйте сегодняшние обязанности. Если ум настойчиво перебирает список покупок или перечень дел на сегодня, остановитесь на минутку, запишите пункты и повторяйте джапу со спокойным умом.

6. Постигайте четыре качества: старайтесь погрузить ум в размышления о четырех качествах, развивать которые советует третий стих «Шикшаштаки» Шри Чайтаньи, а именно - смирение, терпение, кротость и уважительное отношение ко всем.

7. Медитация. Повторяя святое имя, медитируйте на облики Радхи-Шьямы, либо на объяснения святых имен, данные ачаръя-ми прошлого.

8. Настроение. Повторяйте с тоской по Кришне, со жгучим желанием достичь Его и при этом плачьте по Нему. «Повторение святого имени в точности подобно неподдельному плачу ребенка, который зовет свою мать» («Наука самоосознания»).

Разумеется, все это нельзя делать искусственно. Однако можете не сомневаться, что Шри Кришна ответит на искренний и беспомощный плач смиренного преданного, который повторяет с раскаянием в сердце.

 

Повторяйте вместе со Шри Гуру

 

Как хрусталь окрашивается в цвет предмета, находящегося рядом, так и человек перенимает качества своего окружения. Шрила Прабхупада как-то раз сказал: «Общайтесь со святыми - и вы станете святым; общайтесь с пьяницами - и станете пьяницей». В этом разделе объясняется, как улучшить джапу, повторяя вместе со своим духовным учителем и другими чистыми преданными.

«Каждое утро Шрила Прабхупада сидел в храме, и преданные во главе с ним повторяли один круг джапы. После повторения с Прабхупадой они повторяли остальные пятнадцать кругов сами» («Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы», гл. 3).

Счастливые дни для нескольких везунчиков, которые повторяли джапу непосредственно со Шрилой Прабхупадой, давно прошли. Или нет? Искренний садхака всегда может общаться со своим милосердным Гурудевой, даже если гуру далеко от него или в нитъя-лиле. Просто сосредоточенно размышляя о духовном учителе, ученик устанавливает связь с ним. В ответ на мысли и молитвы ученика гуру пошлет свои благословения, руководство, силу и любовь. Восхитительный поток духовной энергии потечет от гуру к ученику, подобно тому, как мед переливается из одного сосуда в другой.

Патанджали говорит в «Йога-сутрах», что человек справится с наплывами мыслей, вритти, если будет сосредоточивать ум на том, кто поднялся над людскими страстями и привязанностями (вита-рага-вишайа ча читтам). Это значит, что, размышляя о ком-либо из свободных душ либо глядя на изображение такой личности, можно утихомирить ум, очистить сердце и усилить сосредоточенность на джапе. Памятование о продвинутых душах также очищает ум: «Человек получает одну сотую часть религиозных заслуг другого человека (пунья-пхала), думая о нем» («Пад-ма-пурана»; Уттара-кханда, 112,9-29).

Способность привлечь к себе благословения духовного учителя зависит от степени нашей веры. Благодаря искренней медитации на своего гуру можно по-настоящему ощутить его присутствие у себя в сердце. Несмотря на то, что мы не видим Прабхупаду, повторяющего джапу в храмовой комнате вместе с преданными, он все же присутствует для тех, кто желает общения с ним. По словам Шрилы Прабхупады, искренний ученик, просто повторяя Харе Кришна, всегда будет «скреплен воедино» с ним.

«Шрила Прабхупада сидел на старом ковре и говорил тихо, обращаясь прямо к нам: „Я могу уйти, но Гуру Махараджа и Бхактивинода будут здесь". Он посмотрел на картины, где были изображены его духовный учитель и Бхактивинода Тхакур. „Я попросил их милостиво позаботиться обо всех вас, моих духовных детях. Дедушка всегда заботится о внуках намного лучше, чем отец. Так что не бойтесь. Мы не разлучимся. Звук святого имени скрепляет нас вместе, даже если материальное тело и не присутствует здесь. Незачем волноваться о моем телесном присутствии. Просто продолжайте повторять Харе Кришна, и это скрепит нас воедино. Вы будете повторять здесь, а я буду повторять в другом месте, и этот звук охватит всю планету"» («Шрила Прабхупада лиламрита»).

Итак, можно всегда повторять вместе со Шрилой Прабхупа-дой или со своим Гурудевой. Сядьте перед фотографией Шрилы Прабхупады, помните его наставления повторять отчетливо и чисто, молитесь о его милости и тихонько произносите святые имена. Другой замечательный способ непосредственно общаться со Шрилой Прабхупадой - это повторять святое имя, слушая запись его джапы.

 

Повторяйте вместе с чистыми преданными

 

В «Харинама-чинтамани» неоднократно подчеркивается: для того, чтобы преодолеть нама-апарадхи, необходимо общаться с чистыми вайшнавами. К сожалению, нам редко выпадает возможность повторять джапу непосредственно вместе с нашим гуру или в кругу возвышенных вайшнавов. Однако Шримати Радхика, заботясь о благоприятном общении для всех преданных - и взрослых, и детей - из сострадания послала в этот мир Вринду-деви, Свою наиболее сокровенную служанку, и велела ей поселиться в каждой стране. Вринда-деви явилась здесь как деревце туласщ она живет у преданных и заботится о ростках их бхакти.

туласи-парикрама кара, туласи-севана нирантара кршна-нама кариха киртана

«[Нарада Муни сказал охотнику Мригари:] Каждый день ты должен обходить вокруг растения туласи. Служи Туласи, поливая ее водой и поднося ей благоприятные предметы, а также непрерывно повторяй Харе Кришна маха-мантру» (Ч.-ч., Мадхья, 24.261).

«Кем бы ни был человек, как бы ни складывались обстоятельства его жизни, он всегда в состоянии поселиться в маленькой хижине, посадить деревце туласи, поливать его утром, возносить Туласи молитвы и постоянно повторять Харе Кришна маха-мантру. Так он решительно продвинется по духовному пути» (Ч.-ч., Мадхья, 24.261, ком.).

Изначально Туласи-деви появилась во Вриндаване. И в каком бы уголке мира она ни росла, это место превращается во Вриндавану. Поэтому тот, кто повторяет перед туласи, получает двойное благо: он живет в святой дхаме, Вриндаване, и общается с чистой преданной.

«В доме, где живет Туласи-деви, с радостью селится Шри Кришна» («Падма-пурана», Патала-кханда).

На протяжении веков вайшнавы садятся перед Туласи-деви и повторяют святые имена. По беспричинной милости этой чистой преданной, которая погружена во враджа-прему, явившись при этом как скромное растение, бесчисленные садхаки становятся сиддхами. Если человек повторяет маха-мантру в присутствии Туласи-деви, его сердце быстро очищается и преданность Радхе-Го-винде усиливается.

«Повторение Харе Кришна маха-мантры, подкрепленное обетом, который дан перед Туласи-деви, обладает таким величайшим духовным могуществом, что просто благодаря одному этому человек становится духовно сильным» (Ч.-ч., Антья, 3.100, ком.).

«Тот, кто, повторяет мантры или возносит молитвы, сидя возле Туласи-деви, достигает цели гораздо быстрее» («Падма-пурана», Сришти-кханда).

Однако влияние всего этого благоприятного общения ослабевает, если сохраняется дурное общение. Как правило, за опасным общением не надо далеко ходить. «Старый друг», что сидит между нашими ушами, то есть наш ум, способен разрушить все в один миг. Для того чтобы получить полное благо от повторения рядом со Шри Гуру или Туласи-деви, такого рода общение надо отбросить.

Главное, что надо сделать для этого, - это отказаться от дурного общения со своим материалистическим умонастроением. Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что ум, который думает о Боге, - наилучший друг, но ум, забывший Бога, - злейший враг. Во время повторения джапы ум часто окунается в реку мыслей, что несется к океану рассеянности. Прошлые удовольствия, лица, друзья и семья, мирские стремления, неудовлетворенные мечты и похотливые желания заставляют эту реку течь, образуя в ней волны.

Остановите ум! Направьте его на Кришну: повторяйте громче и сосредоточьте все внимание на сладостном облике Шьямы в слогах - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе! Поместите поток мыслей в нужное русло: размышляйте о прекрасных трансцендентных обликах Радхи-Шьямы и помните Их божественные качества. Найдите в файлах своей памяти какую-нибудь забаву Божественной Четы и займите ею свои мысли...

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... На Радха-кунде полдень. Летнее солнце источает зной, Радхика окропляет Кришну душистой водой и бросает на Него взгляды, полные премы. Какая прелесть, какое блаженство: ум-друг размышляет о Радхе-Шьяме... Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!

 

Медитация на гуру и вайшнавов

 

Преодолеть преграды, которые мешают сосредоточиться на джапе, и осуществить свое желание совершать према-севу РадхеТовинде можно, просто помня чистых преданных.

гуру, ваишнава, бхагаван, - тинера смарана тинера смаране хайа вигхна-винашана анайасе хайа ниджа ванчхита-пурана

«Просто помня духовного учителя, преданных Господа и Личность Бога, человек избавляется от всех трудностей и с легкостью осуществляет свои желания» (Ч.-ч., Ади, 1.21-22).

Еще один прием - это разновидность повторения джапы вместе со Шри Гуру. Такая медитация обуздывает блуждающий ум, сосредоточивая его во время повторения Харе Кришна маха-мантры на трансцендентных обликах и играх знаменитых Гаудия-вайшнавов.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... Представьте себе Харидаса Тхакура, который сидит на подстилке из травы куша под деревом сиддха-бакула в Шри Пурушоттама-кшетре и повторяет три лакха чистых имен... Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... Нежный ветерок разносит по саду благоухание цветков бакула. Сидя лицом на северо-запад, Харидас Тхакур смотрит на чакру, увенчивающую вершину Джаганнатха-мандира, и сквозь нее вдаль, где находится земля Вриндаваны. Он закрывает глаза, и его сердце погружается в воспоминания о недавнем празднике колесниц... Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе...

Пока Господь Джаганнатха отдыхал на Своей колеснице, Ма-хапрабху с любовью преподнес участникам разбитой на группы санкиртаны сандаловую пасту и цветочные гирлянды. Когда Господь Гауранга, нанося сандаловую пасту на лоб Харидаса, коснулся его своей рукой, Харидас затрепетал от восторга... Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... После тщательных размышле-, ний Шри Чайтанья назначил Харидаса главным танцором в группе, где ведущим певцом был Мукунда. Пению Мукунды вторили Васудева, Гопинатха, Мурари, Шриканта и Валлабха Сена. Танцорами в других группах были выбраны Нитьянанда Прабху, Адвай-та Ачарья и Вакрешвара Пандит... Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе...

Семь групп санкиртаны, в каждой из которых было по танцору, оглашая округу звуками четырнадцати мриданг, пятидесяти шести пар каратал и голосами сорока двух певцов, окружили колесницу Господа Джаганнатхи стеной громоподобного звучания. Собравшись вместе, словно вереница облаков, преданные восторженно пели святые имена, и ливневые потоки слез катились из их глаз.

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... Ликующий Ха-ридас танцевал посреди этой громогласной санкиртаны, которая заглушала все остальные звуки и наполняла три мира блаженством... Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе.... Лаская тучи преданных Своими золотистыми руками, Шри Чай-танья Махапрабху перемещался из одной группы санкиртаны в другую, выкрикивая: «Хари! Хари!», «Джоя Шри Джаганнатха!»

А затем Господь Гауранга проявил Свою ачинтья-шакти, танцуя одновременно во всех семи группах.... Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... Каждый говорил: «Пролив на нас Свою милость, Махапрабху пришел в нашу группу. И теперь Он никуда больше не уйдет от нас!» Только антаранга-бхакты Господа, погруженные в шуддха-бхакти, могли постичь это чудо. Господь Джаганнатха чувствовал глубочайшее удовлетворение от санкиртаны, поэтому Он остановил Свою колесницу, чтобы посмотреть на представление... Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... (Ч.-ч., Мадхья, 13.30-56, в переработке автора)

 

В присутствии Господа

 

Шри Кришна - ближайший и самый дорогой друг. Единственное, что отделяет живое существо от доброжелательного Господа, - это слой мыслей, не связанных со служением Ему. На самом деле Господь и Его слуга, связанные навеки узами любви, неразлучны. Шри Кришна терпеливо ждет в сердцах Своих преданных, наблюдая изнутри за преданностью каждого.

Повторяя святое имя, закройте глаза и вообразите, что Кришна вышел из вашего сердца и сел напротив вас. Он действительно здесь, смотрит на вас сострадательным взглядом, глаза Его увлажнены, а лицо украшает нежная, обворожительная улыбка. Он наблюдает за выражением вашего лица, внимает вашей джапе, чувствует ваше настроение и биение вашего сердца. Кришна очень сосредоточенно слушает, как вы повторяете святые имена, и Он знает каждую вашу мысль.

Продолжайте повторять, в течение нескольких кругов созерцая присутствие Господа. Повторяйте очень искренно и серьезно, с глубокой верой и сильным чувством. В идеале, во время такого повторения ваше сердце должны наполнять такие же любовь и преданность, какие бы вы естественным образом ощутили, увидев Радху-Шьяму непосредственно. Это упражнение сблизит вас с Кришной, сделает ваше повторение более личностным и поможет осознать присутствие всегда любящего вас Кришны в сердце.

«Когда мы повторяем мантру Харе Кришна, мы напрямую общаемся с Кришной, так как святое имя - это воплощение Кришны. Нама-рупе кршна-аватара. Поэтому, если мы благоразумны, то должны относиться к имени с огромным уважением, ибо имя и Кришна суть одно. Представьте, что Кришна пришел сюда. Насколько почтительными стали бы мы в миг! Точно так же, когда мы повторяем мантру Харе Кришна, мы должны знать: Кришна здесь» (ЛШП, 30.10.72).

«Стоит вам приступить к повторению Харе Кришна, как Кришна начинает танцевать у вас на языке. Так что будьте осторожны. Это все равно что выражать глубочайшее почтение вашему духовному учителю, как только он появляется. Вы никогда не должны забывать, что Кришна здесь» (ЛШП, 20.10.68).

«Отвечая на вопрос: „Почему мы не чувствуем никакой близости к Кришне?» - Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: „Живое существо - слуга Верховного Господа. Но если вы не общаетесь с Господом и Его преданными и не служите им, разве вы сможете почувствовать близость к Господу? Если вы поглощены услаждением чувств и мирскими заботами - как вам услышать Господа? Вы должны отдать все свое внимание преданному служению, памятуя, что множество предыдущих жизней вы растратили на все остальное. Если преданный всегда старательно служит гуру и Кришне с великой привязанностью и любовью, он обязательно ощутит общение с Кришной"» («Прабхупада Сарае -вати Тхакур»).

наоса тшихами ваикунхе йогина ва хрдайе ча йатра гайанти мад-бхакта татра тишхами парада

«[Шри Кришна сказал:] О Нарада! Ни на Вайкунтхе, ни в сердцах йогов меня нет. Я нахожусь там, где Мои преданные поют Мое имя» («Падма-пурана»).

Однажды в Германии Шрила Прабхупада объяснял, каким образом повторение святого имени дает ощутить присутствие Кришны: «Когда вы повторяете имя Бога, вы тотчас же соприкасаетесь с Богом. И чем больше вы повторяете, тем более близким становится ваше общение с Ним. И тогда вам все открывается» (ЛШП, 22.06.74).

 

Увеличивайте решимость и количество кругов: 1 - 4 - 16-64

 

В Кали-югу ум человека настолько ленив, что хочет бросить дело, даже не попробовав взяться за него. Если человек не достигает немедленного успеха в своих попытках, его ум начинает упираться и ныть: «У-у-у, не могу я это делать. Чересчур тяжело. Я отказываюсь!» В наш век технического прогресса, когда жизнь стремительна, а мысль скудна, выполнять постоянную работу, поддерживать отношения, совершать бхакти-садхану, поститься в экадаши и заканчивать свои круги хари-номы - титанический труд.

Кришна учит Арджуну, что ум можно сделать более устойчивым, постоянно упражняя его и воспитывая в себе отрешенность. Устойчивый ум, который служит воле просвещенного хозяина, -самый полезный друг как на пути преданности, так и в жизни вообще. Для того чтобы с решимостью довести дело до конца, нужны старания, сосредоточенность мыслей, покорность и милость Господа.

Когда человек успешно справляется с намеченным, это вселяет в него еще больше решимости и воодушевления, чтобы взять на себя обязанность посложнее. Решимость - это внутренняя сила, и, если ее упражнять, она увеличивается. Несмотря на некоторую простоту, следующие советы помогут стать решительнее в повторении святого имени и внимательнее сосредоточиваться на нем.

Обет на один круг. Повторить одну молу (сто восемь бусин) джапы - это законченное служение, которое совершается для удовольствия Радхи-Кришны, явившихся в виде маха-мантры - Своем наиболее милосердном облике. Нельзя останавливаться посередине круга, доставать молу из мешочка или зажимать бусины прищепкой, отложив остаток на потом. Закончите круг! Представляете ли вы себе такое мангала-арати, где пуджари, после того как преподнес Радхе-Говинде светильник с гхи, просто сошел с алтаря, покинув Их? Провести мангала-арати - это законченное служение, которое занимает двадцать пять минут. Подобным образом повторение одной малы нама-джапы - это законченное служение, которое занимает около семи минут. Вы не вправе останавливаться посередине.

Это может показаться невозможным, однако пообещайте себе повторять один круг с полной сосредоточенностью. Сядьте прямо, закройте глаза и просто слушайте святое имя. Развивайте выносливость: не поддавайтесь насильственному натиску ума. Соберитесь и» сосредоточьте его! Не позволяйте капризным мыслям уводить вас в сторону. Помимо дыхания, шевеления языком и губами и нежных приливов любви в сердце, не должно быть никаких движений. Не надо чесаться, ерзать, сутулиться, раскачиваться из стороны в сторону, вертеться, хрустеть шеей или разговаривать с кем-то.

Семь минут могут показаться семью тысячелетиями. И все же сосредоточьтесь полностью на трансцендентном звуке и от всего сердца повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Обет на четыре круга. В «Харинама-чинтамани» сказано: «Четыре круга на четках составляют один грантхи. Четыре грантхи составляют шестнадцать кругов, а шестнадцать грантхи равняются шестидесяти четырем кругам».

Так как слово грантхи значит «узел», можно сказать, что четыре круга подряд образуют своеобразный узел, который еще крепче привязывает преданного к лотосным стопам Радхи-Говинды.

Если человек успешно придерживается обета на один круг, он может попытаться соблюдать обет на четыре круга. Следуя уже описанному выше правилу, надо пообещать сидеть неподвижно на одном месте, пока не будут завершены четыре круга джапы.

Обет на шестнадцать кругов. Если человек будет неуклонно хранить предыдущий обет, его способность сосредоточиваться и решимость возрастут. Теперь можно дать обет на шестнадцать кругов: повторять их целиком, не поднимаясь с места и соблюдая все остальные правила.

Обет на шестьдесят четыре круга. В любой благоприятный день, такой как экадаши, Гаура-пурнима или Радхаштами, можно дать обет повторить шестьдесят четыре круга джапы Харе Кришна, для того чтобы доставить удовольствие Шри Гуру и Радхе-Го-винде. Пообещайте себе четыре раза в течение дня сесть и закончить четыре грантхи, как вы делали это, выполняя обет на шестнадцать кругов. Но, если вы маха-йог, сядьте перед Туласи-деви и, не вставая, повторите все шестьдесят четыре круга.

 

Разновидности джапы

 

Нама-ачаръя Харидас Тхакур каждый день безупречно повторял 300 000 святых имен (сто девяносто два круга). Шестьдесят четыре круга он повторял безмолвно, мысленно, шестьдесят четыре круга - тихим шепотом и еще шестьдесят четыре круга -громко вслух. В «Хари-бхакти-виласе» описывается три верных способа повторять Харе Кришна маха-мантру:

 

1. Манаса. Мысленное повторение, без какого-либо внешнего озвучивания.

2. Упамшу. Тихое повторение, которое может слышать только сам садхака. Шрила Прабхупада, который обычно повторял джапу этим способом, объясняет благо от упамшу-джапы: «В нынешнем состоянии ум постоянно встревожен, полон беспокойств. Вы не можете сосредоточиться. Когда вы повторяете вслух, по крайней мере, вы слышите „Кришна". Ваш ум немедленно направляется на Кришну. И тотчас же вы невольно вступаете в общение с Ним» (ЛШП, 11.10.68).

3. Вачика. Громкое повторение, которое могут слышать все, как в киртапе, во сто крат благоприятнее упамшу-джапы. В «Чай-танья-бхагавате» рассказывается, как однажды кастовые брахманы потребовали от Харидаса Тхакура доказательств из священного писания, которое бы одобряло то, что он повторяет и поет святое имя громко. Харидас Тхакур ответил: «Ни одно священное писание не запрещает повторять святое имя громко. Более того, в „Шримад-Бхагаватам" (10.34.17) сказано: йан-нама гххнанн акхилан шротрн атманам эва ча садйар пунати ки бхуйас - „О Ачьюта, любой, кто повторяет и поет Твои святые имена, очищается сам и очищает всех, кто его слышит". А в „Нарадия-пуране" Махараджа Прахлада говорит: „Тот, кто повторяет святое имя Хари громко, в сто раз превосходит того, кто привязан к безмолвному повторению. Человек, повторяющий безмолвно, освобождает только самого себя, однако тот, кто повторяет громко, освобождает не только себя, но и любое другое живое существо, которое слышит его"» (Ч.-б., гл. 17).

Можно чередовать три эти вида повторения, чтобы лучше сосредоточиваться, сохранять вкус и усиливать влечение к джапе. Для разнообразия попробуйте повторять четыре круга манаси-джапы. Надо сомкнуть губы, прижать язык к небу (так он не будет шевелиться) и «мысленно произносить» каждое слово маха-мантры. Достичь успеха в манаси-джапе непросто: для этого надо направить все свое внимание на святые имена Кришны. Попробовав, вы увидите, насколько невнимательными мы можем быть, когда повторяем шепотом или громко. Например, когда человек повторяет громко, он может с лихорадочным напряжением «вымучивать» святые имена, в то время как ум и сердце при этом будут за миллионы километров от Кришны.

Вместе с тем, громкое повторение бывает весьма благотворным, особенно когда ум незаметно погружается в скуку, либо из глубин сердца всплывают призраки желаний. В таких случаях бодрая прогулка по свежему воздуху и несколько громких, «ударных» кругов помогут оживить внимание и интерес к джапе.

Все эти виды повторения доставляют удовольствие Кришне и очищают сердце, при условии, что человек совершает их искренне и с преданностью. Накопив опыт, садхака сможет выбрать наиболее действенный для него способ повторения. Он также вправе, следуя примеру Харидаса Тхакура, повторять джапу всеми тремя способами (беззвучно, шепотом и громко). Однако во всех усилиях на пути преданности садхака всегда должен искать руководства своего наставника и получать от него благословения на них.

 

Пять состояний ума и сердца

 

Пять основ повторения святого имени - это влечение, внимательность, погруженность, привязанность и любовь. Данные приемы джапа-медитации сочетают в себе понимание этих пяти состояний ума и сердца. Кроме того, есть молитвы, с помощью которых взывают к Шри Наме Прабху, чтобы достичь подлинного влечения, внимательности, привязанности, любви к святым именам Кришны и погруженности в них.

1. Влечение. Не поддающаяся осмыслению энергия Кришны, которая вызывает влечение, действует в мироздании повсюду - начиная с атомов и заканчивая космическими просторами. И невидимые движения нейтронов и электронов, и вращение по гигантским орбитам огромных планет и галактик происходит благодаря силе притяжения, или влечения, - энергии Кришны, с помощью которой Он распространяет Свое влияние по всему творению.

Во всех мирах нет никого прекраснее и привлекательнее Кришны. В духовном царстве каждый мужчина, каждая женщина, каждый ребенок, птица, зверь, насекомое, дерево, травинка, озеро, река, долина, холм, гора чувствует естественное и само собой возникающее влечение к всегда новым и неизменно сладостным именам, обликам, качествам и развлечениям Кришны. Несмотря на все это, у нас нет влечения к повторению святых имен Кришны. Шри Чайтанья описывает в «Шикшаштаке» отчаянное положение садхаки, который старается изо всех сил: дурдаивам идхшам ихаджани нанурагар - «О Господь! Я настолько неудачлив, что у меня нет привязанности к повторению Твоих святых имен».

Следующая молитва поможет вам усилить влечение к повторению Харе Кришна: «О Кришна! Меня влечет к столь многому. Так почему же меня совсем не влечет к Твоим святым именам? Меня привлекают разнообразные звуки, формы, вкусы, запахи и прикосновения. Но влечение ко всем этим материальным объектам чувств только все дальше и дальше уводит меня от Тебя. О Кришна! Пожалуйста, плени мое сердце и покори мой мятущийся ум. Благослови меня, чтобы я обрел несравненное сокровище -влечение к Твоим святым именам».

2. Внимательность. «Внимательность» - значит «устойчивая направленность ума», или «сосредоточение сознания на определенном объекте». На что бы человек ни направлял свое внимание, это глубоко запечатлевается в уме. Хотя ум способен перемещаться с одной мысли на другую с потрясающей скоростью, однако и Веды, и современная наука сходятся во мнении, что ум в одно и то же время может думать только о чем-либо одном. Это закон деятельности ума известен как «единичное мышление». К примеру, если человек с пристальным вниманием читает захватывающую книгу, он не слышит звуков вокруг себя.

Внимательность связана с интересом, или влечением. Все приятное полностью поглощает наше внимание, но то, что не сулит нам удовольствия, отталкивается в сторону Уму трудно сосредоточиваться на неинтересном. Например, сложно сохранять внимание - не говоря уже о том, чтобы не заснуть, - на лекции по «Бхагаватам», когда лектор сидит, словно изваяние, смежив веки, монотонно бормочет и, как попугай, декламирует одну за другой санскритские шлоки из «Бхагавад-гиты» в поддержку какого-нибудь простого философского положения. И напротив, если лектор смотрит на слушателей, пользуется в своей речи яркими оборотами и волнующими интонациями, рассказывая увлекательные, живые истории и выразительно жестикулируя, он легко завоевывает аудиторию.

Чаще всего во время джапы очень трудно удерживать внимание на святом имени, поскольку ум не приучен долгое время сохранять внимание. От однообразия джапы он начинает скучать и устремляется к чему-нибудь более приятному. Но если увеличить интерес, или вкус, к джапе, то можно повторять ее более внимательно. Это достигается с помощью различных приемов сосредоточения, приведенных в данной книге.

Попробуйте такую молитву: «О Кришна! Тхакур Бхактивино-да предостерегал нас, что невнимательность - главные ворота в царство апарадх. О Кришна! Пожалуйста, позволь мне почувствовать немного наслаждения от Твоих имен, чтобы я смог направить все свое внимание на джапу. Пусть Твои святые имена глубоко запечатлеются в моем уме».

3. Погруженность. Быть погруженным во что-либо - значит сделать это частью себя, быть захваченным этим, или всецело занять, наполнить этим свои мысли. Нашей жизни свойственна погруженность. Каждый день мы погружаемся в сон, погружаемся в наслаждение вкусом прекрасной пищи, погружаемся в чтение замечательной книги. Однако по какой-то причине нам очень сложно погрузиться в джапу. Возносите следующую молитву, и она поможет вам погрузиться в повторение Харе Кришна:

«О Кришна! Пусть, повторяя Твои святые имена, я войду в безграничный мир сознания. Пусть я забуду о теле и обо всем, что меня окружает, и предвечный звук единения с божественным захватит мою душу. Пусть маха-мантра, сотканная из махабхавы, обволакивает и пронизывает каждую частичку моего бытия. О Кришна, пусть меня, единого с Твоими желаниями, единого с Твоей любовью, полностью поглотит служение Твоим святым именам. О Кришна! Пожалуйста, помоги мне без остатка погрузиться в повторение Твоих святых имен!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: