Стадии правотворческого процесса




 

Анализ юридической литературы по вопросам правотворчества свидетельствует, что законотворчество является разновидностью правотворчества, если дифференцировать последнее по юридической силе. Принимая во внимание, что одним из признаков правового государства является верховенство закона, целесообразнее стадии правотворческого процесса рассмотреть на примере законотворчества, как официально установленного порядка деятельности по созданию высших нормативных правовых актов государства[9].

Современный законотворческий процесс включает в себя следующие взаимосвязанные стадии:

Предварительная подготовка проектов – это наиболее творческий и наименее регламентированный этап законотворческого процесса.

Унифицированной схемы подготовки законопроектов нет. Законопроекты различаются по объему, структуре, сложности, задачам в регулировании общественных отношений. Тем не менее, в подготовке проектов законов можно выделить некоторые общие черты, стадии, которые должны соблюдаться независимо от вида законопроекта:

- формирование идеи (концепции) законопроекта;

- создание рабочей группы;

- работа над текстом законопроекта;

- апробация, экспертиза подготовленного законопроекта;

- подготовка сопроводительных документов.

Законодательная инициатива рассматривается как обычно закрепленное в конституции или специальным законом право определенных субъектов права ставить вопрос об издании закона и вносить соответствующий законопроект в парламент.

В учебной литературе содержание права законодательной инициативы рассматривается как совокупность трех элементов:

1. Возможность управомоченного лица – субъекта права законодательной инициативы – внести в законодательный орган законопроект или законодательное предложение.

2. Возможность субъекта права законодательной инициативы требовать от парламента включения законопроекта или законодательного предложения в повестку дня или представления мотивированного отказа.

3. Возможность субъекта права законодательной инициативы обратиться к уполномоченным органам за защитой своих нарушенных прав.[10]

Обсуждение законопроекта включает предварительное его рассмотрение в специальных комитетах и комиссиях парламента, а затем - рассмотрение на пленарном заседании, получившие общее название «чтения». Это наиболее важная и объемная стадия законодательного процесса, в рамках которой выделяются отдельные элементы, являющиеся самостоятельными: чтение, обсуждение в комитетах и комиссиях.

Принятие закона предусматривает наличие кворума, который гарантирует присутствие определенного числа парламентариев, необходимых по регламенту для процедуры окончательного звания.

Утверждение закона необходимо при наличии двухпалатного парламента, где верхняя палата одобряет закон. В случае неодобрения предусматриваются согласительные процедуры, позволяющие учесть мнения всех или большинства парламентариев и их объединений в обеих палатах.

Промульгация закона как стадия, удостоверяющая его принятия, которая заключается в подписании главой государства представленного ему акта с последующим направлением законодательного акта для опубликования и введения в юридическую силу.

Обнародование закона завершает законодательный процесс обязательным условием его вступления в силу. Опубликование закона означает помещение его текста в установленном официальном печатном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст закона.

Целью данной стадии законодательного процесса является официальное доведение до сведения исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с законом общественности, граждан и государственных органов, издание разного рода официальных дубликатов.

Официальное опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени уполномоченного субъекта законодательного процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно ссылаться в сводах и собраниях законодательства, актах применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д.

Дата опубликования имеет важное значение, поскольку от неё ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу. Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу. Это является одним из основополагающих конституционных принципов современных государств: неопубликованные законы не применяются (ст.15 Конституции РФ). Невозможны в этом случае и другие формы его реализации – соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы, то их опубликование есть необходимое условие получения гражданами такого знания.[11]

По мнению Пиголкина А.С., официальное опубликование – завершающая стадия законодательного процесса, для которой характерны следующие признаки:

1. Носит юридический, официальный характер, происходит в нормативно определенных рамках;

2. Осуществляется от имени или по прямому нормативно закрепленному поручению представительного органа;

3. Выполняет информационную функцию, которая заключается в доведении до всеобщего сведения текста закона путем его первичного обнародования (оглашения), и функцию удостоверения, поскольку результатом является официальное издание, то есть документ, удостоверяющий действие закона, его точный текст, на который можно ссылаться в процессе применения норм права, в российских изданиях и т.д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: