Формы систематизации законодательства




правотворчество систематизация законодательство

В зависимости от степени обработки нормативно-правового материала выделяют следующие основные виды юридической систематизации:

Учет и консолидация.

Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т. д. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и т. д.).

Выделяют следующие виды учёта законодательства: журнальный учет; карточный учет; ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; автоматизированный учет законодательства.

С течением времени в любой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Возможный путь преодоления такой множественности – консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой большое число нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы.

Консолидацию можно рассматривать как своеобразный вид правотворчества[24] (принимается компетентным правотворческим органом и имеет все официальные реквизиты), особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). Поэтому консолидацию, ряд авторов[25],[26], рассматривают как форму систематизации, выполняющую вспомогательную роль, не имеющую самостоятельного значения, как этап в переходе от инкорпорации к кодификации, наиболее совершенную форму инкорпорации.

2. Инкорпорация — это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке. Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. По словам Д.А. Керимова, инкорпорация – "это средство "уплотнения" законодательства"[27], так как позволяет не учитывать официально отменённые документы, исключая повторение нормативных актов.

Инкорпорация – низкий уровень систематизации и предпосылка для кодификации. В свою очередь, инкорпорация связана с учетом, поскольку базируется на определенном максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить нахождение всех необходимых актов. Особенность инкорпорации состоит в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы, убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, также вносятся изменения редакционного или технического характера.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства, по субъекту, производящему систематизацию, выделяют следующие виды инкорпорации:

- официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов, и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности; Примером официальной инкорпорации может служить изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР;

-официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например. Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах;

- неофициальная инкорпорация осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация. В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Изданиями, где все из помещаемых актов сохраняют свое самостоятельное значение и первоначальную форму, являются:

сборники как упорядоченные издания законов и иных нормативных актов, принятых в основном рядом правотворческих органов на тематической основе (например, сборники трудового, финансового, земельного или иного законодательства, включающие соответствующие акты различных по уровню государственных органов);

бюллетени - инкорпорированные издания нормативных актов определенных правотворческих органов на хронологической основе (к примеру, бюллетени министерств и других исполнительных органов государственной власти);

собрания, к которым относят инкорпорированные издания нормативных актов - высших органов государственной власти страны, помещаемые в хронологическом порядке (примером может служить «Собрание законодательства Российской Федерации»);

своды законов - официальное систематизированное полное собрание всех без исключения действующих нормативных актов общегосударственного значения, публикуемое по предметному принципу, т. е. по отраслям и институтам законодательства. Свод законов государства признается важнейшим видом инкорпорации, источником официального опубликования и результатом значительной законотворческой работы в сфере систематизации законодательства.

3. Кодификация – это форма (вид) систематизации, при которой происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала, заключающаяся в создании нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта[28].

В процессе кодификации составитель стремится не только объединить и систематизировать зарекомендовавшие себя действующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1. кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2. такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью);

3. будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний;

4. кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;

5. предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

6. акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения).

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

1. всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап — создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов»;

2. отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.);

3. специальная (комплексная) кодификация — это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (налоговый, лесной кодексы и т. д.).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. В российской юридической науке сформировалось два принципиально разных подхода к понятию правотворчества – суть первого состоит в том, что под правотворчеством понимают процесс познания, оценки правовых потребностей общества, а также создания норм права; суть второго сводится только к процессу создания нормы права.

2. Вопрос о принципах правотворческой деятельности продолжает оставаться дискуссионным. Исследованные в курсовой работе принципы правотворчества являются результатом обобщения теоретических и нормативных источников; однако для окончательного решения вопроса о формировании исчерпывающего списка принципов правотворчества необходимы специальные научные исследования.

3. Аналогичным образом обстоит дело и с вопросом о классификации правотворческой деятельности, поскольку в юридической литературе нет единого подхода к этому вопросу, то в курсовой работе рассматривались виды правотворческой деятельности на основе анализа мнений различных ученых.

4. Круг субъектов правотворчества, как элементов правотворческого процесса, получивших нормативное закрепление, определен в Конституции и законах, однако проблемным остается вопрос о соотношении субъектов и участников правотворческого процесса.

5. Количество стадий правотворческого процесса тесно корреспондируется с широким или узким пониманием процесса правотворчества, автор, придерживаясь широкого понимания правотворчества, и перенося акценты на процесс создания закона считает, что правотворчество включает в себя предпроектный и проектный этап, каждый из которых, в свою очередь, делится на стадии.

6. Законодательство как понятие юриспруденции и правовой практики трактуется неоднозначно, нередко вбирая в себя и всю совокупность правовых норм, функционирующих в государстве, и ограничиваясь лишь отдельными законодательными актами, которые регулируют определенную сферу правовых отношений.

7. Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

 


Список используемой литературы

 

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.

2. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. – М.: Городец, 2000.

3. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. д.ю.н., проф. Р.Ф.Васильев. – М.: Юриспруденция, 2000.

4. Законотворчество в Российской Федерации. Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2000.

5. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998.

6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М., 1996.

8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Спарк», 1998.

9. Марченко М.Н. Источники права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

10. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.

11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА, 2000.

12. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. Марченко М.Н. т. 2. Теория права. – М.: Зерцало, 1998.

13. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

14. Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002.

15. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004

14. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-практическое пособие. Отв. ред. А.С.Пиголкин. – М., 2000.

15. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999.

16. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. ПиголкинаА.С. – Спб.: Юридический центр Пресс, 2003.

17. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2005.

18. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002.

19. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юристъ, 2000.

20. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О.Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000.

21. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

 

 


[1] Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.373.

[2] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – с.319.

[3] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. проф. Марченко М.Н. т. 2. Теория права. – М.: Зерцало, 1998. – с. 164.

[4] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Спарк», 1998. – с.242.

[5] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – с.320.

[6] Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.376.

[7] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.163.

[8] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.167.

[9] Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.383.

[10] Теория государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко. М., 1987. – с. 353, 354.

[11]. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. – с.443.

[12] Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.390.

[13] Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – с. 55.

[14] Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002. – с. 197.

[15] Марченко М.Н. Источники права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 98.

[16] Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2005. – с. 177.

[17] Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юристъ, 2000. – с. 419.

[18] Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999. – с. 67.

[19] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – с. 330.

[20] Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – с. 395.

[21] Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: Юридический центр Пресс, 2003. – с. 20-21.

[22] Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 219.

[23] Керимов Д.А. Законодательная техника. – М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 91.

[24] Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 228.

[25] Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 90.

[26] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – с. 330.

[27] Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 84.

[28] Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000, с. 207



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: