Этапы
1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации
2. Цели организаций социальной защиты формируются и устанавливаются на основе миссии организации.
3. На третьем этапе процесса стратегического планирования, после установления миссии и целей организации, изучается внешняя среда организации.
4. Управленческое обследование сильных внутренних и слабых сторон организации – методическая оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон
Этапы стратегического планирования на предприятии:
1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.
9. Функции стратегического финансового планирования. Отличие перспективного планирования от прогнозирования.
Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Главная задача С.П. – обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предприятия . При стратегическом планировании решаются четыре основные задачи:
1. Распределение ресурсов (кадры, технология, производственные и финансовые ресурсы).
2. Адаптация к внешней среде (улучшение отношений с окружением компании).
3. Внутренняя координация (обеспечение эффективности в организации производства с учетом сильных и слабых сторон).
4. Формирование стратегической организационной культуры (развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянный поиск, изменений, усвоение опыта).
Этапы стратегического планирования:
Формулировка миссии организации (общей цели) и конкретных путей для ее достижения.
Изучение внешней среды. При этом оцениваются три параметра, т.е.
- изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии, - факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии (например, контроль за деятельностью конкурента), - Изучение внутренних потенциальных возможностей
Стратегические альтернативы, т.е. рост, сохранение, переориентация, ликвидация и далее выбор направления деятельности.
Отличия стратегического планирования и прогнозирования заключаются в следующем:
- Стратегическое планирование вырабатывает стратегические цели, обязательные для осуществления. Прогнозирование дает информацию о возможных изменениях окружающей и внутренней среды, на основании которой вырабатываются стратегические цели. Следовательно, характер планирования - директивный, а прогнозирования – информационный.
- Объектами прогнозирования являются возможные действия государства, конкурентов, потребителей, динамика развития, объективные закономерности деятельности в условиях рынка. Объектом планирования является то предприятие, для которого разрабатывается план. Стратегический план вырабатывается с учетом прогнозирования, но не может планировать действия объектов прогнозирования.
10.Бизнес–план инвестиционного проекта. Планирование инвестиций. Планирование инноваций. Планирование источников финансирования.
Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.
В общем виде план инвестиций на предприятии состоит из двух разделов: плана портфельных инвестиций и плана реальных инвестиций (капитальных вложений):
план портфельных инвестиций — это план приобретения и реализации предприятием акций, облигаций и других ценных бумаг;
план реальных инвестиций — это план инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия.
Бизнес-план инновационного проекта опирается на общие методологические принципы. При этом при подготовке бизнес-плана необходимо учитывать специфику этих проектов, их высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциал.Основным критерием актуальности разработки бизнес-плана является уровень проработки научной идеи, и её близость к возможной коммерческой реализации.
Источником финансирования разработки бизнес-плана могут быть:
- собственные средства предприятий
- внебюджетные фонды министерств и других органов государственного управления
- средства потенциальных инвесторов
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается на весь период реализации. Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год
Направлениеформированиястратегическихфинансовыхцелейфирмы. Этапы технологического процесса разработки финансовой стратегиифирмы.
Целью и результатом стратегического планирования является формирование стратегии предприятия.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегические цели предприятия характеризуют направления его развития, выход на новые рынки сбыта, масштабы деятельности предприятия, потребительские качества продукции или услуг, производимые предприятием, повышение уровня обслуживания потребителей и удовлетворения их потребностей, а также, отражают желаемые количественные показатели для предприятия
Процесс стратегического планирования включает этапы:
1. Определение миссии предприятия состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
3. Анализ внешней и внутренней среды.
4. Разработка и анализ стратегических альтернатив. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении поставленных предприятием задач.
5. Выбор стратегии. Принятие решений по стратегическим вопросам осуществляется в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями.
Все многообразие стратегий объединяется в четыре основные группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования.
12. Стратегическое и оперативное управление. Различия между стратегическим и тактическим планом.
Стратегическое управление - по сути управление, опирающееся на человеческий потенциал, который есть основа фирмы; оно ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, при этом гибко реагируя и проводя необходимые изменения внутри фирмы.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
Оперативное управление опирается на создании и поддержании высокого уровня мобильности, а также управляемости и реактивности управленческих процессов и объектов в организации, немедленном вмешательстве руководителя в процесс работы фирмы и мгновенной реакции управляемого контура.
Различия между стратегическим и тактическим планом. Стратегический план - это образ будущего предприятия, поэтому он составляется на 5 - 10 и более лет в зависимости от целей, поставленными владельцами или руководством предприятия.
Под оперативным планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей.
Различия между стратегическим и тактическим планированием:
1. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
2. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании - краткосрочностью.
3. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом - многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
13. Основные элементы тактического финансового плана. Последовательность разработки тактического финансового плана.
Основные элементы тактического финансового плана:
1. Основные бюджеты:
- доходов и расходов;
- движения денежных средств;
- расчетный баланс.
2. Операционные бюджеты:
- объем продаж;
- запасов готовой продукции;
- производственный бюджет:
- управленческих расходов;
- коммерческих расходов.
3. Вспомогательные бюджеты:
- план капитальных (первоначальных) затрат;
- кредитный (инвестиционный) план.
Последовательность разработки тактического финансового плана.
Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных целей стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.
Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за шесть-семь месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей.
На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов план
Планирование производственной программы. План производства и реализации продукции. Основные показатели производственной программы.
Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Производственная программа состоит из трех разделов:
1. План производства продукции в натуральном выражении
2. План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;
3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
План производства и реализации продукции.
Планирование производства и реализации продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов, распределение работ, выбор форм и методов.